Задачи:
- Обучающие: обобщение знаний по теме “Первоначальные химические понятия”.
- Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.
Методы: проблемные, самостоятельная работа учащихся.
Оснащение: Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе, дидактический материал.
Тип урока: обобщение знаний
Вид урока: комбинированный урок
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводное слово
Учитель: В этом году мы начали изучение увлекательного и интересного предмета. С начала учебного года мы успели изучить первую тему, самую главную тему в необычной и интересной науке химии .
Как называется первая тема, которую мы изучили
Ученик: Первая тема, которую мы изучили, называется Первоначальные химические понятия . (Приложение 1)
Учитель: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос, затем потренируем мозги , и наконец вытащим из памяти кое- что ценное. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные по теме “Первоначальные химические понятия .” Работать будем на контрольных листках, их необходимо подписать (Приложение 2)
Беседа.
Учитель: Что изучает химия?
Ученик: Химия – наука о веществах ,их свойствах и превращениях
Учитель: Что называется веществом?
Ученик: Вещество – это то, из чего сделано физическое тело
Учитель: Из курса физики вы знаете, а что такое физическое тело?
Ученик: Предметы, которые нас окружают
Учитель: Мы с вами должны научиться различать понятия вещество и физическое тело, для этого выполним задание .Из приведенного перечня выпишите тело и вещество задание1
- Тело а) гвоздь б) стекло в) ваза г) железо
- Вещество д) монета е) медь ж) стол
Учитель: Какие вещества называют простыми?
Ученик: Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простыми
Учитель: Какие вещества называют сложными?
Ученик: Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называют сложными
Учитель: Выполните задание, выберите простое вещество
Задание 2: из приведенных формул выберите простое вещество ( записать цифры, под которым записано простое вещество)
- Водород H2
- Углекислый газ СО2
- Вода H2O
- Азот N2
- Кислород O2
Учитель: Что такое явления
Ученик: Явления – это все те изменения, которые происходят в веществами
Учитель: Какие явления вы знаете?
Ученик: Мы знаем физические и химические явления. Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называют химическими явлениями. Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел, агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют физическими явлениями.
Учитель: Приведите примеры физических и химических явлений слайды явлений
Ученик: Химические явления горение веществ, коррозию металлов. Физические явления замерзание воды, распространение запаха духов.
Учитель: А сейчас выполняем задание на стр.14 задание 2 (1 и 2 варианты.) , в котором вам нужно выбрать физические и химические явления. Задание 3
Изучаем химию в 8 классе, записываем правильный ответ на контрольный лист.
Учитель: В изучении темы мы познакомились с периодической системой, очень важной классификацией химических элементов. Мы должны гордится тем , что у истоков химии находился великий русский ученый Д.И. Менделеев. Гениального русского химика всю жизнь отличало стремление к познанию неведомого. Это стремление, а также глубочайшие познания в сочетании с безошибочной научной интуицией и позволили Дмитрию Ивановичу создать стройную и строго научную классификацию химических элементов.
Что такое химический элемент?
Ученик: Определенный вид атомов называют химическим элементом. Каждый химический элемент в периодической системе обозначается своим химическим знаком или символом.
Учитель: По какому принципу называют химические элементы?
Вы готовились к уроку, подготовили свои проекты , сейчас мы их увидим.
Презентация проектов (Приложение 3)
Ученик: В качестве символов, по предложению шведского химика Берцелиуса были приняты начальные буквы латинских названий химических элементов водород, кислород
Ученик: В названиях химических элементов отражены важнейшие свойства элементов
Ученик: Другие элементы названы в честь планет Солнечной системы
Ученик: Отдельные названия заимствованы из мифологии
Ученик: Некоторые названы в честь различных государств
Ученик: В названии элементов увековечены имена великих ученых
Учитель: Какие сведения можно получить из периодической системы о химическом элементе?
Ученик: Мы можем определить в каком периоде, и в какой группе находится химический элемент, можем определить его порядковый номер и относительную атомную массу.
Учитель: Расскажите принцип построения периодической системы, сколько групп?
Ученик: Группа это вертикальный столбец элементов, групп 8.
Учитель: Какие группы естественных семейств мы знаем?
Ученик: Мы знаем 1 группу – щелочные металлы, 2 группа щелочноземельные металлы, из неметаллов 7 группа галогены, 8 группа инертные газы
Учитель: Как подразделяются группы?
Ученик: Каждая группа состоит из главной и побочной, подгруппа в которую входят элементы малых и больших периодов называется главной, подгруппа, в которую входят элементы только больших периодов, называется побочной.
Учитель: Что такое период?
Ученик: Периодическая система включает семь периодов, это горизонтальный ряд элементов .
Учитель: Какие бывают периоды?
Ученик: Малые периоды 1 и 2 , 3 включают в себя 2 и 8 элементов . 4,4,6 большие включают по два ряда элементов 4 и 5 содержат по 18 элементов, 6–32 элемента. ( таблица из виртуальной лаборатории)
Учитель: Для закрепления знаний по периодической таблице, выполните задание: соотнесите термин и толкование термина по таблице, в ответе у вас должны быть номер термина и буква правильного ответа ( программированный опрос) задание 4
термин | Толкование термина |
1 химический элемент 2 период 3 группа 4 главная подгруппа 5 побочная подгруппа 6 большой период 7 малый период |
А. подгруппа, в которую входят
только элементы больших периодов Б. определенный вид атомов В. период, состоящий из одного ряда Г . подгруппа в которую входят элементы и малых, и больших периодов Д. вертикальный столбец элементов Е. период, который включает в себя два ряда элементов Ж. горизонтальный столбец элементов |
Ответы 1-б, 2-ж , 3-д , 4 -г , 5- а, 6 – е, 7 – в
Учитель: По положению в периодической системе, определите химический элемент и
А) 2 период 6 группа, главная подгруппа
Б) 1 период, 1 группа
В) 3 период 5 группа главная подгруппа
Г) 6 период 6 группа главная подгруппа
Д) 2 период 5 группа
Ученик:
А) это кислород,
Б) водород
В) фосфор
Г) вольфрам
Д) азот
Учитель: Проводим физминутку (направленную на отдых глаз)
Учитель: Проведем разминку “верно” “ неверно” (высвечивается на доске).
Разминка “Да – нет-ка ”
“Да” – правая рука вверх
“Нет ” –обе руки вверх
- Каждый химический элемент обозначают собственным химическим знаком
- 1 группа – щелочные металлы
- Каждый период начинается инертным газом и заканчивается галогенами.
- 5 группа это галогены
- ПС состоит из горизонтальных периодов,
- группа это вертикальный столбец
- период это горизонтальный ряд
- седьмая группа это галогены
- химический элемент это определенный вид атомов
Учитель: Вы знаете, что каждый химический элемент изображается знаком, в которых одна или две буквы латинские, а вещества обозначаются формулами. А что показывает формула вещества?
Ученик: Отражение информации о составе и структуре веществ с помощью химических знаков, чисел и разделяющих знаков — скобок.
Учитель: Как называется маленькая цифра в химической формуле?
Ученик: Цифра называется индекс, она показывает число атомов в химической формуле.
Учитель: Как называется большая цифра в химической формуле?
Ученик: Чтобы отразить число молекул, пользуются коэффициентами, которые пишут перед формулами.
Учитель: Что означает запись 3С , 2СО2, (слайд)
Ученик: Эта запись означает три атома углерода и две молекулы углекислого газа состоящие из атома углерода и двух атомов кислорода.
Учитель: На контрольных листах выполните задание № 5 запишите, что означают записи.
Задание: что означает запись 3 MgO, 2 СI2
Учитель: Химическая формула содержит важную информацию, что мы можем определить по формуле вещества
Ученик: по формуле вещества мы можем определить
- конкретное вещество
- качественный состав
- тип вещества (сложное или простое)
- количественный состав
- относительную молекулярную массу
- соотношение масс элементов в этом веществе
- массовые доли элементов в этом веществе.
Учитель: Дайте определение относительной атомной массы.
Ученик: Величина, которая показывает, во сколько раз масса атома данного химического элемента больше 1/12 массы атома углерода называют относительной атомной массой.
Учитель: Выполняем самостоятельную работу , контрольных листках , рассчитываем относительную молекулярную массу . Выставляем оценки, подводим итог урока.
Урок хочется закончить словами Менделеева “Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям” Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще”.
Рефлексия:
А вы продолжите фразу “ Я прожил этот час не зря, потому что…”
Учитель: Записываем домашнее задание
- подготовиться к контрольной работе, повторить параграф
- выполнить упражнение
- написать мини-сочинение “Химические элементы, которые меня окружают “