Проблемный диалог — путь к творческому усвоению знаний учащимися

Разделы: Начальная школа


Введение

В современном цивилизованном мире предъявляются качественно новые требования к образованию. Конечной задачей современной школы является выпускник, готовый к жизни в современном, постоянно меняющемся мире, готовый к саморазвитию и самообразованию на протяжении всего жизненного пути. А на этом пути будут неизбежно появляться трудности и проблемы. Важно научить ребёнка не пасовать перед трудностями, а с радостью их преодолевать, тем самым, осуществляя собственный рост как личности. Социальный прогресс всё настойчивее требует, чтобы образование формировало свойства творческой личности, способной к созидательной деятельности в изменившихся условиях существования. Какая же деятельность считается творческой?

Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере развивает проблемно-диалогическое обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит учащихся в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.

Проблемный диалог-технология Образовательной системы “Школа 2100”. Она используется на уроках изучения нового материала и позволяет заменить традиционное объяснение учителя “открытием” знаний.

Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог – научное понятие. И от того, насколько учитель компетентен в этом вопросе, зависит результат его деятельности. А результатом будет полная боевая готовность учеников к решению любых учебных и жизненных задач не по шаблонам, а самостоятельно, уверенно и с интересом. Технология проблемно-диалогического обучения может быть, и не панацея, но действенное средство от многих “школьных” болезней.

На проблемно-диалогических уроках учитель сначала посредством побуждающего или подводящего диалога помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования. Тем самым учитель вызывает у школьников интерес к новому материалу, формирует познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или “открытие” нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Возможны различные подходы к постановке учебной проблемы и организации учебного диалога.

  • Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
  • Подводящий к теме диалог.
  • Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
  • Приём “Яркое пятно”.

Суть поиска решения учебной проблемы очень проста: посредством диалога учитель помогает ученикам самим “открыть” знания. Побуждает ребят в процессе деятельности на уроке найти верный путь к решению учебной задачи. Эти знания гораздо прочнее усваиваются, чем знания, сообщенные в готовом виде, ибо, как утверждал Л.С.Выготский, “лучше сочинить одну задачу, чем решать семь готовых”.

Итак, проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности. Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, ибо нельзя не понимать то, что ты открыл сам, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем нужны и смелость, и решительность. Кроме того. в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников.

Цели:

  • Сформировать умение выполнять проверку решения уравнения.
  • Закрепить умения решать и оформлять решение уравнения.
  • Закреплять умения решать простые задачи,
  • Закрепить вычислительные навыки в пределах 10.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Начинаем наш урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постараемся все понять,
Чтобы учиться и жить на “ пять”!
Будьте старательны и внимательны –
Это для успешной работы обязательно!

На предыдущих уроках мы с вами вместе с нашими героями Петей Зайцевым, Вовой Колесниковым и Катюшей Персиковой путешествовали по загадочной стране Уравнений.

Слайд 2. Приложение 1

– Посмотрите на карту. Не вся она еще нами изучена. Продолжим путешествие дальше? (Да.)

– Итак, в путь!

II. Актуализация знаний

а). Подобрать к уравнениям схему. Объяснить свой выбор. (Работа в парах.)

Проверка (фронтально).

(В уравнении неизвестно…
Чтобы найти… нужно…)

б). Найти корень уравнения. (Обратная связь – веер.)

III. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока

– Вова, Катя и Петя считают, что они тоже умеют решать уравнения. Посмотрите как они решили одно из них.

– Верно ли они это сделали?

Что вы можете сказать?

(Вова решил неверно. (Дети доказывают.)
Катя решила неверно. (Доказывают.)
Петя решил верно. (Доказывают.).)

– А мы можем сами ошибиться при решении уравнений? Как узнать правильно ли решено уравнение? Сегодня на уроке мы научимся выполнять проверку решения уравнения

IV. Первичное закрепление

а). – Помогите Вове правильно решить уравнение и выполнить его проверку.

б) А теперь давайте вместе с Катей решим правильно уравнение и выполним проверку.

х – 5 = 4

Учитель выполняет запись решения уравнения на доске под комментирование детей, дети записывают в тетрадь.

V. Физкультминутка

Игра на внимание.

Петя, Катя и Вова решили поиграть с вами в игру “Прятки”.

Если покажется Петя – вы хлопаете в ладоши, если покажется Вова – топаете ногами, если покажется Катя – пожимаете плечами.

(Картинки чередуются.)

VI. Самостоятельная работа

Учебник с. 64 № 4. (Выполняется в тетради по рядам.)

Проверка по эталону.

VII. Тренировочные упражнения и задания на повторение

1. – Поможем Вове решить задачу.

– Прочитайте задачу.

– Прочитайте условие задачи. Что нам известно в задаче? Что неизвестно?

– Прочитайте вопрос задачи.

– Подберите нужную схему к задаче, обоснуйте свой выбор.

(На парте у каждого ученика лежат различные схемы. Дети выбирают нужную схему и показывают учителю.)

– Объясните свой выбор.

– Каким правилом вы будете пользоваться при решении этой задачи?

– Запишите решение и ответ задачи в тетрадь.

Проверка по эталону.

– Ребята, давайте попробуем по этой задаче составить уравнение.

Читаем задачу с самого начала. По ходу чтения и рассуждений появляется уравнение.

Решим это уравнение. (Устно.)

Как проверить правильно ли мы решили?

Выполним проверку. (Устно.)

– Оказывается задачи можно решать и с помощью уравнения.

2. Работа в группах.

– Выполнить проверку уравнений.

(Даны решенные уравнения на листах ватмана.)

х + 3 = 8 6 – у = 2 х – 3 = 6
х = 8 – 3 у = 6 + 2 х = 6 + 3
х = 5 у = 8 х = 10

Проверка.

(Представитель каждой группы (по очереди) выходит к доске со своей работой и объясняет её выполнение. Остальные дети проверяют на местах.)

– Важно ли выполнять проверку уравнения?

VIII. Итог урока. Рефлексия

– Что нового вы узнали сегодня на уроке, путешествуя по стране Уравнений?

Нашим героям вы тоже помогли научиться выполнять проверку уравнения. Они благодарят вас за помощь и говорят вам “Спасибо! Молодцы!”.

И я благодарю вас за хорошую работу на уроке.

А сейчас предлагаю вам самим оценить свою работу.

(На парте у каждого конверт с карточками самооценки.)

Слайд 16.

– Спасибо! Урок окончен.