Цель: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического мышления, навыков работы в команде.
Задачи:
- обобщить знания учащихся о насекомых, о их роли в природе и жизни человек;
- раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить ее роль в природе и жизни человека;
- продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний.
- Строение насекомых
- Значение насекомых (опыляют цветковые растения, являются пищей для других животных, питаются растениями, ограничивая их рост и количество, выполняют санитарную роль, способствуют рыхлению почвы и снабжению её кислородом)
- Найди и зачеркни названия насекомых. Выпиши их справа.
М | Б | У | Ж | К | А |
У | А | Б | О | Ч | А |
Р | А | В | М | С | И |
О | С | Е | У | А | Ж |
Ж | А | Й | У | К | У |
А | Б | А | Л | И | С |
III. Сообщение темы занятия
.- (на доске) ЧЕПАЛ – название какого насекомого зашифровано?
- Какие ассоциации возникают у вас этим словом? Что вы знаете о пчёлах?
- Сегодня вы пополните знания об этом замечательном насекомом.
Работа в группах.
- Строение пчелы.
- Пчелиный дом.
- Пчелиная семья.
- Сбор нектара.
- Какую пользу приносит пчела?
(Класс разделить на группы, каждой группе необходимо составить рассказ по нужной теме, используя справочную литературу: энциклопедии, толковый словарь, книги о пчёлах.)
Примерные рассказы:
- Строение пчелы
Пчела имеет большую, покрытую волосками, голову, по бокам которой находятся два сложных глаза, а между ними – три простых глазка. Спереди отходят длинные изогнутые усы – органы осязания. Нижними челюстями и длинной нижней губой пчела слизывает и сосёт нектар. На нижней стороне брюшка имеются гладкие, без волосков участки – зеркальца. На их поверхности выделяется воск. Пчелы строят из воска соты. На наружной стороне ног рабочих пчёл заметно по одному углублению, окружённому длинными волосками, это корзиночки. Имеются и щёточки – широкие членики этих же ног с твёрдыми щетинками. При их помощи пчёлы собирают пыльцу цветков растений и помещают в соты. Пыльца, пропитанная мёдом (перга) – запас белкового корма. На конце брюшка пчёл находится зазубренное жало. Когда пчела вонзает его в жертву, то по его желобку в ранку стекает яд. При этом сама пчела погибает, так как не может вытащить жало из его кожи.
- Пчелиный дом
Гнездо пчелиной семьи называется улей, вход в домик называется леток. Улей состоит из вертикальных двусторонних сот. Каждый сот состоит из шестигранных ячеек. Ячейки разделяются по строению на несколько видов:
- Пчелиные – для вывода рабочих пчёл.
- Трутневые – для вывода трутней.
- Маточные – особые ячейки для вывода маток.
- Переходные – ячейки неправильной формы, которые строят пчёлы при переходе от пчелиных к трутневым.
- Медовые – для складывания мёда.
В далёкие времена пчёлы устраивали свои гнёзда в дуплах деревьев. Дупла эти назывались бортнями. А пчеловодство тогда называлось бортничеством.
- Пчелиная семья.
Пчелиная семья состоит из главной пчелы- матки, рабочих пчёл, трутней и молодых маток. Больше всего в семье рабочих пчёл. Трутни нужны для продолжения пчелиного рода, для появления новых пчёл. Появляются они в улье в конце весны, а перед зимовкой их выгоняют из пчелиного дома. Пчёлы совместно осуществляют поиск пищи, воды, жилья, совместно защищаются от врагов. В улье пчёлы совместно строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Каждая пчела исполняет свою функцию. Молодые рабочие пчёлы кормят молодняк, так как у них хорошо развито маточное молочко. Более старые пчёлы занимаются постройкой жилья – у них усиленно работают восковые железы. Пчёлы среднего возраста выполняют роли санитарки, пожилые пчёлы – вентиляторщицы. И только старые пчёлы занимаются тем, что носят мёд. В летнюю пору пчела живёт всего месяц.
- Сбор нектара.
Найдя цветок, пчёлы набирают нектар в медовый зобик и, облетев несколько раз цветущие растения для запоминания их местоположения, возвращаются в свой улей. Дорогу к улью пчёлы запоминают по встречающимся на пути ориентирам (деревья, кусты, водоемы, дороги в пр.) и по направлению лучей солнца.
Когда цветущие растения обнаружены от улья на расстоянии более 100 м, прилетевшие с нектаром пчелы выполняют танец. Они сначала делают полукруг размером в несколько ячеек, затем 2–З ячейки пробегают по прямой линии, виляя брюшком из стороны в сторону, а после этого делают уже второй полукруг обратную сторону. Танцами пчелы сообщают не только расстояние до источника корма, но и в каком направлении нужно лететь к цветущим растениям.
- Какую пользу приносит пчела? (Обязательна работа с толковым словарём.)
С древних времен люди разводят медоносных пчел для получения продуктов пчеловодства: воска, меда, яда, прополиса и других. Ещё пчёлы являются хорошими опылителями для растений. Они переносят пыльцу с одного цветка на другой. Эти самым помогая появлению нового растения.
А теперь давайте рассмотрим иллюстрации, на которых изображена пчела и её семья.
<Иллюстрации. См. Приложение 1>
- Разгадай ребус
Пронумеруй буквы и переставь их в соответствие со схемой.
ЛЗГАТЛАОЗАК
2 | 1 | 4 | 5 | 8 | 3 | 6 | 7 | 9 | 11 | 10 |
УЧЖАРКАЛ
3 | 1 | 5 | 2 | 4 | 8 | 6 | 7 |
ХВУЁТКРОА
3 | 1 | 8 | 2 | 4 | 7 | 5 | 6 | 9 |
ЕКШРОЯПДЛ
3 | 1 | 9 | 2 | 5 | 7 | 4 | 6 | 9 |
– Кто эти насекомые? Оказывается, они тоже помогают человеку. Давайте посмотрим, как они выглядят.
<Иллюстрации. См. Приложение 1 выше>
Рассказ учителя.
Златоглазка
зеленоватое крупное (1,5 см) насекомое с выпуклыми золотистыми глазами, длинными усиками и двумя парами голубоватых перепончатых крыльев. Златоглазка откладывает яйца по отдельности или группой на любой поверхности, часто вблизи колонии тлей. Личинки златоглазки очень прожорливы, поедают множество тлей, паутинных клещей.
Журчалки
внешне похожи на пчёл или ос: задняя часть их туловища имеет чёрно-жёлтые полоски. Всё лето безобидные для человека журчалки, часто зависая в воздухе, посещают цветущие растения (особенно жёлтые цветки и зонтичные) и питаются нектаром и пыльцой, опыляя цветы. Журчалки откладывают свои беловатые яйца по отдельности, вблизи больших колоний тлей, которых затем и истребляют вылупившиеся из яиц зеленоватые или желтоватые личинки.
Уховёртка
часто встречающееся в садах насекомое длиной около 2 см, с коричневатым туловищем и клешнями сзади. Уховёртки весьма полезны для садовых растений, так как по ночам поедают тлю, клещей, кладки яиц вредных насекомых и даже споры болезнетворных грибов. Могут есть уховёртки также и мёртвых насекомых, и растительную пищу (нежные листья и лепестки, плоды, мох). Днём уховёртки обычно скрываются под опавшей листвой или камнями.
Шелкопряд
гусеница и бабочка, играющие важную роль в производстве шелка.. Гусеница питается исключительно листьями шелковицы (тутового дерева). Тутовый шелкопряд – это единственное полностью одомашненное насекомое, не встречающееся в природе в диком состоянии. Самки его даже “разучились” летать. Гусеницы шелкопряда завивают коконы, оболочки которых состоят из непрерывной шёлковой нити длиной 300–900 м и до 1500 м в самых крупных коконах. Гусеницы поедают листья без остановки и днём, и ночью, из-за чего очень быстро растут. Изменение цвета головы гусеницы на более тёмный сигнализирует о начале линьки. После того как гусеница пройдёт четыре линьки, её тело становится слегка жёлтым, а кожа – более плотной, что свидетельствует о том, что гусеница начинает превращаться в куколку, обвивая себя шёлковой нитью. Пройдя стадию куколки, бабочка прогрызает кокон и выходит. Но до этой стадии шелкопряду дожить не дают – коконы держат 2–2,5 часа при температуре около 100 °C, что убивает гусеницу и упрощает раскручивание кокона. Шелк используют не только в лёгкой промышленности для получения различных тканей, но и в медицине (из него делают нити для сшивания ран), и для изготовления парашютов.
- Выступления детей по материалам, подготовленным дома.
IV. Обобщение и закрепление знаний
Каких насекомых можно назвать помощниками человека? Какую работу они выполняют? Что нового вы узнали на занятии?
V. Задание на дом (любое на выбор)
Найти интересные факты из жизни насекомых, о которых сегодня говорили на занятии
Нарисовать рисунок.
Выполнить аппликацию.