"Красная книга" Красноярского края

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Красная книга Красноярского края. (Слайд №1)

Продолжительность урока: 35 минут.

Место проведения: ЗАТО п. Солнечный МОУ-НОШ №1, 2-й класс “Б”.

Количество учащихся в классе: 27 человек.

Предмет: природа и экология Красноярского края.

Учитель: Агабалиева Людмила Юрьевна, 12 разряд, II квалификационная категория.

Цель урока: познакомить учащихся с существованием Красной книги.

Задачи урока:

  1. Рассказать о существовании Красной книги Красноярского края, содержащей сведения о редких, исчезающих растениях нашей местности.
  2. Уметь применять ранее полученные знания о взаимосвязях в природе в рассуждениях и умозаключениях.
  3. Прививать любовь и бережное отношение к природе, желание заботиться об окружающем мире.

Методические приёмы: рассказ, беседа, самостоятельная работа, работа по учебнику.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма работы на уроке: фронтальная.

Оформление урока: Красная книга Красноярского края, картины природы, книги для выставки, знаки “Правила поведения в природе”, плакат “Будь природе другом”, раздаточный материал.

Оборудование урока:

1.Техническое обеспечение: демонстрационный экран, мультимедийный проектор, персональный компьютер (ПК)-1.

2.Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Word, CD “Природа.

Человек. Общество”, программы сканирования и обработки изображений.

Литература:

  1. Г.А. Булатникова “Общение с природой как средство экологического образования младших школьников”. Журнал Начальная школа №12-1999г., с.61-65.
  2. Г.В.Раицкая, С.А.Шахматова, С.Г. Ананьева “Природа и экология Красноярского края”, учебное пособие для учащихся 2 класса, г.Красноярск, 2006г.
  3. В.Н.Иванкова “1000 загадок, поговорок, скорговорок”, – М.ООО-“Аквариум-Принт”, 2006.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель:

Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!

Показ слайда №2.

– О какой планете здесь говорится?

(О планете Земля)

– Почему говорится, что она одна?

(Только на Земле есть жизнь)

– Рассмотрите эту зелёную красоту. Какие чувства у вас возникают?

(Захотелось там побывать)

– Где бы вы хотели оказаться? Почему?

(В лесу, в горах, на реке.)

– Каких животных вы могли бы там встретить, какие растения увидеть?

(Диких животных, цветы.)

– Как прекрасны эти творения природы! Ими бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли.

Вот сегодня, на уроке, мы с вами поговорим о Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем. Какие животные, птицы, растения занесены в эту книгу.

Узнаем, что же нужно делать для того, чтобы они не исчезли с лица земли навечно.

3. Изучение новой темы.

Учитель:

– В прошлом веке люди впервые всерьёз стали беспокоиться о сохранении природы. Был создан Международный союз охраны природы и природных ресурсов. По заданию этого союза учёные мира стали изучать, каким растениям и животным планеты надо помочь в первую очередь. Составили списки. Потом списки издали в виде книги. Назвали её Красная книга фактов. Это и была первая Красная книга.

– Почему книгу назвали Красной?

Красный цвет-сигнал запрета, понятный людям всего мира. Горит красный светофор – значит, проезда нет, прохода нет. Стой, человек!

Красная книга-это своеобразный сигнал опасности, угрозы. Красный цвет-цвет крови, цвет жизни. А пока есть жизнь – есть надежда.

Слайд №3(Красная книга).

В 1966 году была издана Международная Красная книга. В нашей стране такая книга появилась в 1978 году. Красная книга Красноярского края появилась в 2000 году. В ней содержатся сведения о редких и исчезающих видах животных и растений в Красноярском крае.

Ученик:

Все-все на свете,
На свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников злых и свирепых!
Нужны все на свете!
Нужны все подряд -
Кто делает мёд и кто делает яд.
А если нам кто-нибудь лишним покажется,
То это, конечно, ошибкой окажется!

Учитель:

– Угроза исчезновения возникла над многими видами растений. В Красноярском крае произрастают около 130 видов редких и исчезающих растений, из них 47 видов рекомендовано для государственной охраны, а остальные для охраны на уровне края.

Все растения полезны для человека, зверей и птиц. Из древесины получают более 20 тысяч различных продуктов и изделий. Есть у нас растения, содержащие жир и эфирные масла, лекарственные вещества, имеющие декоративное значение.

– Подумайте, почему каждый день исчезают навсегда животные и растения?

1 ученик:

– Много деревьев вырубают люди для получения древесины.

Её требуется очень много. С каждым годом на нашей планете остаётся всё меньше лесов.

2 ученик:

– Загрязняются воздух и водоёмы. А они необходимы для жизни человека.

3 ученик:

– Из-за всего этого страдают многие животные и растения, болеют люди. Но растениям и животным приходится трудно и потому, что люди часто рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха и мяса, а иногда просто так, ради развлечения.

Учитель:

– Какой вывод можно сделать из сказанного? Нельзя рвать без надобности растения, убивать животных, вырубать леса и загрязнять воду и воздух.

4. Знакомство с редкими растениями.

В настоящее время численность некоторых растений края сильно сократилась, другие стали редкими, а иные находятся на грани исчезновения. Вот некоторые из них.

Просматривая слайды названия растений записывайте в свою тетрадь.

1. Жарок. (Слайд №4)

Ученик:

– Николай Лухтин “Жарки”.

Ветер по утрам приносит вяло
Хмурые и бледные деньки.
Нет, ещё такого не бывало,
Чтобы в октябре цвели жарки!
На зелёных ножках, тонких-тонких,
По холмам, полянам, там и тут,
Словно босоногие девчонки,
В шапочках оранжевых бегут.
Знать, в природе что-то изменилось,
Коль вторая молодость пришла.
Иль весна случайно заблудилась-
Ненароком к осени зашла?

Учитель:

– Чем замечательны эти цветы?

(Похожи на огоньки).

2.Ландыш майский. (Слайд №5)

Ландыш майский растёт в тенистых уголках леса. Цветёт в мае-июне. Мелкие, белые, похожие на колокольчики цветки собраны в красивую кисть на верхушке стебля. Цветки изящно свешиваются в одну сторону. Два крупных продолговатых листа овальной формы охватывают стебель. Плод – красивые оранжево– красные ягоды – поедают осенью лесные птицы. Цветущее растение посещают пчёлы и шмели. Ландыш – ядовитое и вместе с тем лекарственное растение. Цветки с сильным и резким запахом используются для приготовления духов.

3.Медуница. (Слайд №6)

Медуницу называют медуницей, потому что в её цветках много сладкого сока-нектара. Медуница растёт в редких лиственных и смешанных лесах – среди кустарников, на опушке. Цветёт в конце апреля – в мае. Цветы мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синими. Растение медоносное, его посещают пчёлы и шмели. Растение применяется в народной медицине.

4.Гвоздика. (Слайд №7)

Гвоздика растёт по сухим лугам и полянам. Цветёт с июня по август. Цветки красивые, одиночные, малиново-красные или тёмно-розовые, края с тёмными полосами. Стебель ветвистый, шероховатый. Узкие листья и стебель покрыты волосками, поэтому сорванные листья долго не вянут. Цветки посещают бабочки, которые достают нектар со дна венчика.

5.Первоцвет. (Слайд №8)

Первоцвет (примула), род многолетних трав семейства первоцветных. Цветёт ранней весной, поэтому назван первоцветом. В народе эти растения называют баранчиками, потому что листья их покрыты бархатистым пушком – они мягкие на ощупь, как шёрстка молодого барашка. Цветки жёлтые, яркие. Они высоко подняты на стебельке и собраны вместе, будто связка маленьких золотых ключиков. Отсюда и ещё одно название баранчиков-первоцветов – ключики. Около 500 видов. Медоносы. Декоративные растения, 7 видов охраняются.

6.Одуванчик. (Слайд №9)

Одуванчик. Род многолетних травянистых растений семейства сложно – цветных. Широко распространён одуванчик лекарственный. Растёт вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды. Некоторые виды содержат каучук.

7.Кувшинка. (Слайд №10)

Кувшинка (нимфея), род многолетних водных трав семейства кувшинковых с крупными плавающими листьями и различно окрашенными цветками. Выживает в промерзающих водоёмах. Вечерами цветки кувшинок закрываются и медленно уходят под воду. Там они ночуют, спасаясь от холодных рос и ветров тёмного времени суток. Рано утром цветки снова всплывают на поверхность и подставляют лепестки солнечным лучам.

8.Кубышка. (Слайд №11)

Кубышка (жёлтая кувшинка), род многолетних водных трав семейства кувшинковых с плавающими листьями и жёлтыми цветками. Часто образуют заросли в стоячих и медленно текущих водах. Иногда разводятся как декоративные.

5. Работа с учебником.

Учитель:

– Откройте учебник на странице 50. Мы с вами познакомимся с новым растением из Красной книги. Венерин башмачок. Рассмотрите иллюстрации, догадайтесь, почему растение так назвали. (Просмотр слайда №12)

(Оно похоже на туфельку, башмачок.)

Прочитайте об этом растении. Рассмотрите таблицу, прочитайте о том, где распространено, его местообитание. Что нового вы узнали об этом растении?

(Распространено в Сибири, обитает в сырых лесах и лугах, многолетник, цветёт в мае – июне)

– Подумайте, как сохранить исчезающие растения.

– Что вы можете сделать для сохранения растительного мира?

(Беречь природу.)

6. Физминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок всё тише, тише,
Деревцо все выше, выше.

7. Знакомство с правилами поведения в природе.

Учитель: Посмотрите на картинку и догадайтесь, о каком правиле поведения в природе здесь говорится, как нужно относиться к природе.

Просмотр слайда№13, обсуждение, чтение правила.

Правило 1.Не разжигайте костры! Не зажигайте спички!

Правило 2.Не разоряйте гнёзда птиц! Не берите в руки птенцов, зверьков!

Правило 3.Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!

Правило 4.Берегите прекрасный мир растений! Не ломайте ветки деревьев и кустарников!

Учитель: Какие ещё правила поведения в природе вы знаете?

(Нельзя ловить бабочек, стрекоз, жуков; нужно убирать за собой мусор, не оставлять его на природе; нельзя разрушать муравейники; при сборе трав, плодов и грибов нужно бережно относиться к тому, на чём они росли.)

8.Самостоятельная работа по карточкам.

Учитель:

– Какие из этих растений, занесённых в Красную книгу Красноярского края, вам известны? Найдите эти растения на карточке и закрасьте их.

9. Выставка книг.

Рекомендации учителя по самостоятельному прочтению дополнительной литературы.

  1. А.В.Черкасова серия “Они должны жить”.
  2. Красная книга Красноярского края.
  3. Юрий Дмитриев. Наталья Пожарицкая “Твоя Красная книга”.
  4. Журналы “Свирель”, “Юный натуралист”.

10. Итог урока.

Вопросы учителя:

– О чём говорили на уроке?

– Что новое и интересное узнали?

– Понравился ли урок?

– Что именно понравилось?

– Как нужно относиться к природе?

11. Домашнее задание.

Учитель: Прочитайте и выберите любое задание, которое изображено на слайде.

(Слайд №14)

  1. Сделайте сообщение о любом растении (по выбору), которое включено в Красную книгу Красноярского края, и подготовьте иллюстрации из газет и журналов.
  2. Напиши мини-сочинение “Природа просит твоей помощи!”.
  3. Составь памятку “Как можно помочь природе”.

– Спасибо за внимание! (Слайд №15)

Презентация

Дидактический материал