Интегрированный урок по окружающему миру по теме "Князь Александр Невский"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси;
  • развивать интерес к истории;
  • развивать умение работать с картой, устную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: проектор, компьютер, словарь Ожегова, рабочие тетради по окружающему миру, магнитофон, презентация к уроку “Князь Александр Невский”, фильм “Александр Невский”

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок,
Повернитесь все назад,
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.

Сегодня мы совершим путешествие на машине времени по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания полученные на уроках внеклассного чтения и окружающего мира. Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд.

2. Актуализация опорных знаний

  • самая длинная река в Древнем Египте?
  • из какой части света поплыл Колумб, когда открыл Америку?
  • как звали русского князя, который крестил Русь?
  • какое время началось сразу за древним миром?
  • самый большой цирк в Древнем мире?
  • как назывались знаки, которыми писали древние египтяне?
  • столица нашей республики Марий Эл?

У.: Какое слово получилось в выделенных клетках?

Д.: Невский

У.: Открываю слова Князь Александр. Прочитаем хором: “ Князь Александр Невский”. Определите тему нашего урока?

Д.: Тема нашего урока “Князь Александр Невский”.

У.: Правильно наша тема звучит Князь Александр Невский. (Показ портрета.)

3. Постановка проблемы Введение в тему

У.: Какую роль в истории Руси сыграл Александр Невский?

На этот вопрос мы ответим в конце урока.

4. Проверка домашнего задания

– А сейчас на машине времени мы тронемся в путь. Первая наша остановка 13 век.

….1231г…..12135….1237….1240….1242.

Откройте рабочие тетради на стр. 22. Найдите на ленте времени точку отсчета татаро-монгольского ига.

У.: Пойдет к доске Алина и покажет эту точку отсчета? Какой это год?

Д.: 1237год. Вы согласны с ней ребята? Кто согласен поднимет руку, кто не согласен кулачок.

У.: Правильно. Кто напал на Русь в 1237 году?

Д.: Монголо-татары.

У.: Кто такие монголы-татары? Расскажет нам об этом Вадим.

(рассказ о монголах– татарах.)

У.: Хорошо. Садись. Рассмотрим внимательно русского и монгольского воина. (слайд 1)

У.: У кого снаряжение лучше?

Д.: Монгольский воин имеет лучшее снаряжение , чем русский воин. У него есть копье, сабля, лук со стрелами, конь. У русского воина копье, ножик, щит.

У.: Правильно.

У.: Кто возглавил поход на Русь?

Д.: Хан Батый

Давайте послушаем про него стихотворение, которое учили на внеклассном чтении.

Наталья Кончаловская.

В монастырской келье узкой,
В четырех Глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом
Озаренный тусклым светом
Он писал зимой и летом
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ
О нашествии Батыя написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.

У.: Эти слова дошли и до нас.  По карте покажите последовательность нашествия Батыя на Русь?

– какой первый город оказался на их пути?
– как стало называться государство монголо-татар?

Д.: (рассказ детей по карте о нашествии Батыя) – слайд 2

У.: Почему же Русь покорилась монголо-татарам.?

Д.: Потому что не было согласия между русскими князьями. Они соперничали друг с другом, т. К. каждый хотел стать главным среди всех.

У.: Но с течением времени “Золотая орда” стала слабеть и в последствии русский народ окончательно освободился от монголо-татарского ига.

5. Физкультминутка (релаксация)

Садитесь поудобнее слушаем меня.

Напряженье улетело
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно…глубоко…
Все чудесно расслабляется..
Нам понятно, что такое
Состояние покоя
Мы спокойны, нам хорошо, легко. (музыка звучит)

6. Изучение нового материала

У.: Но не только монголы-татары, нападали на русскую землю. Появилась новая угроза. Опасность исходила от шведских и немецких захватчиков. Единственным городом не разрушенным монголами остался Новгород.

В нем правил молодой князь А.Ярославович. Его стремились захватить рыцари– крестоносцы.

У.: Что обозначает слово рыцарь? Давайте прочитаем по словарю.

Д.: Рыцарь– конный воин, защищенный доспехами.

У.: Хорошо. Давайте рассмотрим рыцаря– крестоносца. Как он выглядит?

Д.: Он одет с головы до пояса во все железное. (Слайд 3)

У.: Что имеется на плаще?

Д.: На плаще имеется крест.

У.: Поэтому их прозвали рыцари– крестоносцы.

а) Работа по теме.

– На машине времени мы отправляемся в 1240 год. Отметим это на ленте. Вы у себя, а я на доске

У.: Что же произошло в этом году расскажет нам …..

Д.: стр. 62 Битва на реке Неве.(показ по картине и рассказ) Слайд 4.

У.: Вопросы после рассказа.

  1. О чем вы узнали?
  2. Какое прозвание получил Князь Александр и почему?

Д.: 1240 году произошла битва на реке Неве. За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.

У.: Хорошо. Но гораздо опаснее были для Новгорода не шведы, а рыцари– крестоносцы. Это были страшные люди, не щадили ни детей не стариков. Давайте посмотрим, как это было. Слайд 5.

(Показ фильма жестокость крестоносцев.)

У.: Должны мы их остановить?

Д.: Должны.

У.: Кто должен остановить?

Д.: Я думаю это русский народ во главе с Александром Невским. На машине времени мы отправляемся в 1242 год. Давайте отметим этот год на ленте.

У.: 5 апреля 1242 года была решающая битва на льду Чудского озера против рыцарей– крестоносцев. Слайд 6.

У.: Были рыцари слабым противником?

Д.: Нет, не были.

У.: Чтоб убедиться в этом прочитаем 2-й абзац. (читают дети)

Поэтому в этой битве победить было сложно. Эта битва вошла в историю, как ледовое побоище.

У.: А почему оно так названо? Мы узнаем посмотрев фильм.

Д.: (5 минут дети смотрят фильм) Слайд 7.

У.: Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. А.Невский согласился, но предупредил. Давайте посмотрим как это было.

(Показ фильма.) Слайд 8.

Игра “Ты мне, я тебе”.

У.: Я называю историческое событие, а вы мне год, в котором оно произошло. Вы мне называете год, а я вам должна назвать историческое событие.

– Начало нашествия Батыя на Русь?

Д.: 1237 год.

Д.: Битва на реке Неве?

У.: 1240 год

У.: Ледовое побоище?

Д.: 1242 год. Молодцы.

7. Закрепление по фильму

– Почему эта битва вошла, как ледовое побоище?

Д.: Потому что из-за своих тяжелых доспехах ,они вместе с лошадьми ушли под лед.

У.: Правильно.

У.: Как вы думаете почему русские воины во главе с Александром Невским победили.

Д.: А.Н, великий полководец. Он сумел разгадать планы противника. Был храбрым, сильным и мужественным человеком. Русские воины глядя на такого полководца дрались яростно, потому что позади остались дети и их жены. Они защищали свою Русь и за ними была правда. А где правда – там всегда победа.

8. Закрепление нового знания

У.: Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопрос? Какую роль сыграл в истории Руси А. Невский?

Д.: Князь А.Н. показал себя умным и храбрым полководцем, за ним пошел весь русский народ т.к., он обладал талантом и умением побеждать врага.

У.: Правильно. И он делал все, чтоб Русь окрепла и была сильным государством. Имя А.Н. не забыто и до сих пор. Слайд 9.

Ему стоят памятники в таких городах как Санкт– Петербург, Курск, Владимир. Кто будет в этих городах, обязательно сходите и посмотрите эти памятники.

По телевидению в 20008 году проходил масштабный проект “Имя России” организованный телеканалом “России и институтом российской истории и завершился победой Александра Невского. За святого князя проголосовали 2.011.766 человек. Вот как любят наши россияне этого замечательного полководца до сих пор он живет в памяти нашего народа.

Больше про замечательного полководца А.Н. вы можете узнать из этих книг, которые стоят у нас на выставке.

9. Подведение итогов

У.: Какое открытие вы для себя сделали?

Д.: Мы узнали про А.Н., что он был мужественным, умным и храбрым полководцем. И под его командованием русский народ всегда побеждал. И был первым.

Оценки за урок.

10. Домашнее задание

У.: Пересказ 1 вариант нарисовать битву на реке Неве. 2вариант нарисовать “Ледовое побоище”, стр. 62– 64

Всем спасибо за работу.

САМОАНАЛИЗ.

Урок окружающего мира проводился в 4а классе. В классе 22 человека. Дети занимаются по традиционной программе. Ребята проявляют интерес к учебному материалу, работают на уроке активно. Несколько человек испытывают трудности в учебе, быстро устают. Внимание этого возраста непроизвольное, поэтому необходимо, чтобы учебный материал был интересным.

Урок по теме “Князь Александр Невский”. Исходя из типа урока изучение нового материала. Я ставила перед собой следующие цели:

Обучающая – познакомить учащихся о подвигах защитников Руси.

Развивающая – развивать интерес к истории, устную речь учащихся, умение работать с картой.

Воспитательная – воспитывать любовь к Родине.

На протяжении всего урока осуществляются межпредметные связи: окружающего мира– чтения– истории. Таким образом можно сказать, что все компоненты триединой дидактической цели работают на уроке в равной степени.

Вначале урока был поставлен вопрос: Кто такой А. Невский? (использовала проблемный метод)

На уроке было наличие новизны – это путешествие на машине времени. Использовала элемент творчества построила урок, так чтобы дети поняли тему урока и им было интересно и комфортно на уроке. Для этого на уроке были– проектор, компьютер, словарь Ожегова, рабочие тетради по окружающему миру, магнитофон, фильм А. Невский, презентация к уроку. Был использован дополнительный материал это стихи о Батые и показан фильм на компьютере Ледовое побоище. Ребята самостоятельно добывали знания– это читали литературу об А.Невском о его подвигах, приводили нужные примеры и аргументы. Весь класс активно работал на уроке.

Наиболее оптимальной формой организации урока, я считаю фронтальную работу с учащимися. Чтобы сразу достичь внимание, настроить детей на работу использовала психологический настрой учащихся в виде улыбок.

Чрезвычайно важной для развития интереса к истории, умение хорошо знать даты и событие которое произошло в это время.

По источнику передачи и восприятию учащимися информации, я использовала словесный метод (беседа), наглядный метод(иллюстрации),кадры из фильма А. Невский. Большое внимание на уроках окружающего мира уделяю правильному и полному ответу детей.

Ребята должны не только знать даты, но и запомнить что произошло в это время. Было повторено домашнее задание о нашествие хана Батыя.

Урок был связан с чтением Алена прочитала стихотворение о Батые. Была в доступной форме рассмотрена новая тема “Князь Александр Невский”. Были рассказаны и показаны битвы, где русские воины во главе с А.Невским победили чужеземных захватчиков. Дети с интересом смотрели фильм, как А. Невский со своим войском разгромил рыцарей– крестоносцев.

Этим фильмом, я хотела показать детям несокрушимую силу Руси, чтоб ребята почувствовали гордость за нашу Родину. Какой был сильный и мужественный русский народ во главе с А.Невским. Старалась показать роль талантливого полководца А.Н. в этих битвах, его умение побеждать врага.

Материал, изучаемый на уроке был детям доступен и актуален. Они не только учились слушать товарищей, но и высказывать свое мнение. В урок включила игру “Ты мне, я тебе”. На развитие внимания и памяти.

Ребята узнали даты и закрепили свои знания в области истории .Работа шла и в тетрадях, где дети отмечали даты происходящих событий.

Кроме этого урок имел воспитательное значение, что Родину надо свою любить, беречь и защищать. Хотела этим уроком воспитать в своих детях будущих защитников Отечества.

Считаю, что тему учащиеся поняли, урок цели достиг. Урок я построила в соответствии с уровнем подготовленности класса.

Работоспособность поддерживалась благодаря смене видов деятельности. Была проведена релаксация на доброе отношение к окружающему миру.

Атмосфера на уроке доброжелательная. Дети не боятся ошибиться.

Итог урока был подведен вовремя. За работу детям были поставлены оценки.

Необходимо на уроках окружающего мира развивать у учащихся внимание и память к историческим событиям.

Урок заслужил отличной оценки.