Пояснительная записка
Урок такого типа проводится в 10-м классе по химии после изучения темы “Спирты”. Сценарий урока готовится по технологии критического мышления. В технологии существует много методических приемов для реализации целей урока. Данный урок построен на основе приема “Шляпы мышления”.
- Стадия вызова – вступительное слово побуждает ученика к работе;
- Стадия осмысления – получение и осмысление информации;
- Стадия рефлексии – обобщение полученной информации.
Цель: на основе знаний о свойствах спиртов раскрыть вопрос о действии алкоголя на организм человека; особенно заострить внимание на отрицательном воздействии алкоголя на организм человека.
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать расширению знаний учащихся о действии алкоголя на организм человека.
- Заострить внимание на отрицательном воздействии алкоголя на организм человека.
Развивающие:
- Содействовать развитию критического мышления.
- Развивать навыки групповой работы.
- Развивать интеллектуальные и познавательные умения учащихся.
- Развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Воспитательные:
- Воспитание здорового образа жизни.
- Воспитание ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих.
- Содействовать воспитанию у учащихся организованности, аккуратности при выполнении самостоятельной работы.
Методы обучения:
Методы организации учебной деятельности: проблемный, поисковый, словесный, практический.
Методы стимулирования интереса к учению: учебная дискуссия.
Методы контроля: устный контроль и письменный контроль
Средства обучения:
- Отрывок из научно-популярной литературы о действии алкоголя на организм человека.
- “Шляпы мышления”: белая, красная, желтая, черная, зеленая, фиолетовая.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Учитель: Еще в IV веке до н.э. люди умели приготавливать напитки, содержащие этиловый спирт. Вино получали сбраживанием фруктовых и ягодных соков. Однако выделять из него дурманящий компонент научились значительно позже. В XI веке алхимики обнаружили, что при нагревании вина образуются пары летучего вещества, которые при охлаждении конденсируются в бесцветную жидкость со жгучим вкусом. В средние века винный спирт считался одним из сильнейших лекарственных средств, одно из первых его названий – aqua vitae – “жизненная вода”.
Сегодня мы поговорим о роли алкогольных напитков на организм. Мы должны рассмотреть положительные и отрицательные свойства алкоголя.
3. Класс разбивается на шесть групп по уровню знаний
- Группа “Белая шляпа” – констатация факта. Вы должны пересказать текст.
- Группа “Красная шляпа” – эмоции. Что вы, почувствовали , прочитав текст.
- Группа “Жёлтая шляпа” – положительная оценка содержания. Что позитивного в содержании.
- Группа “Чёрная шляпа” – критика. Как вы, считаете, прав автор текста?
- Группа “Зелёная шляпа” – творчество. Ваша задача обосновать последствия, изложенных в тесте фактов.
- Группа “Фиолетовая шляпа” – обобщение. Ваша задача обобщить все сказанное и сделать вывод.
Каждая группа получает один и тот же отрывок, по которому будет выполнять задание.
“В соответствие с современными воззрениями этиловый спирт относится к ксенобиотикам – веществам, не содержащимся в человеческом организме, но влияющим на его жизнедеятельность. Ксенобиотики можно разделить на три группы:
– питательные вещества, которые обеспечивают организм энергией;
– лекарственные средства, влияющие на наше самочувствие, воздействуя на биохимические процессы в организме;
– яды – вещества, нарушающие естественные биологические процессы, вызывая нарушения в работе организма или смерть.
Этиловый спирт можно одновременно отнести ко всем трем группам. Это зависит от количества вещества, поступившего в организм, и от состояния здоровья. Потребление алкоголя в средние века было не просто дурной привычкой, за счет этанола организм получал около 25% энергии! Это не в последнюю очередь объясняется тем, что обычным напитком в те времена было пиво, которое и до сих пор называют “жидким хлебом”. Известно дезинфицирующее и антибактериальное действие этанола, его влияние на поведение человека. Но чрезмерное его употребление вызывает нарушение психики, разрушение внутренних органов и даже смерть.”
На работу в группах отводится 10 минут.
4. Обсуждение результатов и подведение итогов работы
Вывод: Этиловый (медицинский) спирт имеет широкий спектр свойств, которые по-разному оказывают действие на организм. В малых количествах спирт – лекарство.
В больших количествах спирт нарушает здоровье, психику человека. Особенно подвержен действию алкоголя подростковый организм. Алкоголь действует на развитие половых клеток, что в последствие приводит к рождению неполноценных детей.
Самое главное , алкоголь разрушает психику человека.
5. Выполнение домашнего задания
На основе межпредметных связей с биологии выполнить задание.
Заполните таблицу.
Токсическое действие этилового
спирта
на различные уровни организации живой материи
Уровень организации живой материи | Проявление спиртом токсических свойств |
Молекулярный уровень | |
Клеточный уровень | |
Уровень органов | |
Уровень систем органов | |
Организменный уровень |