Цели:
- закрепить знание названий пернатых друзей;
- уметь различать их по внешнему виду,
- знать повадки птиц и приспособленность их к среде обитания;
- прививать любовь и бережное отношение к природе,
- расширять кругозор учащихся,
- развивать наблюдательность и внимание к окружающему миру.
Оборудование:
- запись голосов птиц,
- видеоматериал о птицах,
- пословицы, рисунки и аппликация о птицах,
- выставка книг,
- буквы в конвертах,
- названия команд,
- картинки с изображением птиц - героев сказок, экран,
- компьютер,
- проектор.
Ход мероприятия
Вступительная часть.
Учитель. Тема нашего классного часа спрятана в загадке:
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это :.(птица).
(Показываю на слайдах птиц Сахалинской области: клест, выпь, поползень, жаворонок). Сегодня мы узнаем, кто из вас знает больше о жизни и повадках птиц.
Начиная с 1923 года школьники нашей страны ежегодно в марте - апре-ле проводят традиционный День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые, стремительные полеты, мелодичное пение.
Наблюдая пернатых, люди расширяли свои знания. Стремление нау - читься летать зародились при взгляде на птиц. Наблюдение за их жизнью сыграли большую роль в развитии естественных наук.
Сегодня день птиц празднуют сотни тысяч школьников. Они готовятся к этому дню очень тщательно: делают домики, кормушки и развешивают их для привлечения птиц.( Слайды: дети развешивают кормушки). Но прежде давайте выясним, кто, же такие птицы.
1 уч. Птицы - это песнь и полет. Это голоса наших лесов, полей, гор и пустынь. Песни птиц звучат на земле круглый год, голоса их слышны днем и ночью. (Запись голоса соловья, слайд с соловьем).
2 уч. Птицы - дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.(Слайд с ястребом).
3 уч. Птицы - дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.(Слайд с попугаями и мандаринкой).
4 уч. Птицы - верные наши помощники, защитники наших лесов, полей, садов, огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.(Слайд с грачом).
5 уч. Птицы - это тайна и красота. Птицы - наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!(Слайд: грач, яст- реб, мандаринка).
Учитель:
Птицы везде - над вами, вокруг вас, вдали, рядом. Нельзя представить нашу планету без птиц. Они приносят много пользы.
Всего на земле шаре насчитывается около 8600 видов пернатых. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке непо-далеку от вашего дома, надо знать. О них нужно заботиться, а порой и охра-нять от любителей охоты за птицами.(Слайд: дети кормят голубей).
6 уч.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
7 уч.
Сколько гибнет их - не счесть!
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
8 уч.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
9 уч.
Хочу, чтоб в мире
Было много света,
Хочу, чтоб в мире
Было больше лета,
В котором - солнце, птичьи голоса,
И на траве - зеленая роса.
Учитель.
Прежде чем мы начнем игру, мне хотелось бы обратить внимание на выставку книг. Все они о живой природе, о братьях наших меньших, а имен-но о птицах, о которых мы сегодня и поговорим. Вы можете взять их в нашей библиотеке. О птицах написано много книг. Насколько хорошо вы знаете жизнь и повадки птиц, мы узнаем из результатов КВНа.
Конкурсная программа
Представление жюри
В нашей игре принимают участие две команды. Они собрались вместе, чтобы показать свое остроумие, находчивость и умение. Сейчас мы узнаем названия команд. В конверте находятся буквы, из которых надо составить слово. Затем каждая команда дружно произносит его хором.("Снегири", "Синички").
Конкурс 1. "Бей ответом прямо в цель".
Сейчас у нас небольшая разминка. Команды должны будут ответить на вопросы по очереди, то есть "Бей ответом прямо в цель!". За правильный ответ 1балл.(Показываю слайды с птицами).
- Какая птица выше всех летает? \орел \
- Какая птица самая большая в мире? \страус \
- Птица - кашевар из детского стишка. \ сорока \
- Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? \одинаковая \
- Какая птица является ближайшей родственницей Снегурочки?
- Какую птицу называют крылатым почтальоном?
- Чем отличаются гнезда вороны и кукушки? \кукушка гнезда не вьет \
- Что птицам страшнее- голод или холод? \голод \
Давайте с вами представим, что мы пришли в лес. Рассвет, с реки незаметно ползет голубой туман. Но вот туман розовеет, восходит солнце! С первыми лучами просыпаются птицы. Их голосами наполняется наш лес. Шумят, галдят, кричат с утра до вечера пернатые. Разговаривают друг с другом. Давайте послушаем их разговоры. (Слайд леса,). \ звучат голоса птиц : глухарь №11, синица №26, рябчик №33, на экране показ этих птиц \. Эти птицы обитают в наших лесах.
Конкурс 2. "Смотри не ошибись" \о птичьих голосах \
- Стрекочет кто? \сорока \
- Кудахчет кто? \курица \
- Утка что делает? \крякает \
- Ворона что делает? \каркает \
Конкурс 3. "Птичьи трели"
Вы послушали пение птиц, угадали, кто как говорит. А теперь сами попробуйте поговорить птичьими голосами.
Карточки с заданием - изобразить:
- пение кукушки (для одной команды)
- пение воробья (для другой команды). \ задание выполняет один игрок \
Конкурс 4. "Собери пословицу о птицах"
Каждой команде дается конверт со словами. Участники должны соста- вить из слов пословицы, прочитать их. Кто первый составит правильно, полу- чает 3 балла. Дополнительный балл, если объяснят смысл пословицы.
- Лес без птиц и птицы без леса не живут.
- Всякая птица своим клювом сыта.
- Увидел грача - весну встречай.
Грач вестник весны на материке. А в нашей местности кто является вестни-ком весны? \слайд трясогузки \
Ученик читает стихотворение о ней.
Трясогузка, трясогузка -
Полосатенькая блузка!
Я тебя всю зиму жду,
Поселись в моем саду
И за ставенкой резной
Свей гнездо своё весной.
Сообщение о трясогузке ученицей.
Прилетает трясогузка в наши края ранней весной, когда на реках и озёрах ещё лежит лёд. В народе её называют "ледоломкой" - птичка бегает по льдинам, ищет вмёрзших в лёд жучков, трясёт хвостиком - " лёд ломает". Свои гнёзда трясогузки обычно устраивают в кустах по берегам рек и ручьёв. Ведь вблизи воды легче раздобыть корм. Комары, мотыльки, мошки, бабочки, жуки - любимая еда трясогузок.
Друзья, вы не устали сидеть? Предлагаю всем вместе станцевать "Танец утят". ( звучит музыка, все танцуют)
Все мы - и взрослые, и дети - любим сказки.
Следующий конкурс называется "Кто лучше знает сказки?" Конкурс 5.
Каждой команде предлагается посмотреть на рисунки с изображением героев разных сказок. Одним из действующих лиц в них обязательно является птица. Вспомните название сказок. За ответ 1балл. Дополнитель- ный балл за автора.
Петушок . \ "Сказка о золотом петушке". А. Пушкин.
Ласточка. \ "Дюймовочка". Г.Х.Андерсен.
Лебедь. \ "Дикие лебеди".
Утенок. \ "Гадкий утенок".
Конкурс 6. "Угадай загадку"
- Крылатый, горластый, красные ласты. \ гусь
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. \дятел
- Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. \сорока
- Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. \грач
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес:\павлин.Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать - дворец,
Прилетай скорей:\скворец
Конкурс 7. "Летает - не летает"
Иногда говорят: "животные и птицы". Птица - это тоже животные. Но от всех животных они отличаются тем, что тело их покрыто перьями, они умеют летать. Перо легкое и крепкое - это "одежда" птиц.
А сейчас упражнение на внимание. Если животное, которое я называю, летает, вы поднимает руки вверх, если нет - хлопаете в ладоши: синица, утка, пингвин, горилла, выхухоль, оляпка, сойка, мышь, воробей, снегирь, кошка, альбатрос, лошадь.
Конкурс 8. "Узнай птицу"
А сможете ли вы узнать птицу по характерному признаку? Соедините стрелками признаки названия птиц. Каждой команде дается карточка со словами:
Птица - плотник Баклан Птица - строитель Кукушка Пернатый солист Сова Ночной хищник Дятел Легкомысленная мамаша Ласточка Птица рыболов Соловей
(По ходу конкурса учитель делает небольшие сообщения о птицах и показывает слайды с этими птицами.)
Птица - рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину на 5 м. и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке. Каждая птица съедает в день 700-800 г. рыбы. Бакланы воруют рыбу из сетей, охотятся на нее вблизи берегов и в море, истребляют ее, когда идет на нерест.
Птица - плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых. Поэтому и говорят: "Заладил, как дятел".
Птица - строитель (ласточка). Самыми искусными считают иволгу ласточку. Гнезда ласточек - саланган или стрижей - саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.
Пернатый солист (соловей). Недаром об этой птицы говорят: "В лесном оркестре он первая скрипка - самая трепетная, самая звонкая". Среди полезных насекомоядных птиц соловьи занимают одно из первых мест, поскольку в большом количестве уничтожают насекомых - вредителей.
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком.
Легкомысленная мамаша (кукушка). Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает.
Правила общения с птицами.
Пока жюри подводит итоги, ответим на вопросы.
- Чем полезны птицы человеку? (Уничтожают вредителей, полезны пением и общением, как объект промысла).
- А наносит ли вред птицам человек, какой?
- Какие же правила надо соблюдать каждому из нас?
После ответов учащихся, на экране слайд с правилами. Чтение "цепочкой" детьми этих правил.
* не разорять гнезда.
* не ловить и не убивать.
* не трогать яйца и птенцов.
* подкармливать в зимнее время, главная цель - защита птиц от голода.
* делать кормушки.
*охранять от кошек, собак.
* летом и осенью запасать корм для зимующих птиц (семена растений, ягоды рябины, шиповника).
Итог
(Члены жюри объявляют результаты и награждают участников).
Молодцы! Вот и подошел к концу наш КВН. Спасибо всем, кто принял участие в нем. Давайте на прощание послушаем стихотворение "Давайте сохраним".
10 уч.
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
11 уч.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
12 уч.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.
П.Старшинов.