Открытый урок "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника". 5-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 5


Тема урока: "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"

Цели:

  • Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
  • Возрождение утерянных традиций русской культуры.
  • Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.
  • Развитие художественных склонностей и задатков.

Эпиграф к уроку:

“В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

(А.П.Чехов)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Преподаватель предлагает ребятам занять свои рабочие места и сообщает тему урока.

ІІ. Новый материал

Учитель: Ребята, тема нашего урока: “Русское народное творчество” и сегодня на уроке мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.

Лекция:

Учитель: Каждый народ выражал своё понимание красоты человека, прежде всего через костюм. Слово «костюм», пришедшее из французского языка, означает «обычай». Костюм выполняет не только практическую функцию, но и создаёт облик человека определённой эпохи. По костюму можно было определить общественное и семейное положение. Отделка костюма часто служила не только украшением, но и оберегала от зла. Женский костюм вводит нас в особый мир – мир хранительницы семейного очага, обычаев предков. Роль женщины в доме считалась очень важной, её простым хозяйственным делам придавался магический смысл. Праздничные костюмы создавались мастерицами с особым старанием и передавались по наследству от матери к дочери.Основой женского и мужского костюма была рубаха из домотканой льняной материи, которую человек носил от рождения до смерти. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.
У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин – до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в праздники надевали верхнюю из тонкого полотна. Белый цвет полотна считался траурным, поэтому рубаху украшали вышивками. Узоры располагали по краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук, вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл узора должен был соответствовать виду работ (в поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу рубахи. Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался и головными уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на голову надевали ленту или венец. Замужние женщины не могли ходить с непокрытой головой вне дома, волосы убирали под головной убор.
Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса велика в разных обрядах, девушки готовили пояса как приданое.
Старинный женский костюм можно разделить на два типа: южнорусский и северорусский.

Южнорусский комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески, поверх которых надевали навершник. Головные уборы: сорока, кичка.
Для северорусского комплекса характерен сарафан, душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник.
Цвет – одна из главных эмоционально-образных характеристик костюма. На Руси «красный» означало и «красивый». «Красная девица» – нарядная, красивая. Основные цвета народного костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.
Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.
Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.
Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом.
В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству. Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством, различными нашивками, использовали речной жемчуг и рубленый перламутр.
Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок.
В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами. (Презентация головных уборов).

Беседа:

Учитель: Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами слайдов.

Их называли:

Обруч
Перевязка
Венок
Кичка
Сорока
Позатыльник
Кокошник

Лекция:

Учитель: Эти головные уборы были с открытым верхом, их расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга (в виде сетки). Его добывали в чистых северных реках и часто использовали для украшения головных уборов.
Народные головные уборы украшали рясны – подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах рясен нашли отражение 2 темы: небо (птицы) и плодородие (семена, ростки, цветы, деревья, квадраты с точками)
К ряснам подвешивали колты с изображением русалок, семарглов и грифонов, которые считались посредниками между небом и землёй. Рясны доходили до плеч женщины, свисая с углов кокошника; колты доходили до груди.
Богатый большой платок – убрус – замужняя женщина одевала поверх кокошника, они по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь другую форму.
Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а в орнаментах вышивки головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: “кокош” – петух.

III. Практическая работа

Учитель раздаёт заготовки ребятам (кокошники, вырезанные из белого картона).
Объясняет, какие цвета нужно использовать при росписи кокошника (жёлтый, красный, оранжевый и др.).
– Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости, цвета яркие, праздничные).
Учитель предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников.
Кокошники  имеют разные орнаменты и форму. Внимательно их рассматриваем.
При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить “равновесие” между элементами кокошника.
При выборе рисунка орнамента используйте своё воображение и фантазию.
Учитель предлагает ребятам использовать цветочный орнамент, т.к. цветы – это вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму провожать – весну встречать.
Чтобы созданный вами орнамент кокошника был интересен, используйте линии. Линии бывают: прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая

Выполнение работ

Под звуковое сопровождение ребята сначала выполняют эскиз кокошника карандашом, а затем приступают к его росписи.

IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются

V. Подводится итог урока:

  • Что нового вы сегодня узнали на уроке?
  • С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?
  • Какие формы головных уборов вы знаете?
  • Как украшали головные уборы?
  • Какой орнамент используется при изображении кокошника?

Приложение