Цели:
1) совершенствовать навыки счета;
2) закреплять умение детей решать примеры и
задачи изученных видов;
3) развивать логическое мышление детей;
4) воспитывать в детях любовь к природе.
Оборудование: фон леса с грибами, орехами, ягодами; лесенка с примерами, цветик-семицветик с надписью “Молодцы!”, 2 записи: 1) птичьи голоса; 2) песня “Волшебный цветок” – для зарядки.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Сегодняшний урок, ребята, будет немножко необычным. Мы с вами совершим экскурсию в сказочный лес, где нас ждет много примеров и задач.
Мы в лес за наукой сегодня пойдем,
Смекалку, фантазию нашу возьмем,
Дорогой с пути никуда не свернем,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы подняться по лесенке ввысь.
II. Устный счет (по лесенке)
10 – _ = 4 |
_ – 3 = 5 |
_ + = 10 |
_ + 3 = 8 |
4 + _ = 7 |
_ – 3 = 7 |
– Ребята, посмотрите! У входа в сказочный лес стоят 2 дерева – часовые. Они пропустят нас при одном условии, если мы правильно скажем, из каких геометрических фигур они состоят. На какие 2 группы вы разделили бы эти фигуры? По какому признаку? Чем же отличаются квадрат от прямоугольника?
Ответы были правильными и деревья нас пропустили.
III. Закрепление изученного материала (на фоне птичьих голосов доска открывается, и появляется лес).
– Ну вот и попали мы в сказочный лес.
Лес этот полон прекрасных чудес.
1) Решение примеров в 2 действия (по вариантам)
– Мы действительно с вами в волшебном лесу. За окном осень, а в лемму лето. Как здесь красиво! Прислушайтесь: какое чудесное пение! Какие чарующие звуки! А вот и первое чудо. Это птичка-почтальон принесла к нам задания. Выполним их по вариантам с последующей проверкой.
I вариант |
II вариант |
8 – 3 + 4 |
6 + 4 – 7 |
10 – 5 – 3 |
10 – 4 – 3 |
2) Логические задания
а) Ребята, а кто же украшает лес волшебными звуками, пением? Конечно же, птицы. Нельзя шуметь в лесу, не пугайте наших пернатых друзей.
– Среди листвы видны только птичьи лаки. Их 8. Сколько же птиц на дереве?
– А на другом дереве выглядывают 6 глазков. Скольким птицам они принадлежат?
– Составьте задачу о птицах, чтобы она решалась сложением.
б) – В кроне деревьев спрятались и цифры (1, 5, 3) и (10, 6, 8). Что такое цифра?
I вариант – расположите числа в порядке возрастания.
II вариант – расположите числа в порядке убывания.
– Какую закономерность вы заметили?
– Продолжите запись.
3) Решение примеров и задачи на сравнение.
а) – Продолжаем нашу экскурсию.
Гуляя по лесу, будем внимательными, наблюдательными и, конечно же, осторожными. Лес любит добрых, заботливых.
Давайте сейчас разделимся на 3 группы.
1 ряд собирает ягоды (примеры с ответом
2).
2 ряд собирает орехи (примеры с ответом 3).
3 ряд собирает грибы (примеры с ответом 4).
– Давайте посмотрим, что вы собрали в свои корзинки и много ли? (проверка примеров).
б) – А теперь попробуем составить задачу о собранных орехах и грибах. (Разбор задачи на доске).
– Решение и ответ запишите самостоятельно.
– Все справились с заданием. Я надеюсь, что вы все были аккуратными. Собирая грибы, вы не повредили грибницу, срывая орехи, вы не поломали кустов. Молодцы!
4) Устное решение примеров и задач
а) – А вот и полянка. Давайте поиграем в мяч (решение примеров с использованием терминов: “уменьшить”, “увеличить”).
б) – Посмотрите-ка, ребята, какой интересный цветок растет в лесу. Дети, этот цветок волшебный, и он сегодня предложит нам 3 задания.
1 задание необычное – в темноте.
Закройте глазки, послушайте задачу, а ответ покажите на пальчиках.
“На ветке сидело 5 птичек. Из них 3 воробья, а остальные синички. Сколько синичек сидело на ветке?”.
– Глазки не открывайте (включается музыка “Волшебный цветок”).
– Слышите музыку? Это следующее чудо этого цветка – он приглашает вас на танец.
IV. Физкультминутка.
V. Работа по учебнику.
– И последнее задание нашего цветка. Он предлагает нам поработать с учебником (№3).
(разбор задачи на нахождение остатка, а ответ шепнут мне на ушко).
– Вот мы и выполнили 3 задания волшебного цветка. Но в чем же его волшебство? Подождите (открывают середину и цветок раскрывается).
– Прочитаем, что хотел сказать волшебный цветок: “МОЛОДЦЫ!”
VI. Итог урока.
(Награждение детей медалями от лесных жителей).