Цели:
- ознакомить студентов с понятием толерантности (терпимости);
- показать значимость этого качества личности для построения добрых отношений между отдельными людьми и группами;
- активизировать воображение подростков для поисков собственного понимания толерантности.
Наглядность: мультимедиа и аудиомагнитофон.
Литература:
- Новикова С. В согласии с собой.
- Вислова А. Нетерпимость в молодежной среде и способы ее преодоления.
- Солдатова Г. и др. Жить в мире с собой и с другими.
Содержание
Ведущий 1. Как вы думаете, от чего зависит жизненный успех человека? Как показывает жизнь, прежде всего от его отношения к самому себе. Так, может быть, настал тот самый момент, когда стоит задуматься над собственной самооценкой.
Ведущий 2. Самооценка – это суждение о собственной ценности, значимости, успешности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Может быть, вам приходилось слышать в свой адрес: “Ты себя недооцениваешь”, “Ты способна на большее” и т.п. Как же узнать истинный уровень своей самооценки?
Ведущий 3. Мы провели анкетирование студентов нашей группы по выявлению их осознания собственного “Я”.
Результаты анкетирования представлены в виде диаграммы:
Мы выбрали наиболее часто встречающееся определения:
Я – гражданин, личность, человек, девушка, дочь, сестра.
Кроме этих определений в анкете прозвучали:
Я – самая красивая;
Я – умница;
Я – лидер и др.
Однако, некоторые студенты вообще не смогли оценить собственное “Я”, что говорит о том, что они до сих пор не осознают себя как личность.
Ведущий 1. Есть два пути развития личности:
- первый путь связан с представлением о собственной исключительности, склонность переносить ответственность за свои беды на окружающих, с потребностью в жестком порядке;
- другой путь – путь человека более открытого миру, стремящегося лучше узнать себя и других; позитивное отношение к себе в этом случае соседствует с доброжелательным отношением к окружающим людям миру в целом.
Вопрос к аудитории: Как называются эти два пути?
Ответ: Нетерпимость (интолерантность) и толерантность.
Ведущий 2. Давайте послушаем отрывок из песни В. Высоцкого “Я не люблю”.
Вопрос: Какие черты личности характеризирует это произведение?
Ответ: Нетерпимость.
Ведущий 1. Что такое интолерантность или нетерпимость?
Нетерпимость основывается на убеждении, что твои взгляды, твой образ жизни правильнее других. Нетерпимость – не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он чувствует. Мир интолерантного человека ограничен его собственными мыслями и переживаниями, он склонен считать, что происходящие события от него зависят.
Интолерантные личности делят мир на черный и белый. Для них есть только два вида людей – хорошие и плохие и только один правильный путь в жизни. Они не могут относиться к чему – то нейтрально и все происходящее либо одобряют, либо нет. Толерантный человек, напротив, признает мир в его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важнейший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими.
Ведущий 2. А теперь послушаем отрывок из другой песни
Вопрос: Какие черты звучат в этой песни?
Ответ: Желание помочь, простить.
Что же такое толерантность?
Словарь иностранных слов трактует её как терпение по отношение к чужим мнениям и верованиям. Однако в последнее время исследователи всё чаще уходят от понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Мы предлагаем рассматривать толерантность как способность видеть в другом именно другого – носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, осознание его прав быть другим, отличным от меня; как безусловно положительное отношение к такой непохожести, как умение видеть другого “изнутри”; как способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого.
Толерантные люди, напротив, уверены, что их судьба в их руках. Они больше знают о своих достоинствах и недостатках, относясь критично к себе, не спешат во всех своих бедах винить окружающих.
У того, кто способен посмеяться над своими промахами и недостатками, нет чувства превосходства над другими.
Толерантный человек признает мир в его многообразии и готов понять иную точку зрения. Чувство юмора и способность посмеяться над собой – важнейший признак толерантной личности. Для того, кто может посмеяться над собой, гораздо менее характерно чувство превосходства над другими. Терпимый человек чаще чувствует себя в безопасности. Он склонен доверять окружающему миру.
Ведущий 1. Какой возраст лучше всего подходит для воспитания толерантности?
Воспитывать толерантность целесообразно в подростковом возрасте. И вот почему.
Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к культурной принадлежности.
Именно в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.
Именно в этом возрасте, по мнению психологов, особое значение для ребенка приобретает его собственная жизненная позиция. Предпосылки этого это повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, стремление к отстаиванию собственного мнения.
Ведущий 3. А теперь посмотрим результаты анкетирования.
Студентам было предложено ответить на утверждение: “Я не терплю” и “Я могу”
Я не терплю (интолерантность)
Я могу (толерантность)
Результаты опроса показали, что студенты нашей группы могут легко поделить мир на “черное” и “белое”, но далеко не все имеют задатки толерантной личности и для воспитания нужных качеств еще много надо трудиться.
Ведущий 1.
Есть в мире множество миров:
Есть мир друзей и мир врагов
Есть злобы мир и мир добра..
Жизнь – это сложная игра
Но есть один особый мир,
В котором качество кумир
В нем мастера без суеты
Творят во имя красоты
Нет ничего ценнее тут,
Чем вдохновение и труд
И нет ценнее здесь идей,
Чем делать лучшей жизнь людей
Мы сами строим те миры,
Где проживаем до поры
И только сами изменить
Мы сможем мир, где будем жить.