Цели:
- сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси;
- развивать интерес к истории;
- развивать умение работать с картой, устную речь учащихся;
- воспитывать любовь к Родине.
Оборудование: проектор, компьютер, словарь Ожегова, рабочие тетради по окружающему миру, магнитофон, презентация к уроку “Князь Александр Невский”, фильм “Александр Невский”
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Вот и прозвенел звонок,
Начинается урок,
Повернитесь все назад,
Гости там у нас сидят.
Мило улыбнитесь,
Обратно повернитесь
И тихонечко садитесь.
Сегодня мы совершим путешествие на машине времени по страницам истории. Чтобы путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнять все задания, опираться на знания полученные на уроках внеклассного чтения и окружающего мира. Чтобы определить тему урока, нужно разгадать кроссворд.
2. Актуализация опорных знаний
- самая длинная река в Древнем Египте?
- из какой части света поплыл Колумб, когда открыл Америку?
- как звали русского князя, который крестил Русь?
- какое время началось сразу за древним миром?
- самый большой цирк в Древнем мире?
- как назывались знаки, которыми писали древние египтяне?
- столица нашей республики Марий Эл?
У.: Какое слово получилось в выделенных клетках?
Д.: Невский
У.: Открываю слова Князь Александр. Прочитаем хором: “ Князь Александр Невский”. Определите тему нашего урока?
Д.: Тема нашего урока “Князь Александр Невский”.
У.: Правильно наша тема звучит Князь Александр Невский. (Показ портрета.)
3. Постановка проблемы
Введение в темуУ.: Какую роль в истории Руси сыграл Александр Невский?
На этот вопрос мы ответим в конце урока.
4. Проверка домашнего задания
– А сейчас на машине времени мы тронемся в путь. Первая наша остановка 13 век.
….1231г…..12135….1237….1240….1242.
Откройте рабочие тетради на стр. 22. Найдите на ленте времени точку отсчета татаро-монгольского ига.
У.: Пойдет к доске Алина и покажет эту точку отсчета? Какой это год?
Д.: 1237год. Вы согласны с ней ребята? Кто согласен поднимет руку, кто не согласен кулачок.
У.: Правильно. Кто напал на Русь в 1237 году?
Д.: Монголо-татары.
У.: Кто такие монголы-татары? Расскажет нам об этом Вадим.
(рассказ о монголах– татарах.)
У.: Хорошо. Садись. Рассмотрим внимательно русского и монгольского воина. (слайд 1)
У.: У кого снаряжение лучше?
Д.: Монгольский воин имеет лучшее снаряжение , чем русский воин. У него есть копье, сабля, лук со стрелами, конь. У русского воина копье, ножик, щит.
У.: Правильно.
У.: Кто возглавил поход на Русь?
Д.: Хан Батый
Давайте послушаем про него стихотворение, которое учили на внеклассном чтении.
Наталья Кончаловская.
В монастырской келье узкой,
В четырех Глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом
Озаренный тусклым светом
Он писал зимой и летом
Озаренный тусклым светом,
Он писал из года в год
Про великий наш народ
О нашествии Батыя написал он в грозный час,
И слова его простые
Сквозь века дошли до нас.
У.: Эти слова дошли и до нас. По карте покажите последовательность нашествия Батыя на Русь?
– какой первый город оказался на их пути?
– как стало называться государство
монголо-татар?
Д.: (рассказ детей по карте о нашествии Батыя) – слайд 2
У.: Почему же Русь покорилась монголо-татарам.?
Д.: Потому что не было согласия между русскими князьями. Они соперничали друг с другом, т. К. каждый хотел стать главным среди всех.
У.: Но с течением времени “Золотая орда” стала слабеть и в последствии русский народ окончательно освободился от монголо-татарского ига.
5. Физкультминутка (релаксация)
Садитесь поудобнее слушаем меня.
Напряженье улетело
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко… ровно…глубоко…
Все чудесно расслабляется..
Нам понятно, что такое
Состояние покоя
Мы спокойны, нам хорошо, легко. (музыка звучит)
6. Изучение нового материала
У.: Но не только монголы-татары, нападали на русскую землю. Появилась новая угроза. Опасность исходила от шведских и немецких захватчиков. Единственным городом не разрушенным монголами остался Новгород.
В нем правил молодой князь А.Ярославович. Его стремились захватить рыцари– крестоносцы.
У.: Что обозначает слово рыцарь? Давайте прочитаем по словарю.
Д.: Рыцарь– конный воин, защищенный доспехами.
У.: Хорошо. Давайте рассмотрим рыцаря– крестоносца. Как он выглядит?
Д.: Он одет с головы до пояса во все железное. (Слайд 3)
У.: Что имеется на плаще?
Д.: На плаще имеется крест.
У.: Поэтому их прозвали рыцари– крестоносцы.
а) Работа по теме.
– На машине времени мы отправляемся в 1240 год. Отметим это на ленте. Вы у себя, а я на доске
У.: Что же произошло в этом году расскажет нам …..
Д.: стр. 62 Битва на реке Неве.(показ по картине и рассказ) Слайд 4.
У.: Вопросы после рассказа.
- О чем вы узнали?
- Какое прозвание получил Князь Александр и почему?
Д.: 1240 году произошла битва на реке Неве. За победу на реке Неве князь Александр получил прозвание Невского.
У.: Хорошо. Но гораздо опаснее были для Новгорода не шведы, а рыцари– крестоносцы. Это были страшные люди, не щадили ни детей не стариков. Давайте посмотрим, как это было. Слайд 5.
(Показ фильма жестокость крестоносцев.)
У.: Должны мы их остановить?
Д.: Должны.
У.: Кто должен остановить?
Д.: Я думаю это русский народ во главе с Александром Невским. На машине времени мы отправляемся в 1242 год. Давайте отметим этот год на ленте.
У.: 5 апреля 1242 года была решающая битва на льду Чудского озера против рыцарей– крестоносцев. Слайд 6.
У.: Были рыцари слабым противником?
Д.: Нет, не были.
У.: Чтоб убедиться в этом прочитаем 2-й абзац. (читают дети)
Поэтому в этой битве победить было сложно. Эта битва вошла в историю, как ледовое побоище.
У.: А почему оно так названо? Мы узнаем посмотрев фильм.
Д.: (5 минут дети смотрят фильм) Слайд 7.
У.: Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Новгород просить мира. А.Невский согласился, но предупредил. Давайте посмотрим как это было.
(Показ фильма.) Слайд 8.
Игра “Ты мне, я тебе”.
У.: Я называю историческое событие, а вы мне год, в котором оно произошло. Вы мне называете год, а я вам должна назвать историческое событие.
– Начало нашествия Батыя на Русь?
Д.: 1237 год.
Д.: Битва на реке Неве?
У.: 1240 год
У.: Ледовое побоище?
Д.: 1242 год. Молодцы.
7. Закрепление по фильму
– Почему эта битва вошла, как ледовое побоище?
Д.: Потому что из-за своих тяжелых доспехах ,они вместе с лошадьми ушли под лед.
У.: Правильно.
У.: Как вы думаете почему русские воины во главе с Александром Невским победили.
Д.: А.Н, великий полководец. Он сумел разгадать планы противника. Был храбрым, сильным и мужественным человеком. Русские воины глядя на такого полководца дрались яростно, потому что позади остались дети и их жены. Они защищали свою Русь и за ними была правда. А где правда – там всегда победа.
8. Закрепление нового знания
У.: Вот и закончилось наше путешествие. Помогло ли оно вам ответить на вопрос? Какую роль сыграл в истории Руси А. Невский?
Д.: Князь А.Н. показал себя умным и храбрым полководцем, за ним пошел весь русский народ т.к., он обладал талантом и умением побеждать врага.
У.: Правильно. И он делал все, чтоб Русь окрепла и была сильным государством. Имя А.Н. не забыто и до сих пор. Слайд 9.
Ему стоят памятники в таких городах как Санкт– Петербург, Курск, Владимир. Кто будет в этих городах, обязательно сходите и посмотрите эти памятники.
По телевидению в 20008 году проходил масштабный проект “Имя России” организованный телеканалом “России и институтом российской истории и завершился победой Александра Невского. За святого князя проголосовали 2.011.766 человек. Вот как любят наши россияне этого замечательного полководца до сих пор он живет в памяти нашего народа.
Больше про замечательного полководца А.Н. вы можете узнать из этих книг, которые стоят у нас на выставке.
9. Подведение итогов
У.: Какое открытие вы для себя сделали?
Д.: Мы узнали про А.Н., что он был мужественным, умным и храбрым полководцем. И под его командованием русский народ всегда побеждал. И был первым.
Оценки за урок.
10. Домашнее задание
У.: Пересказ 1 вариант нарисовать битву на реке Неве. 2вариант нарисовать “Ледовое побоище”, стр. 62– 64
Всем спасибо за работу.
САМОАНАЛИЗ.
Урок окружающего мира проводился в 4а классе. В классе 22 человека. Дети занимаются по традиционной программе. Ребята проявляют интерес к учебному материалу, работают на уроке активно. Несколько человек испытывают трудности в учебе, быстро устают. Внимание этого возраста непроизвольное, поэтому необходимо, чтобы учебный материал был интересным.
Урок по теме “Князь Александр Невский”. Исходя из типа урока изучение нового материала. Я ставила перед собой следующие цели:
Обучающая – познакомить учащихся о подвигах защитников Руси.
Развивающая – развивать интерес к истории, устную речь учащихся, умение работать с картой.
Воспитательная – воспитывать любовь к Родине.
На протяжении всего урока осуществляются межпредметные связи: окружающего мира– чтения– истории. Таким образом можно сказать, что все компоненты триединой дидактической цели работают на уроке в равной степени.
Вначале урока был поставлен вопрос: Кто такой А. Невский? (использовала проблемный метод)
На уроке было наличие новизны – это путешествие на машине времени. Использовала элемент творчества построила урок, так чтобы дети поняли тему урока и им было интересно и комфортно на уроке. Для этого на уроке были– проектор, компьютер, словарь Ожегова, рабочие тетради по окружающему миру, магнитофон, фильм А. Невский, презентация к уроку. Был использован дополнительный материал это стихи о Батые и показан фильм на компьютере Ледовое побоище. Ребята самостоятельно добывали знания– это читали литературу об А.Невском о его подвигах, приводили нужные примеры и аргументы. Весь класс активно работал на уроке.
Наиболее оптимальной формой организации урока, я считаю фронтальную работу с учащимися. Чтобы сразу достичь внимание, настроить детей на работу использовала психологический настрой учащихся в виде улыбок.
Чрезвычайно важной для развития интереса к истории, умение хорошо знать даты и событие которое произошло в это время.
По источнику передачи и восприятию учащимися информации, я использовала словесный метод (беседа), наглядный метод(иллюстрации),кадры из фильма А. Невский. Большое внимание на уроках окружающего мира уделяю правильному и полному ответу детей.
Ребята должны не только знать даты, но и запомнить что произошло в это время. Было повторено домашнее задание о нашествие хана Батыя.
Урок был связан с чтением Алена прочитала стихотворение о Батые. Была в доступной форме рассмотрена новая тема “Князь Александр Невский”. Были рассказаны и показаны битвы, где русские воины во главе с А.Невским победили чужеземных захватчиков. Дети с интересом смотрели фильм, как А. Невский со своим войском разгромил рыцарей– крестоносцев.
Этим фильмом, я хотела показать детям несокрушимую силу Руси, чтоб ребята почувствовали гордость за нашу Родину. Какой был сильный и мужественный русский народ во главе с А.Невским. Старалась показать роль талантливого полководца А.Н. в этих битвах, его умение побеждать врага.
Материал, изучаемый на уроке был детям доступен и актуален. Они не только учились слушать товарищей, но и высказывать свое мнение. В урок включила игру “Ты мне, я тебе”. На развитие внимания и памяти.
Ребята узнали даты и закрепили свои знания в области истории .Работа шла и в тетрадях, где дети отмечали даты происходящих событий.
Кроме этого урок имел воспитательное значение, что Родину надо свою любить, беречь и защищать. Хотела этим уроком воспитать в своих детях будущих защитников Отечества.
Считаю, что тему учащиеся поняли, урок цели достиг. Урок я построила в соответствии с уровнем подготовленности класса.
Работоспособность поддерживалась благодаря смене видов деятельности. Была проведена релаксация на доброе отношение к окружающему миру.
Атмосфера на уроке доброжелательная. Дети не боятся ошибиться.
Итог урока был подведен вовремя. За работу детям были поставлены оценки.
Необходимо на уроках окружающего мира развивать у учащихся внимание и память к историческим событиям.
Урок заслужил отличной оценки.