Условия "Тарифов" — мотивация к самообразованию

Разделы: Общепедагогические технологии


Современное общество ставит перед учителем важную задачу – воспитание граждан, способных самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям.

Мною была разработана и применяется “Система тарифов”. Тарифы окружают нас ежедневно. У детей в раннем возрасте появляются мобильные телефоны, и, быть может, одним из плюсов их наличия у ребенка является то, что он волей – неволей вынужден знакомиться с разнообразием условий и самое важное – делать выбор, пока с помощью родителей.

Тариф – это современное явление, с ним мы сталкиваемся независимо от нашего желания. Для качественного его выбора необходимо уметь объективно оценивать свои потребности, четко анализировать ситуацию и определять цели на ближайшее будущее. Именно цели становятся мотивом наших действий.

Все эти навыки и формирует разработанная мною система. Одно из главных умений, которые развиваются у учащихся при работе в системе тарифов, – умение делать выбор, поскольку тарифы рассчитаны на учащихся разного уровня и возможностей.

В предложенной мною системе тарифы можно разделить по функциональной направленности:

В данной статье я хотела бы остановиться на первой группе тарифов, создающих мотивацию к самообразованию.

Тариф “Любимая домашка”

Серьезнейшей проблемой является нежелание учащихся делать домашние задания. А ведь только через их выполнение ребенок начинает учиться работать самостоятельно. Уменьшение объема домашней работы, не выставление двоек за него, увеличение оценки за проверочную работу в спорном случае при наличии выполненного домашнего задания не помогали. Тогда я решила с помощью современного общедоступного понятия "тариф" решить эту сложнейшую проблему.

Условия тарифа:

  • Делай в течение месяца все домашние работы, предоставь их “оператору” и напиши любую в “офисе” на дополнительную оценку.

Целевая аудитория:

  • Слабые учащиеся, не работающие систематически, вследствие чего имеющие проблемы в учебе.

Результат:

  • Повышение качества знаний, формирование у учащихся умения работать систематически и самостоятельно.

Тариф “Мастер сообщений”

К сожалению, учащиеся меньше стали интересоваться предметом за рамками учебника, хотя поиск в условиях Интернета стал намного легче. Но всемирная паутина для современных школьников это, как правило, только общение. Тариф "Мастер сообщений" позволяет открыть для ребят самое важное значение Интернета – поиск информации. При работе в этом тарифе я заранее называю тему и указываю сайты, где можно взять материал. В 8–9-х классах я использую "кладезь знаний" – единую образовательную коллекцию. Сообщение мы делаем, используя элементы научно-исследовательской работы, тем самым готовясь к ее написанию в 10–11-х классах.

Условия тарифа:

  • Сделай три сообщения в формате, заданном “оператором”, и получи “5”.

Целевая аудитория:

  • Все, особенно любознательные и завсегдатаи "вконтакте".

Результат

  • Уроки стали интереснее, т.к. в их проведении принимают участие сами дети.
  • Учащиеся увидели Интернет с новой стороны – познавательной и информационной.

Тариф “Кандидат наук”

В наше время большое внимание должно уделяться умению находить и обобщать информацию. Этот вид деятельности направлен на развитие способности к дальнейшему самообразованию человека. Я четко сформулировала требования к написанию научно-исследовательской работы и назвала тариф “Кандидат наук”, тем самым уже одним названием показав всю его сложность и положив конец слепому скачиванию.

Условия тарифа

  • Выбери тему, предложенную “оператором”, напиши реферат, согласно указанным правилам, и получи “5”.

Целевая аудитория:

  • в первую очередь сильные учащиеся

Результат:

  • у учащихся начали формироваться умения и навыки ведения научно-исследовательской деятельности.

Созданная мною “Система тарифов” предоставляет учащимся не только возможность самостоятельного выбора способа расширения знаний, но также и возможности исправления своих ошибок, и, как следствие, – повышается качество знаний. Я предлагаю варианты исправления, а не примитивное переписывание.

Данная “Система тарифов” универсальна, открыта, эффективна. Учащиеся работают по четким, заранее сформулированным правилам. Учитель в данном случае абсолютно предсказуем, а, значит, его объективность не может вызывать сомнения.

Все перечисленное способствует максимальной реализации не только образовательных задач, но и, что не менее важно, воспитательных. А ведь “воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, – значит вырастить угрозу для общества” – говорил Теодор Рузвельт.