Введение
Программа культурного обмена FLEX (Future Leaders Exchange – Обмен Будущими Лидерами) была создана в 1992 году при поддержке правительства США. Программа рассчитана на ребят из стран бывшего Советского Союза.
Каждый школьник, прошедший строгий отбор специальной комиссией и сдавший ряд тестов, может поехать в США на академический год, который он проведет в обществе американской семьи. Программа позволяет лучше осознать культуру США, поделиться историей и традициями своей страны. FLEX – это возможность найти хороших друзей за рубежом, расширить кругозор, установить важные связи.
Социальная значимость работы определяется тем, что каждый учащийся средней общеобразовательной школы, школы – интернат, детского дома, дети инвалиды Российской Федерации имеют равные права в участии этой программы. Нет никаких ограничений, где ты живешь и как ты учишься.
Актуальность исследования заключается в том, что значительная часть учащихся хотели бы участвовать в этой программе и поехать учиться в США на один академический год. Однако успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, их конкурентоспособностью, т.к. в настоящее время идет процесс всеобщего изучения английского языка, где у них есть огромная возможность посещать языковые школы, лицеи и гимназии с уклоном изучения иностранных языков.
Отличительной особенностью этой работы является то, что она раскрывает тему в практическом аспекте для возможного использования в решении проблемы выбора учебы по окончанию школы.
В процессе исследовательской работы были проанализированы официальные статистические данные Государственного Департамента США, документальные информационные источники Ассоциации учителей США, изучены международные информационные программы Государственного Департамента США и совместный проект Генерального консульства США во Владивостоке.
Для сравнительного анализа работы были использованы Интернет ресурсы.
Данная работа направлена на практическое использование полученных знаний в решении конкретных жизненных ситуаций.
Целью данной работы является:
- Показать особенности образования за рубежом на примере Соединенных Штатов Америки.
- Обозначить преимущества разделения школьной системы, личного академического выбора каждого учащегося.
- Поделиться личным опытом обучения в старшей школе США.
Предмет исследования – старшая школа в США, город Хоббс, штат Нью Мехико.
Объект исследования – учащиеся старшей школы города Хоббс.
Гипотеза исследования – действительно ли образование в школьной системе США оправдывает “ореол престижа”, созданный для него мировым сообществом?
Методы исследования – методы анализа, сравнения и сопоставления.
Предполагаемые результаты – выявление общих черт молодежной субкультуры, создание информационного ресурса о системе образования в США.
Формы внедрения :
- мультимедийные презентации: “Особенности образования в средней школе США”, “Структура образования в США”.
- Проведение классных часов и бесед с учащимися общеобразовательных школ города Искитима.
- Статья “Даша в Америке” в газете ‘ Конкурент’.
- Выступление на телевидении в программе “Наша русская в Америке”
Глава 1.
Общие сведения о программе культурного обмена FLEX
и о среднем образовании в США
“Полезность любого исследования измеряется не присущими ему качествами, а способностью тех, кто получает данные, сделать с ними что – нибудь”. Грем Хартинг |
Программа FLEX оказала огромное влияние и на мою жизнь. После года, который я провела в США, живя в Американской семье, я узнала очень много об этой стране. И с уверенностью могу поделиться своими идеями и мыслями по разным вопросам. В этой работе я хотела бы отразить некоторые свои взгляды и личный опыт на вопрос образования в США.
Различия в учебных программах вызывают много вопросов о том, что же представляет собой образование в Соединенных Штатах. Эти вопросы задают и сами американцы, и специалисты в этой области из других стран.
- Является ли обычным тот факт, что учащиеся средней школы в одном и том же классе учатся по таким различным программам? Если да, то почему?
- Как можно оценить успехи учащихся средней школы, если требования в различных школах так отличаются друг от друга?
- Каким образовательным целям служит такое разнообразие? И вообще, каковы цели образования в Америке?
Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, во-первых, провести исследование состояния образования в Америке на сегодняшний день от детского сада до двенадцатого класса средней школы и, во-вторых, проследить истоки этой системы образования. Центральным при ответе на эти вопросы будет то, что в Соединенных Штатах нет единой общегосударственной системы образования. Вопрос о том, каким должно быть образование, решается в Америке жителями отдельных штатов (а внутри штатов – отдельных районов) через избираемых ими представителей.
Во всех пятидесяти штатах Америки от Гавайских островов до Делавэра и от Аляски до Луизианы имеются свои собственные законы, регулирующие образование. Иногда эти законы одинаковы для разных штатов, иногда – нет. Например:
- Во всех штатах посещение школы является обязательным (возрастные сроки обучения, правда, варьируются – в одних местах учатся с семи до шестнадцати лет, в других местах – с шести до восемнадцати и т.д.). Таким образом, каждому ребенку в Америке гарантируется образование, предельный срок – 13 лет. Это относится ко всем детям, независимо от их национальности, религии, пола, способностей к обучению, физического состояния, независимо от того, владеют ли они английским языком или нет.
- В некоторых штатах власти играют значительную роль в отборе учебного материала для школ. Например, комитет штата может принимать решения о том, какие учебники приобретать на отведенные штатом деньги. В других случаях решения о покупке учебных материалов целиком и полностью предоставляются администрации школ.
Практически во всех школах есть ученические
оркестры, музыкальные группы и хоры, выступающие
перед широкой аудиторией. Имеются также
театральные и драматические группы, шахматные и
дискуссионные клубы, клубы по изучению латыни,
французского, испанского или немецкого языков,
группы, собирающиеся после школы для обсуждения
проблем компьютеризации, химии, любительского
радио или выращивания породистых лошадей и
коров. Школьники могут учиться управлять
самолетом, практиковаться в подводном плавании и
альпинизме, работать на добровольных началах в
больницах, домах для престарелых или выполнять
другую общественно-полезную работу. Школа в США разделена на несколько уровней: Детский сад (является частью школьной системы) Начальная школа (1–5 классы) Средняя школа (6–8 классы) Старшая школа (9–12 классы) |
Глава 2.
Что изучает американский школьник
Для того, чтобы получить диплом об окончании средней школы, американский школьник должен пройти несколько ступеней обучения и, следовательно, освоить несколько учебных программ. Он посещает:
Начальную школу. В статистических отчетах, публикуемых федеральным правительством, под “начальной школой” подразумеваются классы от детского сада (или первого класса) по восьмой. Но в некоторых местах к начальной школе относятся только классы с первого по шестой. В других местах четвертый, пятый и шестой классы образуют то, что называют “средними классами”. (Многие американцы называют начальные классы “грамматической школой”.)
Среднюю школу. В статистических отчетах к “средней школе”, как правило, относят классы с девятого по двенадцатый. Эти классы обычно называют просто “средняя школа”. Но во многих районах есть “младшая средняя школа” – с седьмого по девятый класс. А когда эти классы объединяются в единое целое с десятым, одиннадцатым и двенадцатым, все шесть образуют “старшую среднюю школу”.
Хотя в Соединенных Штатах нет единой общенациональной учебной программы, некоторые предметы изучают во всех школах страны, где обучение ведется до двенадцатого класса.
В большинстве средних школ предлагается один и тот же набор обязательных предметов: английский язык, математика, естественные науки, общественные науки, физкультура. Но Советы разных школьных округов придерживаются различного мнения насчет того, какое количество академических часов нужно отводить на изучение этих предметов. Так, например, есть школы, где учащиеся должны, чтобы получить диплом, три полных учебных года заниматься математикой. В целом по стране этот срок обучения ниже.
Согласно требованиям средней школы, выпускник должен был прослушать не менее 17,5 “единиц” академических занятий. (Одна такая “единица” составляет примерно 120 часов занятий по одному предмету по три часа в неделю.) Те, кто собирается продолжить обучение в колледже, должны получить не менее двадцати таких единиц.
Среднее образование в США отличается от принятого в других странах тем, что все программы, будь то академические, технические или практические, изучаются, как правило, под одной крышей. Таким образом, американская средняя школа может рассматриваться как комбинат разнообразных типов школ, которые за рубежом, как правило, разделены и располагаются в отдельных зданиях. Дети, страдающие физическими недостатками, по возможности посещают те же школы, что и остальные. Хотя учащиеся старших классов в Америке сами избирают различные "направления" или курсы учебы, принято считать, что все они должны учиться вместе и таким образом уметь сосуществовать и ладить друг с другом.
Старшая школа – это один из самых главных и ответственных моментов в жизни американских школьников
Именно здесь происходит окончательный процесс формирования школьника как личности.
Каждый подросток имеет право на выбор основных предметов, которые будут нужны ему при поступлении в колледж или другое высшее учебное заведение.
В старшей школе существует определенный минимальный уровень знаний по основным предметам, таким как математика, литература, естествознание, иностранный язык, история. Этот минимум должен выполнить каждый ученик.
Существует также ряд предметов на выбор, которые ребята выбирают соответственно своим нуждам и интересам.
Распространенной ошибкой при сравнении американского среднего образования с аналогичным в зарубежных странах является сравнение всех учеников средней школы в США с малой частью учащихся, обычно самых успевающих, например, в средних школах Западной Европы. Американская средняя школа охватывает всех учащихся определенной возрастной группы, а не только тех, кто имеет наивысшие академические успехи или хочет их добиться.
Классы "А" | Классы "Б" |
9-й класс | 9-й класс |
Основы естественных наук | Основы естественных наук |
Алгебра | Алгебра |
Гражданское право | Всемирная география |
Развитие чтения | Сочинение |
Факультативно: оркестр | Факультативно: испанский |
Физкультура | яз. (I семестр) |
Физкультура | |
10-й класс | 10-й класс |
Биология | Биология |
Геометрия | Геометрия |
Обществоведение | Всемирная история |
Сочинение | Литература |
Факультативно: оркестр | Факультативно: испанский |
Физкультура | яз. (II семестр) |
Физкультура | |
11-й класс | 11-й класс |
Факультативно: основы | Факультативно: химия |
медицинских знаний | Факультативно: высшая |
Факультативно: производственные | алгебра |
навыки (I семестр) | Американская история |
Литература | Американская литература |
Факультативно: оркестр | Факультативно: компьютерное |
Этюды | программирование |
Физкультура | Физкультура |
12-й класс | 12-й класс |
Факультативно: производственные | Факультативно: высшая химия |
навыки (II семестр) | Факультативно: пространственная |
Американское правительство | геометрия и тригонометрия |
Факультативно: ораторское | Факультативно: проблемы |
искусство | демократии |
Факультативно: оркестр | Факультативно: английская |
Этюды | литература |
Физкультура | Факультативно: |
испанская литература | |
Физкультура | |
Консультанты помогают учащимся выбрать для обучения факультативные предметы, которые могут включать в себя как специальные академические, так и профессиональные курсы. Например, больше года, а в большинстве случаев несколько лет, отводится на изучение математики, естественных наук и других основных предметов. Приложение 1
После того как учащиеся оканчивают обязательный курс по этим предметам (например, история Америки изучается в течение одного года), они могут выбрать себе специальные дополнительные предметы (например, в течение года изучать историю Европы, а в течение еще одного – вопросы международной политики).
Другие факультативные предметы в разных школах различны. Некоторые школы специализируются на образовании в области бизнеса, промышленности, или, например, иностранных языков. Учащемуся, который хочет быть врачом, следует учиться в школе, где много внимания уделяется естественным наукам.
Американская школа многонациональна. Здесь можно увидеть представителей самых различных народов: коренных американцев, афро – американцев, испанцев, индусов, корейцев, цыган, выходцев из Ирландии и Шотландии, пуэрториканцев и представителей из Доминиканской Республики.
Широкое распространение испанского языка в городах США привело к тому, что в американском обществе развернулась дискуссия по вопросу о языке. Некоторые англоязычные граждане указывают на Канаду, где наличие двух языков (английского и французского) сопровождалось появлением сепаратистского движения. В целях предотвращения подобного
развития событий в США, ряд граждан призывают к принятию закона, провозглашающего английский официальным американским языком.
Они утверждают, что признание английского официальным языком страны осложнит положение людей, говорящих на других языках, и создаст трудности в их повседневной жизни.
Глава 3.
Структура системы образования
Средняя школа. Большинство учащихся проходят курс, включающий в себя английский язык, естественные и общественные науки, математику и физическое воспитание. Учащийся также может выбрать в качестве факультативной дисциплины иностранный язык, какой-либо раздел изящных искусств и конкретную специальность в области профессионально-технического обучения. Половину предметов в 9-12 классах учащиеся обычно выбирают сами.
Обычно изучение основных предметов является обязательным и в 10-12 классах, но в некоторых школах учащиеся могут выбирать большинство предметов в соответствии со своими интересами. Кроме основных предметов – английского языка, естественных наук, математики, социологии и физического воспитания – большинство школьных систем может предложить выбор курсов трех уровней – академического, профессионального и общего.
Академический курс призван подготовить учащихся к поступлению в колледж. Среди предметов, добавленных к основным, курс математики повышенного типа, естественные науки и иностранные языки.
Программа профессионально-технического обучения может подготовить специалистов в четырех областях: сельскохозяйственном производстве, в частности, специалистов по организации и ведению фермерского хозяйства; бизнесе, в частности, коммерсантов; экономике домашнего хозяйства, в частности, специалистов по ведению домашнего хозяйства, уходу за детьми и больными; промышленном производстве и строительстве, в частности, механиков, производственников и строителей.
После прохождения этой программы учащиеся либо устраиваются на работу, либо продолжают обучение.
Большинство молодых американцев, учащихся в школе, справляются с изучением обязательных предметов и получают диплом об окончании средней школы. Оценки ставятся в зависимости от результатов контрольных работ, проводимых в течение года с определенной периодичностью, участия в обсуждении различных тем на уроках и выполнения ряда устных и письменных заданий. Во многих школах в конце учебного года проводятся экзамены, причем экзаменационные требования разрабатываются на местном уровне.
Система оценки знаний школьников в Америке представляет собой соотношений процентной 100-бальной шкалы и буквенного обозначения каждой оценки:
- “А” – 100 – 90% ( оценка “5” по пятибалльной шкале)
- “В” – 90 – 80% (оценка “4”)
- “С” – 80 – 70% (оценка “3”)
- “D” – 70 – 60% (оценка “3”)
- “F” – 60 – 0% (неаттестован)
Очень важно отметить то, что школа в США оснащена самыми разнообразными кружками, клубами, где ребята могут в полной мере показать свою индивидуальность и неповторимость. К таким школьным организациям относятся теннисные клубы, баскетбольные и футбольные команды, французский клуб, испанский клуб, школьный совет и дебаты.
Школы дают американским учащимся нечто большее, чем только образование. Школьники познают окружающий мир, участвуя в самых различных школьных мероприятиях. Более 80 процентов всех школьников принимают участие в таких видах деятельности, как спорт, издание школьных газет, драмкружки, дискуссионные группы, хоры и оркестры.
Какие любимые виды спорта у американской молодежи? Как сообщает обследование “Настроение американской молодежи”, это американский футбол, баскетбол, бейсбол, борьба, теннис, футбол, бокс, хоккей с шайбой, легкая атлетика и гольф.
На досуге учащиеся много времени проводят перед телевизором. Они также слушают музыку по радио. Американский подросток в среднем слушает музыку по радио примерно три часа в день. Не вызывает сомнения, что наибольшей популярностью у американских подростков пользуется рок-н-ролл.
Молодежь Америки в основном трудолюбива. Многие работают после школы. По данным одного опроса, девять из десяти подростков заявили, что у них либо уже есть работа, либо они хотели бы ее получить.
Детское трудовое законодательство налагает ограничения на работу, которую могут выполнять подростки до 16-летнего возраста. Многие молодые люди работают несколько часов в день или по субботам и воскресеньям – в закусочных и ресторанах, сидят с детьми соседей, работают рассыльными или в магазинах.
Многие подростки участвуют в работе организаций, созданных по месту жительства. Некоторые вовлечены в деятельность церкви и религиозных групп. Другие состоят членами молодежных организаций,
например, бой-скаутов или герл-скаутов. Так около трех миллионов девочек и девушек в возрасте от шести до семнадцати лет являются герл-скаутами. Они знакомятся с вопросами гражданственности, изучают ремесла и искусства, занимаются туризмом и другими видами деятельности на открытом воздухе. Тысячи молодых людей добровольно помогают ухаживать за больными, престарелыми и инвалидами. Многие помогают в оздоровлении окружающей среды.
Вывод
В настоящее время образование в США остается тем же, чем было на заре республиканского правления – своеобразной наковальней, на которой куется национальная культура, меняющая свою форму в зависимости от общественных потребностей. Выполнение одной из величайших исторических задач – предоставление универсального образования всем, начиная с детского сада и кончая университетом – близится к успешному завершению. Ни одно общество в истории человечества не проявляло такой настойчивости и щедрости в обучении своего подрастающего поколения, как американское.
Недавно проведенные исследования заставили американцев по-новому осознать тот факт, что в интересах национальной безопасности, сохранения экономического процветания и поддержания высокого авторитета своей страны на международной арене им необходимо безоговорочно придерживаться принципа высокого качества образования.
Теперь США тратит гораздо больше денег на образование. Как нация они сейчас вкладывают в образование больше средств, чем в оборону. В реальном выражении затраты на обучение одного учащегося бесплатной средней школы выросли примерно на 33 процента.
О недостатках системы образования можно судить хотя бы по тому факту, что американским работодателям не хватает квалифицированных рабочих, и некоторые компании даже приглашают к себе таких рабочих из-за рубежа. По всей вероятности, 25 млн. взрослых американцев практически неграмотны. Еще 25 млн. рабочих более зрелого возраста нуждаются в повышении квалификации и уровня знаний. В лучшем случае их можно назвать учащимися, не желающими учиться в стране, где поощряется образование.
18 апреля 1991 г. президент Буш обнародовал документ “Америка 2000”. Стратегия в области образования, смелый, комплексный, долгосрочный план, призванный привести каждую общину Америки к достижению национальных задач в области образования, поставленных президентом и губернаторами штатов осенью 1989 г. на их встрече на высшем уровне, посвященной вопросам образования.
Задачи американского образования:
Добиться того, чтобы:
Все дети в Америке пришли в школу подготовленными.
90 процентов учащихся 5-8 классов средней школы получили свидетельство об ее окончании.
Американские учащиеся, заканчивая 4, 8 и 12-й классы, продемонстрировали высокий уровень знаний по таким ведущим предметам, как английский язык, математика, естественные науки, история и география;
Учащиеся всех школ Америки реализовали свой интеллектуальный потенциал и таким образом подготовили себя к тому, чтобы стать достойными гражданами, продолжили обучение и хорошо работали в современной экономике.
Учащиеся США вышли на первое место в мире по уровню знаний в области естественных наук и математики.
Каждый взрослый американец стал грамотным и приобрел знания и навыки, необходимые для успешной конкуренции в мировой экономике, а также для осуществления своих прав и выполнения своих обязанностей гражданина.
Ни в одной из американских школ не было наркотиков и насилия, и поддерживался порядок, способствующий учебе.
В заключение я хочу сказать и ответить на вопрос, поставленный в гипотезе, что система школьного образования США способствует достижению интеллектуального уровня знаний, приводит к пониманию учения как процесса накопления знаний и овладению способами оперирования ими на мировом уровне.
Да, я смело могу сказать, что за год учебы в американской старшей школе я получила обширные знания, я имела возможность выиграть гранты, участвовать в различных конкурсах наравне с американцами. И я считаю, что “ореол престижа” образования США оправдан теми знаниями, которые я там получила и теми наградами, возможностями, грантами, которые дает правительство США всем успешным ученикам для получения дальнейшего бесплатного высшего образования.
Чтобы лучше понять, какие награды и гранты можно достичь, я приведу свой пример:
Академическая награда высшей школы города Хоббс, США;
Награда Департамента образования штата Нью Мехико “Самому успешному ученику программы ‘Flex’;
Гранд Ассоциации активистов штата Нью Мехико в достижении и развитии успехов в области образования;
2 награды Американских Советов по культурному обмену программы ‘Flex’;
Гранд за участие в ярмарке фермеров штата города Хоббс, США;
Грамота Департамента образования США за отличные успехи в учебе в старшей школе США.
Список использованных источников и литературы:
- Michael Harris, David Mower, Anna Sikorzynska. “Opportunities”. Intermediate. Longman, 2003.-128 p.
- Patricia Wilcox Peterson. Changing Times. Changing Tenses. Elementary/Intermediate. English Language Programs Division United States Information Agency, Washington, D.C.1992.
- Курова Н.Н. Проектная деятельность в развитой информационной среде образовательного учреждения. Учебное пособие для системы доп. образования – М.: Федерация Интернет Образования,2002.-64с.
- The American University, A World Guide by Gregory A. Barnes. Philadelphia: ISI Press, 1984.
- The World Almanac and Book Facts, 1993, New York, Pharos books, 1992, р. 388.
- Steinbeck, John. America and Americans, New York: Viking Press, 1966, p. 136.
- Rodgers, H. B. "A Profile of the American City" // The United States: A Companion to American Studies, Ed. by Dennis Welland, London: Methuen, 1973, p. 150.
- Steiner, George. "Why English?" // Presidential Address to the English Association, 1975, September 6.inbeck, John. Op. cit., p. 29.
- Web – sites:
- http://www.image. yandex. ru
- http:www.pltw.org/hsprogram.shtml
- http://712educators.about.com
- http://www.google.ru