Рассматривание и сравнение репродукций картин художников (И.И. Левина. "Золотая осень", И.С. Остроухов. "Золотая осень). Знакомство с художницей-самородком Тяжинского района А.И. Стыкут и рассматривание картин на тему "Осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


Предметная область: Художественно-эстетическое воспитание.

Учебный модуль: Знакомство с искусством.

Тема: «Рассматривание и сравнение репродукций картин художников И.И.Левитана «Золотая осень»,  И.С.Остроухова «Золотая осень». Знакомство с художницей самородком Тяжинского района А.И.Стыкут и рассматривание картин на тему «Осень».

Цель и задачи:

  • Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
  • Формировать у детей представления о том, что одно и то же время года можно отразить в разных видах искусства: живопись, поэзия, музыка.
  • Упражнять детей в подборе эпитетов, сравнений, умение выделять цвет и его оттенки.
  • Развивать интерес к непринуждённой беседе и правильно отвечать на вопросы воспитателя.
  • Закреплять умение сопоставлять свои наблюдения и изображения на картине.
  • Воспитывать интерес  к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Возрастная категория: Занятие для детей 5-6 лет.

Оборудование: Музыкальный центр с диском П.И.Чайковский «Времена года»: «Октябрь. Осеняя песня». Картины: И.И.Левитан «Золотая осень», И.С.Остроухов «Золотая осень», А.И.Стыкут на тему: «Осень». Краски, кисти, бумага для рисования по количеству детей.

План занятия:

  1. Организационный момент – выступление воспитателя
  2. Первая часть занятия: рассматривание картины  И.С.Остроухова «Золотая осень».
  3. Вторая часть занятия: рассматривание картины  И.И.Левитана «Золотая осень».
  4. Третья часть занятия: слушание П.И.Чайковский «Времена года» – «Октябрь. Осеняя песня».
  5. Физминутка.
  6. Четвёртая часть занятия: знакомство с самобытной художницей А.И.Стыкут и её картинами.
  7. Пятая часть занятия: чтение стихов на тему «Осень» детьми и воспитателем.
  8. Шестая часть занятия: рисование на тему «Осень».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Дети, мы сегодня пойдём в картинную галерею. Посмотрите, что вы видите (картины). Мы пришли в картинную галерею.

Захозяйничала осень, сокрушая всё подряд,
Закружился в виде танца,
Разноцветный листопад.
Облака нахмурились, дождём морося,
Журавлиный клич, курлыча
В небо поднялся.

О каком времени года говорится в стихотворении?
А какие строки из стихотворения вам понравились больше?
Поэты пишут стихи, композиторы пишут музыку, а художники пишут картины. Вот сегодня мы с вами рассмотрим в нашей галереи картины, о каком времени года, как вы думаете? (Об осени).
Вот перед вами  две картины: картина художника И.С.Остроухова и картина И.И.Левитана. Оба художника изобразили «Золотую осень», но каждый изобразил её по- своему.
Давайте рассмотрим картину И.С.Остроухова:

  • Как вы думаете, какой период осени изобразил художник?
  • Можно ли сказать в какой месяц была написана картина?
  • Где побывал художник, чтобы изобразить эту картину?
  • Какое состояние осенней природы отразил художник?
  • Что ещё говорит о покое и тишине?
  • Какие краски использовал художник для своего рисунка?
  • Каких красок больше? 
  • Как бы вы назвали картину?

А сейчас рассмотрим картину Исаака Ильича Левитана:

  • Какой период осени изобразил Левитан на этой картине?
  • Одинаковые ли краски использовали оба художника?
  • Можно ли определить в картинах какое время дня изобразили художники?
  • Как вы это определили?
  • Одинаково ли изображено состояние природы?
  • В каком из двух уголков природы, изображённых этими художниками, вы хотели бы побывать?
  • Как вы назвали бы эту картину?

Вот мы с вами рассмотрели две картины в нашей, картинной галереи и увидели как два художника И.С.Остроухов и И.И.Левитан передали «Золотую осень», но каждый изобразил её по своему.
О природе писали не только художники, но и композиторы. У  П.И.Чайковского  есть цикл музыки «Времена года». Пётр Ильич написал музыку о каждом месяце. Мы послушаем музыку,  которая называется  «Октябрь. Осенняя песня»,а вы внимательно послушайте и скажите потом к какой картине она больше подходит?

Физминутка:

Осень. По утрам морозы.             Дети встают на носочки и поднимают руки вверх, а потом приседают.
В рощах жёлтый листопад.          Кружатся на носочках. Руки на поясе.
Листья около берёзы                    Приседают, делают плавные движения
Золотым ковром лежат.               руками перед собой влево-вправо.
В лужах лёд прозрачно-синий.   Бегут по кругу на носочках.
На листочках белый иней.           Останавливаются, приседают.

Е.Головин

В нашей картинной галереи кроме картин И.С.Остроухова и И.И.Левитана есть картины А.И.Стыкут. Анна Ивановна  живёт в нашем посёлке Тяжинский и пишет красивые  картины о природе. Сегодня Анна Ивановна пришла к нам в гости и расскажет, как она пишет свои картины.

(Рассказ А.И.Стыкут)

А сейчас представьте на минуточку, что картина ожила, чтобы вы услышали. (Ответы детей)
Красоту осенней природы очень хорошо передали поэты в своих стихах. Вы знаете много стихов об осени. Подберите картину к своему стихотворению и расскажите его.

(Дети читают стихи).

Чтение воспитателем стихотворения А.С.Пушкина «…Унылая пора! Очей очарованья!..»

А вот если бы вы были художниками, то какой осенний пейзаж изобразили. Какие бы вы использовали краски. Изобразите осень. Дети рисуют осень, пополняют своими рисунками картинную галерею.