Сложение и вычитание чисел в пределах 10

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) совершенствовать навыки счета;
2) закреплять умение детей решать примеры и задачи изученных видов;
3) развивать логическое мышление детей;
4) воспитывать в детях любовь к природе.

Оборудование: фон леса с грибами, орехами, ягодами; лесенка с примерами, цветик-семицветик с надписью “Молодцы!”, 2 записи: 1) птичьи голоса; 2) песня “Волшебный цветок” – для зарядки.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Сегодняшний урок, ребята, будет немножко необычным. Мы с вами совершим экскурсию в сказочный лес, где нас ждет много примеров и задач.

Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем,
Дорогой с пути никуда не свернем,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы подняться по лесенке ввысь.

II. Устный счет (по лесенке)

10 – _ = 4

_ – 3 = 5

_ + = 10

_ + 3 = 8

4 + _ = 7

_ – 3 = 7

– Ребята, посмотрите! У входа в сказочный лес стоят 2 дерева – часовые. Они пропустят нас при одном условии, если мы правильно скажем, из каких геометрических фигур они состоят. На какие 2 группы вы разделили бы эти фигуры? По какому признаку? Чем же отличаются квадрат от прямоугольника?

Ответы были правильными и деревья нас пропустили.

III. Закрепление изученного материала (на фоне птичьих голосов доска открывается, и появляется лес).

– Ну вот и попали мы в сказочный лес.

Лес этот полон прекрасных чудес.

1) Решение примеров в 2 действия (по вариантам)

– Мы действительно с вами в волшебном лесу. За окном осень, а в лемму лето. Как здесь красиво! Прислушайтесь: какое чудесное пение! Какие чарующие звуки! А вот и первое чудо. Это птичка-почтальон принесла к нам задания. Выполним их по вариантам с последующей проверкой.

I вариант

II вариант

8 – 3 + 4

6 + 4 – 7

10 – 5 – 3

10 – 4 – 3

2) Логические задания

а) Ребята, а кто же украшает лес волшебными звуками, пением? Конечно же, птицы. Нельзя шуметь в лесу, не пугайте наших пернатых друзей.

– Среди листвы видны только птичьи лаки. Их 8. Сколько же птиц на дереве?

– А на другом дереве выглядывают 6 глазков. Скольким птицам они принадлежат?

– Составьте задачу о птицах, чтобы она решалась сложением.

б) – В кроне деревьев спрятались и цифры (1, 5, 3) и (10, 6, 8). Что такое цифра?

I вариант – расположите числа в порядке возрастания.

II вариант – расположите числа в порядке убывания.

– Какую закономерность вы заметили?

– Продолжите запись.

3) Решение примеров и задачи на сравнение.

а) – Продолжаем нашу экскурсию.

Гуляя по лесу, будем внимательными, наблюдательными и, конечно же, осторожными. Лес любит добрых, заботливых.

Давайте сейчас разделимся на 3 группы.

1 ряд собирает ягоды (примеры с ответом 2).
2 ряд собирает орехи (примеры с ответом 3).
3 ряд собирает грибы (примеры с ответом 4).

– Давайте посмотрим, что вы собрали в свои корзинки и много ли? (проверка примеров).

б) – А теперь попробуем составить задачу о собранных орехах и грибах. (Разбор задачи на доске).

– Решение и ответ запишите самостоятельно.

– Все справились с заданием. Я надеюсь, что вы все были аккуратными. Собирая грибы, вы не повредили грибницу, срывая орехи, вы не поломали кустов. Молодцы!

4) Устное решение примеров и задач

а) – А вот и полянка. Давайте поиграем в мяч (решение примеров с использованием терминов: “уменьшить”, “увеличить”).

б) – Посмотрите-ка, ребята, какой интересный цветок растет в лесу. Дети, этот цветок волшебный, и он сегодня предложит нам 3 задания.

1 задание необычное – в темноте.

Закройте глазки, послушайте задачу, а ответ покажите на пальчиках.

“На ветке сидело 5 птичек. Из них 3 воробья, а остальные синички. Сколько синичек сидело на ветке?”.

– Глазки не открывайте (включается музыка “Волшебный цветок”).

– Слышите музыку? Это следующее чудо этого цветка – он приглашает вас на танец.

IV. Физкультминутка.

V. Работа по учебнику.

– И последнее задание нашего цветка. Он предлагает нам поработать с учебником (№3).

(разбор задачи на нахождение остатка, а ответ шепнут мне на ушко).

– Вот мы и выполнили 3 задания волшебного цветка. Но в чем же его волшебство? Подождите (открывают середину и цветок раскрывается).

– Прочитаем, что хотел сказать волшебный цветок: “МОЛОДЦЫ!”

VI. Итог урока.

(Награждение детей медалями от лесных жителей).