Тема урока: "Красота русского костюма. Выполнение эскиза кокошника"
Цели:
- Воспитывать любовь и гордость к творческому наследию нашего народа.
- Возрождение утерянных традиций русской культуры.
- Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.
- Развитие художественных склонностей и задатков.
Эпиграф к уроку:
“В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.
(А.П.Чехов)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Преподаватель предлагает ребятам занять свои рабочие места и сообщает тему урока.
ІІ. Новый материал
Учитель: Ребята, тема нашего урока: “Русское народное творчество” и сегодня на уроке мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.
Лекция:
Учитель:
Каждый народ выражал своё понимание красоты
человека, прежде всего через костюм. Слово
«костюм», пришедшее из французского языка,
означает «обычай». Костюм выполняет не только
практическую функцию, но и создаёт облик
человека определённой эпохи. По костюму можно
было определить общественное и семейное
положение. Отделка костюма часто служила не
только украшением, но и оберегала от зла. Женский
костюм вводит нас в особый мир – мир
хранительницы семейного очага, обычаев предков.
Роль женщины в доме считалась очень важной, её
простым хозяйственным делам придавался
магический смысл. Праздничные костюмы
создавались мастерицами с особым старанием и
передавались по наследству от матери к
дочери.Основой женского и мужского костюма была рубаха
из домотканой льняной материи, которую человек
носил от рождения до смерти. Дети до 12 лет обычно
носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят.
Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам,
вырезали отверстие для головы и скрепляли
поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи
стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пелёнки сыну
служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери.
Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой
же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не
из нового полотна, а из старой одежды родителей.
У мужчин длина рубахи была ниже коленей, у женщин
– до самых пят. Поверх нижней грубой рубахи в
праздники надевали верхнюю из тонкого полотна.
Белый цвет полотна считался траурным, поэтому
рубаху украшали вышивками. Узоры располагали по
краю подола, рукавов, ворота, над сгибами рук,
вдоль швов и боковых разрезов как обереги. Смысл
узора должен был соответствовать виду работ (в
поле, по дому), меняли узоры, пришивая их к подолу
рубахи. Девичий костюм был скромнее, чем у
замужней женщины. Различался и головными
уборами. Волосы девушки заплетали в косы, на
голову надевали ленту или венец. Замужние
женщины не могли ходить с непокрытой головой вне
дома, волосы убирали под головной убор.
Дополнял костюм пояс-оберег. Роль пояса
велика в разных обрядах, девушки готовили пояса
как приданое.
Старинный женский костюм можно разделить на два
типа: южнорусский и северорусский.
Южнорусский
комплекс отличался наличием понёвы, передника-занавески,
поверх которых надевали навершник.
Головные уборы: сорока, кичка.
Для северорусского комплекса характерен сарафан,
душегрея или епанечка. Головной убор: кокошник.
Цвет – одна из главных эмоционально-образных
характеристик костюма. На Руси «красный»
означало и «красивый». «Красная девица» –
нарядная, красивая. Основные цвета народного
костюма – красный, синий, зелёный, малиновый.
Но, когда наступал праздник, на женщинах было
огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.
Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские
рукодельницы старались показать всё, на что они
способны.
Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались
вышивкой и мелкой аппликацией в виде
геометрического орнамента.
Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили,
что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен
символами, обладающими защитными свойствами, но
и без них он представлял собой окружность и
являлся оберёгом.
В последствии рубахи расшивали, украшали, и они
стали называться сарафанами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились,
их берегли, надевали по самым большим праздникам
несколько раз в год и передавали по наследству.
Одежду украшали вышивкой, узорным ткачеством,
различными нашивками, использовали речной
жемчуг и рубленый перламутр.
Образ русской красавицы не мог считаться полным
без головного убора. Самым распространённым
головным убором девушки был платок.
В старину девушки могли также украшать голову
лентой, а по праздникам надевали головные уборы
разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с
зубцами. (Презентация головных уборов).
Беседа:
Учитель: Ребята, опишите, из чего состоят головные уборы и какой они формы из просмотренных вами слайдов.
Их называли:
Обруч
Перевязка
Венок
Кичка
Сорока
Позатыльник
Кокошник
Лекция:
Учитель:
Эти головные уборы были с открытым верхом, их
расшивали золотой нитью, а по очелью спускали на
лоб поднизи ажурного плетения из речного жемчуга
(в виде сетки). Его добывали в чистых северных
реках и часто использовали для украшения
головных уборов.
Народные головные уборы украшали рясны –
подвески в форме вертикальных полос,
опускавшиеся от кокошника вниз. В орнаментах
рясен нашли отражение 2 темы: небо (птицы) и
плодородие (семена, ростки, цветы, деревья,
квадраты с точками)
К ряснам подвешивали колты с изображением
русалок, семарглов и грифонов, которые считались
посредниками между небом и землёй. Рясны
доходили до плеч женщины, свисая с углов
кокошника; колты доходили до груди.
Богатый большой платок – убрус – замужняя
женщина одевала поверх кокошника, они по своей
форме напоминали распушившуюся курочку,
полумесяц, царский венец или иметь другую форму.
Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а
в орнаментах вышивки головных уборов часто
встречаются изображения птиц. Название
кокошника также перекликается с именем
пернатого: “кокош” – петух.
III. Практическая работа
Учитель раздаёт заготовки ребятам
(кокошники, вырезанные из белого картона).
Объясняет, какие цвета нужно использовать при
росписи кокошника (жёлтый, красный, оранжевый и
др.).
– Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета
солнца, света, радости, цвета яркие, праздничные).
Учитель предлагает рассмотреть элементы росписи
кокошников.
Кокошники имеют разные орнаменты и форму.
Внимательно их рассматриваем.
При выполнении эскиза кокошника необходимо
соблюдать симметрию, чтобы сохранить
“равновесие” между элементами кокошника.
При выборе рисунка орнамента используйте своё
воображение и фантазию.
Учитель предлагает ребятам использовать
цветочный орнамент, т.к. цветы – это
вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму
провожать – весну встречать.
Чтобы созданный вами орнамент кокошника был
интересен, используйте линии. Линии бывают:
прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая
Выполнение работ
Под звуковое сопровождение ребята сначала выполняют эскиз кокошника карандашом, а затем приступают к его росписи.
IV. Проводится анализ выполненных работ. Работы оцениваются
V. Подводится итог урока:
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?
- Какие формы головных уборов вы знаете?
- Как украшали головные уборы?
- Какой орнамент используется при изображении кокошника?