Цели:
- определить понятие “конструирование”, познакомить с конструированием объектов из типовых геометрических элементов;
- развитие памяти, алгоритмического, технического, творческого мышления, внимания учащихся, закрепление навыков владения мышкой, умения запускать программу и работать в ней;
- воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.
Оборудование: презентация (Приложение 1), конверты с деталями (Приложение 2), задание для практической работы (Приложение 3).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих.
2. Изучение нового материала
Учитель: (слайд 1. См. Приложение 1) Отгадайте ребус, и вы узнаете тему раздела, которую мы будем изучать на протяжении второй четверти.
Ученики: Конструирование.
Учитель: (слайд 2) Конструировать можно из различных материалов дерева, металла, ткани, а мы на уроке поговорим о конструировании из мозаики.
Запишите тему урока в тетрадь (слайд 3): Конструирование из мозаики.
Учитель: (слайд 4) Наверное, у каждого в детстве среди игрушек была мозаика – набор фигурок, из которых складывались различные картинки. В некоторых мозаичных наборах все фигурки имеют одинаковую форму и отличаются только по цвету. В других наборах фигурки могут быть разной формы.
(слайд 5) Любая мозаика состоит из ограниченного числа деталей – типовых элементов.
Ученики: делают записи в тетради.
Учитель: (слайд 5) Важная особенность деталей мозаики заключается в том, что их размеры подобраны так, чтобы при складывании не оставалось просветов. Такие детали называются совместимыми.
(слайд 6) Работа по составлению объектов из ограниченного числа деталей называется конструированием.
Ученики: делают записи в тетради.
Учитель: Поработайте в парах, составьте из ограниченного числа деталей, которые находятся у вас в конверте, фигурку.
Ученики: работают в парах, выполняют задание.
Учитель: (слайд 7) Проверим, какие фигуры у вас получились.
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 | Рис. 4 | Рис. 5 |
Учитель: Конструирование из мозаики — это не только детское занятие. Это и одно из направлений искусства. Мозаичными панно украшали стены зданий с древних времен. (слайд 8) Заслугой великого русского ученого М. В. Ломоносова является возрождение мозаичного искусства в России. Ему удалось открыть секрет изготовления специальных цветных стекол, из которых составлялись мозаичные полотна.
Что заставило М. Ломоносова работать над возрождением искусства мозаики?
Ученик: Возможно, поводом послужили увиденные им в 1750 году образцы римских мозаик, привезенные графом М.И. Воронцовым – “Плачущий апостол Петр”, “Портрет императрицы Елизаветы”. Наборные картины произвели на ученого большое впечатление. Правда, еще ранее, учась в Киево-Могилянской духовной академии, Ломоносов мог видеть прекрасные древнерусские мозаики Софийского собора. Может быть, уже тогда тайна загадочного цветного стекла запала в душу юноши.
Ученик: (слайд 9) Рецепт изготовления смальты – окрашенного непрозрачного стекла – к тому времени в России был утрачен, а в Европе он сохранялся в глубокой тайне. Ломоносов создает химическую лабораторию, где проделывает свыше четырех тысяч опытов, пока не добивается получения разноцветного стекла – 112 различных оттенков смальты.
В 1753 году в селе Усть-Рудицы под Петербургом ученый открывает фабрику цветного стекла, а позднее при ней мозаичную мастерскую, где сам набирает полотна из мозаики.
Ученый со своими помощниками выполнил 40 мозаик.
Ученик: За успехи, достигнутые в мозаичном искусстве, 10 октября 1763 года на торжественном собрании академии трех знатнейших художеств Ломоносов избирается ее почетным членом. А через год этого звания удостаивает Ломоносова Болонская академия наук.
Учитель: (слайд 10) И в современной архитектуре часто используют мозаику для украшения зданий. В Санкт-Петербургском метрополитене, например, на Ладожском вокзале, есть прекрасные примеры мозаичных панно.
(слайд 11)
Разработать набор элементов мозаики можно и в графическом редакторе, а затем, используя его, конструировать различные узоры, фигурки и композиции. Важно выполнить единственное требование — детали должны быть совместимы.
(слайд 12) Этого можно добиться, если разрабатывать набор деталей на основе одной фигуры, как это сделано при создании компьютерной игры “Тетрис”.
3. Практическая работа
Учитель: (слайд 13) Вам сегодня предстоит на основе одной фигуры – базового квадрата построить набор деталей мозаики.
Ученики: выполняют работу на компьютере.
Учитель: отвечает на вопросы учеников, которые возникают по ходу практической работы, помогает ученикам, у которых возникают трудности.
4. Подведение итогов
Учитель: Что вы создавали в графическом редакторе?
Ученики: Набор деталей мозаики.
Учитель: На следующем уроке, пользуясь набором деталей мозаики, мы будем строить фигуры.
Выставляет оценки за урок.
5. Домашнее задание
(слайд 14)
Задание 1. § 2.21, стр. 76–77.
Задание 2. На четвертинке альбомного
листа нарисовать фигурку, используя меню готовых
форм.