Цели:
- Развивать навыки монологической и диалогической речи. Использовать различные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста. Совершенствовать умения и навыки создания текстов. (Написание сочинений.)
- Различать односоставные и двусоставные предложения. Находить односоставные предложения по их значению, структурным особенностям, работать с синонимичными предложениями. Использовать односоставные предложения в разных стилях речи. Правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения.
- Соблюдать нормы речевого поведения на уроке.
Оборудование:
- Обучающие тесты 1,2.
- Тесты для самостоятельной работы (1 и 2 вариант)
- Задания 1, 2, 3
- Презентация к уроку.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word.
Техническое обеспечение: Мультимедийный проектор, компьютер.
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На этом уроке присутствовали администрация школы, учителя русского языка и литературы, учителя-предметники. Обычно открытые уроки даются в “сильных” классах. Представленный урок был проведён в “очень слабом” классе. Мне, как учителю, важно помогать преодолевать трудности в обучении всем учащимся и видеть результаты своего труда в каждом ученике.
Ход урока
1. Организационный момент
(Проверка готовности учащихся к уроку.)
Учитель: Ребята, проверьте свою готовность к уроку. А теперь внимание на экран. Вы видите зимний пейзаж. (Слайд 2. См. Приложение 2) Холодно? Покажите как. А сейчас вы кого видите? (Слайд 3)
Ученики: Это мы! (Все смеются.)
Учитель: У вас хорошее настроение?
Ученики: Да!
Учитель: Вот с таким хорошим настроением мы приступаем к работе.
2. Самоопределение к деятельности
Учитель: Посмотрите, какие дополнительные материалы находятся у вас на столе. Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
Ученики: Односоставные предложения.
Учитель: Просто односоставные предложения?
Ученики: Односоставные предложения с главным членом предложения – сказуемым.
Учитель: Открываем тетради, записываем дату и тему урока. (Слайд 4)
А чем, как вы думаете, мы будем заниматься сегодня на уроке?
Ученики: Отрабатывать умения и навыки по определению типов односоставных предложений.
Учитель: Зачем? Какие умения и навыки вы приобретёте? Я понимаю, что на эти вопросы ответить трудно. Вернёмся к ним в конце урока.
3. Актуализация знаний и мотивация
Учитель: Продолжаем урок. Работаем в группах. Выбираем организатора группы, выступающих. (Слайд 5)
Учащиеся готовятся работать в группах.
Учитель: Вижу, что все вы готовы работать. Перед вами обучающий тест 1. (Приложение 1). Начинаем работу. (Учитель наблюдает за работой учащихся.) Работа завершена. Предлагаю представителям групп выйти к доске и зафиксировать полученные результаты. Записываем результаты на доске. Сравниваем их с результатами на экране. (Слайд 6)
Учитель: Трудно ли было определять тип односоставных предложений?
Что именно трудно? (Запись мнений учащихся на доске.)
Ученики: Мало отработанное правило. Трудное правило. Волнение. Слабое знание правил.
Учитель: Как вы думаете, что мы можем сделать (что в наших силах) для решения возникшей проблемы?
Ученики: Повторить хорошо правило.
Учитель: Повторим правило об односоставных предложениях с главным членом предложения – сказуемым.
Учитель: Мы повторили теоретические сведения об односоставных предложениях, переходим к практической работе. (Слайд 7)
4. Тренировочные упражнения
Учитель: Перед вами, ребята, листы с заданием 1 (Приложение 2). Ваша задача напротив каждого предложения написать, какое оно, двусоставное или односоставное. Если односоставное, указать его тип. Работаем в парах. (Учитель выступает в роли помощника-консультанта.) Работа завершена. Сравниваем итоги работы с результатами на экране. (Слайд 8)
Ребята, трудно ли было работать с данным заданием?
Ученики: (Разные ответы учащихся).
Учитель: Какой тип простого односоставного предложения определить труднее всего? (Слайд 9)
Ученики: Безличное.
Учитель: Повторим еще раз правило о безличном предложении. (Идёт повторение правила).
Учитель: Продолжаем урок и работаем с учебником, открываем страницу 102. Работа с учебником. Упр. 229, п.2.3. (Приложение 3). (Слайд 10). Переделаем двусоставные предложения в синонимичные безличные. Запишем их. Работаем по образцу.
Ученики: (Работают с упражнением учебника.)
Учитель: Проверяем задание по цепочке. Начинаем с первого ряда.
Учитель: Ребята, мы плодотворно поработали, отдохнём? Хорошо! Минутка отдыха. Ребята, мне хочется, чтобы вы были героями дня не только на уроке, но и на экране. Смотрим на экран. (Слайд 11). (Высвечивается фотография класса на празднике “День здоровья”).
Ученики: Это мы! (Все смеются).
Учитель: Посмотрели? Отдохнули?
Ученики: Да!
Учитель: Замечательно. Продолжаем работу. Работа с обучающим тестом 2. (Приложение 4). Устно. Работа по цепочке. Начинаем со второго ряда. (Обоснование: слабый класс, медленный темп работы с тестом. Цель: попутное повторение орфографии с целью отработки орфографической грамотности, отработка навыков определения двусоставных и односоставных предложений.) (Слайд 12).
Отрабатываем пункт 4 теста, определяем типы простых предложений в составе сложного. (Цель: отрабатывать пунктуационные навыки в сложном предложении.) (Слайд 13).
Ребята, мы работали с тестами, сейчас поработаем с текстом. На столе у вас находится задание 2. (Приложение 5). Как оно называется? (Слайд 14).
Ученики: Капризы природы.
Учитель: Работаем с текстом по предложенному плану. (Цель: продолжить отрабатывать навыки работы с текстом.) (Слайд 15). Работа закончена. Начинаем проверку с третьего ряда.
А сейчас работаем над характеристикой предложения. (Слайд 16).
Сегодня мы должны доработать характеристику предложения. Необходимо что-то дописать. Что? Куда?
Если есть гипотезы, записать на доске или проговорить вслух.
Ученики: Дописать двусоставное или односоставное, определить тип односоставных предложений.
Учитель: (Слайд 17). Перечислим еще раз типы односоставных предложений с главным членом предложения – сказуемым и приступим к выполнению самостоятельной работы. Перед вами тесты 1 и 2 вариант. (Приложения 6, 7). (Слайд 18).
5. Самостоятельная работа
Выполнение теста 1, 2 вариант.
(Цель: проверка умения работать с тестом, определение типа односоставного предложения.)
Учитель: Работа закончена, сдаем тесты. Минута отдыха для глаз. Перед вами листы с заданием 3. (Приложение 8). (Слайды 19 – 22).
Ваша задача – написать сочинение – миниатюру по данному началу. (Дописать пять-шесть предложений. По мере необходимости использовать односоставные предложения.) Цель: Развитие творческих способностей, умения письменно оформлять свои мысли.
Учитель: Сочинения написаны. Кто хочет прочитать?
Ученик:
Утро
Утро. Я ещё в полусне. Чувствуется приятная свежесть ветерка. Вдруг в дверь постучались. Быстро вскакиваю, одеваюсь, бегу открывать. На пороге – мои друзья. В руках держат удочки. Завтракаем легко – и в путь!
6. Обобщение изученного материалаУчитель: Ребята, попробуем ответить на вопрос, поставленный в начале урока: “Какие умения и навыки вы приобрели?”
Ученики: Мы тщательно повторили правило об односоставных членах предложения с главным членом предложения – сказуемым.
Особое внимание уделили односоставным безличным предложениям. На протяжении урока отрабатывали навыки определения односоставных типов предложений.
Мы и раньше работали с тестами, сегодня продолжили отрабатывать навыки, работая с тестами разного содержания.
Работали над элементами лингвистического анализа, отрабатывали характеристику предложения. Написали сочинение, в котором попытались использовать односоставные предложения.
Продолжали овладевать приёмами диалогической речи.
Литература
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса средней школы.– М.: Просвещение, 2007.
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. М: Просвещение, 2003.
- Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.: ТЦ Сфера 2004.
- Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс.- М.: ТЦ Сфера, 2004.