Урок в 8-м классе. Обобщение знаний по теме "Первоначальные химические понятия"

Разделы: Химия


Задачи:

  • Обучающие: обобщение знаний по теме “Первоначальные химические понятия”.
  • Развивающие: развитие умений исследовательской деятельности, умения добывать информацию из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Воспитывающие: воспитание устойчивого интереса к предмету, воспитание таких нравственных качеств как аккуратность, дисциплина, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу.

Методы: проблемные, самостоятельная работа учащихся.

Оснащение: Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе, дидактический материал.

Тип урока: обобщение знаний

Вид урока: комбинированный урок

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вводное слово

Учитель: В этом году мы начали изучение увлекательного и интересного предмета. С начала учебного года мы успели изучить первую тему, самую главную тему в необычной и интересной науке химии .

Как называется первая тема, которую мы изучили

Ученик: Первая тема, которую мы изучили, называется Первоначальные химические понятия . (Приложение 1)

Учитель: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведем маленький устный опрос, затем потренируем мозги , и наконец вытащим из памяти кое- что ценное. Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания, полученные по теме “Первоначальные химические понятия .” Работать будем на контрольных листках, их необходимо подписать (Приложение 2)

Беседа.

Учитель: Что изучает химия?

Ученик: Химия – наука о веществах ,их свойствах и превращениях

Учитель: Что называется веществом?

Ученик: Вещество – это то, из чего сделано физическое тело

Учитель: Из курса физики вы знаете, а что такое физическое тело?

Ученик: Предметы, которые нас окружают

Учитель: Мы с вами должны научиться различать понятия вещество и физическое тело, для этого выполним задание .Из приведенного перечня выпишите тело и вещество задание1

  1. Тело а) гвоздь б) стекло в) ваза г) железо
  2. Вещество д) монета е) медь ж) стол

Учитель: Какие вещества называют простыми?

Ученик: Вещества, которые образованы атомами одного химического элемента, называют простыми

Учитель: Какие вещества называют сложными?

Ученик: Вещества, которые образованы атомами разных химических элементов, называют сложными

Учитель: Выполните задание, выберите простое вещество

Задание 2: из приведенных формул выберите простое вещество ( записать цифры, под которым записано простое вещество)

  1. Водород H2
  2. Углекислый газ СО2
  3. Вода H2O
  4. Азот N2
  5. Кислород O2

Учитель: Что такое явления

Ученик: Явления – это все те изменения, которые происходят в веществами

Учитель: Какие явления вы знаете?

Ученик: Мы знаем физические и химические явления. Явления, в результате которых из одних веществ образуются другие, называют химическими явлениями. Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тел, агрегатное состояние веществ, но состав их остается постоянным, называют физическими явлениями.

Учитель: Приведите примеры физических и химических явлений слайды явлений

Ученик: Химические явления горение веществ, коррозию металлов. Физические явления замерзание воды, распространение запаха духов.

Учитель: А сейчас выполняем задание на стр.14 задание 2 (1 и 2 варианты.) , в котором вам нужно выбрать физические и химические явления. Задание 3

Изучаем химию в 8 классе, записываем правильный ответ на контрольный лист.

Учитель: В изучении темы мы познакомились с периодической системой, очень важной классификацией химических элементов. Мы должны гордится тем , что у истоков химии находился великий русский ученый Д.И. Менделеев. Гениального русского химика всю жизнь отличало стремление к познанию неведомого. Это стремление, а также глубочайшие познания в сочетании с безошибочной научной интуицией и позволили Дмитрию Ивановичу создать стройную и строго научную классификацию химических элементов.

Что такое химический элемент?

Ученик: Определенный вид атомов называют химическим элементом. Каждый химический элемент в периодической системе обозначается своим химическим знаком или символом.

Учитель: По какому принципу называют химические элементы?

Вы готовились к уроку, подготовили свои проекты , сейчас мы их увидим.

Презентация проектов (Приложение 3)

Ученик: В качестве символов, по предложению шведского химика Берцелиуса были приняты начальные буквы латинских названий химических элементов водород, кислород

Ученик: В названиях химических элементов отражены важнейшие свойства элементов

Ученик: Другие элементы названы в честь планет Солнечной системы

Ученик: Отдельные названия заимствованы из мифологии

Ученик: Некоторые названы в честь различных государств

Ученик: В названии элементов увековечены имена великих ученых

Учитель: Какие сведения можно получить из периодической системы о химическом элементе?

Ученик: Мы можем определить в каком периоде, и в какой группе находится химический элемент, можем определить его порядковый номер и относительную атомную массу.

Учитель: Расскажите принцип построения периодической системы, сколько групп?

Ученик: Группа это вертикальный столбец элементов, групп 8.

Учитель: Какие группы естественных семейств мы знаем?

Ученик: Мы знаем 1 группу – щелочные металлы, 2 группа щелочноземельные металлы, из неметаллов 7 группа галогены, 8 группа инертные газы

Учитель: Как подразделяются группы?

Ученик: Каждая группа состоит из главной и побочной, подгруппа в которую входят элементы малых и больших периодов называется главной, подгруппа, в которую входят элементы только больших периодов, называется побочной.

Учитель: Что такое период?

Ученик: Периодическая система включает семь периодов, это горизонтальный ряд элементов .

Учитель: Какие бывают периоды?

Ученик: Малые периоды 1 и 2 , 3 включают в себя 2 и 8 элементов . 4,4,6 большие включают по два ряда элементов 4 и 5 содержат по 18 элементов, 6–32 элемента. ( таблица из виртуальной лаборатории)

Учитель: Для закрепления знаний по периодической таблице, выполните задание: соотнесите термин и толкование термина по таблице, в ответе у вас должны быть номер термина и буква правильного ответа ( программированный опрос) задание 4

термин Толкование термина
1 химический элемент

2 период

3 группа

4 главная подгруппа

5 побочная подгруппа

6 большой период

7 малый период

А. подгруппа, в которую входят только элементы больших периодов

Б. определенный вид атомов

В. период, состоящий из одного ряда

Г . подгруппа в которую входят элементы и малых, и больших периодов

Д. вертикальный столбец элементов

Е. период, который включает в себя два ряда элементов

Ж. горизонтальный столбец элементов

Ответы 1-б, 2-ж , 3-д , 4 -г , 5- а, 6 – е, 7 – в

Учитель: По положению в периодической системе, определите химический элемент и

А) 2 период 6 группа, главная подгруппа
Б) 1 период, 1 группа
В) 3 период 5 группа главная подгруппа
Г) 6 период 6 группа главная подгруппа
Д) 2 период 5 группа

Ученик:

А) это кислород,
Б) водород
В) фосфор
Г) вольфрам
Д) азот

Учитель: Проводим физминутку (направленную на отдых глаз)

Учитель: Проведем разминку “верно” “ неверно” (высвечивается на доске).

Разминка “Да – нет-ка ”

“Да” – правая рука вверх
“Нет ” –обе руки вверх

  1. Каждый химический элемент обозначают собственным химическим знаком
  2. 1 группа – щелочные металлы
  3. Каждый период начинается инертным газом и заканчивается галогенами.
  4. 5 группа это галогены
  5. ПС состоит из горизонтальных периодов,
  6. группа это вертикальный столбец
  7. период это горизонтальный ряд
  8. седьмая группа это галогены
  9. химический элемент это определенный вид атомов

Учитель: Вы знаете, что каждый химический элемент изображается знаком, в которых одна или две буквы латинские, а вещества обозначаются формулами. А что показывает формула вещества?

Ученик: Отражение информации о составе и структуре веществ с помощью химических знаков, чисел и разделяющих знаков — скобок.

Учитель: Как называется маленькая цифра в химической формуле?

Ученик: Цифра называется индекс, она показывает число атомов в химической формуле.

Учитель: Как называется большая цифра в химической формуле?

Ученик: Чтобы отразить число молекул, пользуются коэффициентами, которые пишут перед формулами.

Учитель: Что означает запись 3С , 2СО2, (слайд)

Ученик: Эта запись означает три атома углерода и две молекулы углекислого газа состоящие из атома углерода и двух атомов кислорода.

Учитель: На контрольных листах выполните задание № 5 запишите, что означают записи.

Задание: что означает запись 3 MgO, 2 СI2

Учитель: Химическая формула содержит важную информацию, что мы можем определить по формуле вещества

Ученик: по формуле вещества мы можем определить

  1. конкретное вещество
  2. качественный состав
  3. тип вещества (сложное или простое)
  4. количественный состав
  5. относительную молекулярную массу
  6. соотношение масс элементов в этом веществе
  7. массовые доли элементов в этом веществе.

Учитель: Дайте определение относительной атомной массы.

Ученик: Величина, которая показывает, во сколько раз масса атома данного химического элемента больше 1/12 массы атома углерода называют относительной атомной массой.

Учитель: Выполняем самостоятельную работу , контрольных листках , рассчитываем относительную молекулярную массу . Выставляем оценки, подводим итог урока.

Урок хочется закончить словами Менделеева “Труд, работа не всякая, а осмысленная, сознательная, нужная людям” Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, пробуйте еще”.

Рефлексия:

А вы продолжите фразу “ Я прожил этот час не зря, потому что…”

Учитель: Записываем домашнее задание

  1. подготовиться к контрольной работе, повторить параграф
  2. выполнить упражнение
  3. написать мини-сочинение “Химические элементы, которые меня окружают “