Программное содержание:
- Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги.
- Закрепить знания о геометрических фигурах.
- Закрепить знания о солнечной системе, планетах, космосе.
- Закрепить знания месяцев и дней недели.
- Упражнять в решении примеров, в умении расставлять знаки между двумя числами; в решении математических цепочек.
- Считать обратно от названного числа в пределах 10.
- Знать структуру задачи.
- Уметь находить условие, ставить вопрос, решать и отвечать на вопрос.
- Развивать логику, внимание, память при решении задач
- Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь.
Предшествующая работа:
- знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле;
- чтение книг о космосе, рассматривание иллюстраций;
- занятия по математике, дидактические игры на математические темы, развивающие игры;
- детская литература математического содержания;
- разработка заданий и наглядности к занятию.
Оборудование:
- сертификат и портрет Юрия Гагарина
- иллюстрации Земли, планет, кометы, звездочета;
- глобус;
- ватман “Город космонавтов”;
- подзорные трубы и звезды из бумаги, “хвосты” от кометы , карандаши;
- бумага в клеточку;
- иллюстрации космонавтов и тюбиков с едой к задаче;
- чертеж ракеты, конверты с геометрическими фигурами;
- сертификаты с фотографиями детей.
Ход занятия
Организационный момент
Ребята сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. А чтобы нам разрешили полет, мы должны быть хорошо подготовлены. Ведь в полет берут самых умных, здоровых и активных ребят.
Сообщение темы и цели
Совсем недавно я получила письмо из Москвы. Из “Центра подготовки космонавтов”. В нем настоящая копия справки-сертификата допуска в космический полет первого космонавта. Вы знаете, кто был первым космонавтом? Хотите полететь в космос?
Для этого у каждого из вас должен быть такой сертификат.
– Хотите получить такой сертификат?
– Тогда сейчас мы с вами пройдем все кабинеты и получим его!
1 кабинет “Планета Земля”
Задание: Найдите на картинке землю и скажите правильный номер. Объясните свой выбор.
-Какой цвет преобладает на глобусе?
– А что обозначает этот цвет?
– Какие еще цвета? Что обозначают они?
- синий и голубой – моря, озера, океаны;
- желтый – пустыни;
- коричневый – горы;
- зеленый – леса, поля.
– В какой стране мы живем? Столица нашей родины?
В каком городе мы с вами живем? Назовите адрес детского сада.
Задание: Построим свой город космонавтов. ( Состав числа)
В нашем городе пустые домики, одни крыши. Вам необходимо подобрать окошки и достроить домики. Тогда у нас получиться настоящий город.
– Скольки этажные дома в городе космонавтов?
– Посчитаем сколько этажей в каждом домике!
– Назови соседей домика №6 ….. и тд.
– Какой домик стоит перед домиком № 4? После домика № 7?
2 кабинет “Знания звезд и планет”
Задание:
(Показ картинки с изображением звездочета) Кто это?
– Чем он занимается? (Он любит считать звезды, наблюдать за ними.)
Он работает каждый день, целую неделю! Назовем дни недели по порядку.
– Назови, какай день недели идет после среды, перед вторником и т.д.
Он может рассматривать и изучать несколько звезд целый год!
-Сколько в году месяцев? Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы! (используется мяч для игры)
Я тоже предлагаю вам стать звездочетами и посмотреть на звезды. В звездах – задание. Вы должны расставить знаки между цифрами (больше, меньше, равно). Берем подзорные трубы и карандаши. Приступаем к работе!
Задание:
Пока мы смотрели на звезды в подзорную трубу мимо пролетело какое –то космическое тело с длинным ярким хвостом. Что это? Хвост кометы оставил след похожий на змейку. ( Каждому индивидуально дается математическая цепочка.)
– Сядем за столы и выполним задание.
Физминутка
Ты сегодня космонавт
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким ( ходьба на месте)
Мы отправляемся на марс,
Звезды в гости ждите нас
Три, два, один……….летим
(подняться на носки, руки вверх)
В невесомости плывем
Мы под самым потолком
(имитация плаванья)
К марсу путь был очень длинным,
Стоп ! Выходим из кабины
Мы с полета возвратились
И на Землю опустились
(садятся за парты)
Мы уже прошли несколько кабинетов. Построили город и изучили звезды.
Послушаем стихотворение о звезде (Читает заранее подготовленный ребенок)
Звезда
Есть в небе звёздочка одна,
Какая – не скажу,
Но каждый вечер из окна
Я на неё гляжу.
Она мерцает ярко так!
А в море где-нибудь
Сейчас, наверное, моряк
По ней сверяет путь.
Капитан в стихотворение определяет путь по звезде.
– А что образуют звезды?
-Какие созвездия вы знаете?
Задание: “Графический диктант”
- 4 клеточки вверх;
- 1 влево;
- 1 вверх;
- 2 вправо;
- 3 вниз;
- 2 вправо;
- 2 вниз;
- 3 влево.
Что получилось? (ковш – Большая Медведица)
3 кабинет “Знание атрибутов космонавта”
Задание: Составь задачу по картинке. (На доске космонавты с тюбиками.)
– Кто и что изображено?
– Замени тюбики с едой цифрами и составь числовое выражение.
– Из чего состоит задача?
Я разделю вас на 2 группы:
1. Мальчики
2. Девочки
Первая группа устно решает задачу с таким вопросом: “Сколько всего тюбиков с едой взяли в полет космонавты?”
Вторая: “На сколько больше взял тюбиков 1 –й космонавт, чем второй?
4 кабинет “Ракетная мастерская”
Задание: “Построй ракету”
Перед вами чертеж ракеты.
Он состоит из разных геометрических фигур?
Пусть каждый соберет свою ракету для полета и назовет геометрические фигуры.
(В конверте геометрические фигуры и листок бумаги.)
Ждут нас новые ракеты, для прогулок по планетам.
На какую захотим, на такую полетим!
– Молодцы ребята. Вы справились со всеми заданиями. Теперь отправляемся в полет!
– Проходим на ракету! (используется обруч , как вход в ракету)
Начинаем отсчет: 1………10
– Что – то не летят наши ракеты! Наверно нужен обратный счет! 10 ……………..0 ПУСК!!!!
-Представим полет! Мы пролетаем над землей! А какие планеты мы видим сейчас по порядку назовем!
Чтение считалочки о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
Итог занятия
– Поздравляю! Теперь вы настоящие космонавты! И каждый из вас получает сертификат о том, что он прошел, все испытания и слетал в космос!
Каждый ребенок получает сертификат о том, что он прошел, все испытания, освоил знания и готов к полетам!
(На справке фото ребенка и все пункты усвоенных знаний)
– А теперь можно поздравит друг друга! Возвращаемся домой, на Землю!