Инсценировка для внеклассного мероприятия по математике "Математика — царица всех наук"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Для проведения различных конкурсов не представляет труда подобрать задания. А вот связующий материал найти намного сложнее. Эта инсценировка была подготовлена для мероприятия, которое проводилось несколько лет назад и называлось «Защита учебного предмета». Каждый класс по жеребьевке вытаскивал название предмета и должен был доказать, что его предмет самый важный. В инсценировке в стихотворной форме показана образная связь математики с физикой, грамматикой, ботаникой и окружающей средой. Магистры физики и ботаники подтверждали свои слова презентациями, магистр грамматики демонстрировал плакат со своим текстом, магистр графических наук был с обручем, затянутым полиэтиленовой пленкой, кроме того его верные слуги продемонстрировали игрушки машин и паровоза, глобус, корзинку с яблоками, наборы пуговиц, цирковой номер с тарелками и осыпали всех пшенной крупой из небольшого бочонка.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Музыкальная заставка: в зал выходят все действующие лица, кроме Царицы математики.

Автор:

Мой юный друг!
Сегодня ты пришел вот в этот зал,
Чтоб помечтать, подумать, отдохнуть,
Увидеть наш концерт и «бал»,
Умом своим на все «взглянуть».

Сегодня вспомнишь формулу Герона, (Приложение 1)
Какую ты не раз писал
Ты вспомнишь также и Ньютона,
Закон которого познал.

Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,
Сраженный за великие творенья,
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.

Тебе знаком талантливый Декарт –
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.

Велик и ныне Чебышев титан,
А Софья Ковалевская – чудесная «русалка»!
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.

Творцы великих мыслей и идей,
Какие род людской вынашивал столетья,
Пройдя сквозь бури трудных дней,
Переживут теперь тысячелетья.

Безмерна роль ее в открытии законов,
В создании машин, воздушных кораблей,
Но и в предметах  школьных
Немало ты найдешь ее корней.

И много лет назад сам Гаусс Математику
Царицей всех наук назвал,
Нам предстоит сейчас узнать      
А можем ли мы это
В своем тысячелетии сказать.
И вот…

Под музыку выходит Царица Математики в длинном белом или розовом платье, через плечо которой перекинута лента с надписью «Математика» в сопровождении Ноля и Единицы.

Сказал веселый круглый Ноль
Соседке Единице.

Ноль:

С тобою рядышком позволь
Стоять мне около царицы!

Автор:

Она окинула его
Сердитым гордым взглядом.

Единица:

Ты, Ноль, не стоишь ничего,
Не стой со мною рядом!

Автор: Ответил Ноль…

Ноль:

Я признаю,
Что ничего не стою,
Но можешь стать ты десятью
Коль буду я с тобою.
Как одинока ты сейчас,
Мала и худощава!
Но будешь больше в десять раз,
Когда я стану справа…

Царица:

Опять нет дружбы между вами…
(усаживаясь на кресло-трон говорит, обращаясь к залу)
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами себя.

Закончим, право, этот спор…(Обращаясь к Нолю и Единице)
Гостей уж полон царский двор.
Посредством уравнений, теорем
Мы уйму всяких разрешим проблем…
Магистра вижу я грамматики,
Что скажет он о математике?

Магистр грамматики:

В грамматике – не обойтись без математики…
В словах «смотри», «вотри», «затри»
Легко заметить цифру 3,
Ее сестрица цифра 2
Живет в словах «едвадва».
В старинном слове «господин»
Есть цифра меньшая – один.
Ну, а без старшей цифры 5
Исчезло слово бы «опять».

Царица:

Магистр физических наук,
С чем ты пожаловал, мой друг?

Магистр физических наук:

Ракета небо прочеркнула, (Приложение 2)
Ей в космос путь давно не нов.
Не слышно рокота и гула
Уж из-под облачных ковров.

И укрощенный мирный атом
Послушен разуму людей;
Над Падуном, плотиной сжатым, –
Свет электрических огней!

Все это – плод людских исканий,
Все это создано не вдруг
Могучей силой точных знаний
И мастерством рабочих рук.

И прежде чем,
заметьте кстати,
Ракете той был дан прицел,
Ее маршрутом математик
На крыльях формул пролетел.

Царица:

Магистр графических наук
Принес нам преогромный круг.

(Круг – это обруч, затянутый полиэтиленовой пленкой)

Где связь с математикой,
Послушайте внимательно!

Магистр графических наук:

У круга есть одна подруга –
Знакома всем ее наружность.
Она идет по краю круга
И называется окружность.

А с окружностью
Можно ли сравниться?
Ей всю жизнь приходится
Колесом крутиться.
В паровозе крутится
И в автомашинах,
В бричках, вентиляторах,
В баржах и турбинах.
В обруче сидит она
И вот в этой точке.
В блюдце, шаре, глобусе
В лампочке и в бочке.
Без нее исчезли бы
Кольца и колеса,
Круглые чернильницы,
Яблоки и просо.
Без нее бы не было
Пуговиц в продаже.
Как бы одевались мы,
Непонятно даже…

Царица:

Магистр ботаники, что ты
Расскажешь о своем предмете?
Какое отношение цветы
Имеют к математике вот эти?
(цветы в руках магистра ботаники)

Магистр ботаники:

Сплелись в клубок
Запутанные трассы
Рабочих пчел, и оводов, и ос…
Разгул цветов!
Сплошное буйство красок!
Неразбериха полная, хаос!
Но это только кажется снаружи
Лишь озаряясь познания огнем
Мы изнутри порядок обнаружим
Строжайший строй
В нестройности найдем.
И станет ясным листьев
бормотанье,
И пляска пчел у тесного летка
И, разглядев растение, ботаник
Изобразит нам формулу цветка.

(Демонстрация цветов, построенных из графиков функций – Приложение 3)

Царица:

Из Древней Греции
Пожаловал к нам в гости Архимед

Архимед:

Не случайно математике почет
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты…

Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит,
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.

Магистры:

Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей – закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку…

И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.

Ты, математика, царица всех наук –
И в этом убедились все мы тут!

Литература:

  1. Балк M. Б., Балк Г. Д. Математика после уроков. – М., Просвещение, 1971.
  2. Вышеславский Л. Формула цветка.
  3. Граубин Г. Р. Везет подарки поезд. Стихи. – Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство, 1989.
  4. Кордемский Б. А. Увлечь школьников математикой. – М., 1987.