Здоровье человека как личное достояние – это залог полноценной жизни. Здоровый человек может учиться, овладеть любой специальностью, полностью развить свои способности, работать при любой нагрузке, родить и вырастить детей. Ценность здоровья для общества – это производительность труда и богатство общества, обеспечение рабочих мест и решение проблемы занятости населения. Здоровье ценно для государства в регуляции народонаселения, борьбе со старением общества, защите государства.
Система здоровьесберегающего обучения наряду с обеспечением необходимых условий для полноценного естественного развития ребенка способствует формированию у него осознанной потребности в здоровье, пониманию основ здорового образа жизни, обеспечивает практическое освоение навыков сохранения и укрепления физического и психического здоровья.
Таким образом, остро встает необходимость поиска компромисса между обязательностью решения образовательных задач, связанных, прежде всего, с достижением требуемого уровня образованности, и необходимостью сохранения при этом здоровья участников образования. Данный компромисс составляет основу здоровьесбережения.
Охрана и укрепление здоровья учащихся – одна из базовых целей начального образования, зафиксированная в документах Министерства образования РФ, а именно в Законе «Об образовании», в Конвенции о правах ребёнка, в национальной Доктрине развития образования и в Федеральной программе развития образования на 2000-2010 гг., Концепции модернизации российского образования, в Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (2004 г.)
Однако в современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения. Факторами снижения здоровья детей являются проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума, бытовые условия жизни в семье, медицинские факторы и т.д. Отмечается прямая связь между школьными нагрузками и состоянием здоровья: у учащихся ухудшается самочувствие к концу учебного дня, учащиеся плохо засыпают, так как сказываются учебные перегрузки. Практика обнажила также пагубное влияние на здоровье школьников авторитарной, оторванной от жизненных потребностей детей педагогики, когда сковывается инициатива учащихся, снижается уровень проявления и развития креативности, снижается самооценка, формируется состояние хронического утомления, создается благоприятная почва для нарушения психического здоровья детей.
Уроки правильного дыхания (метод биологической обратной связи)
Есть школьные предметы, которые преподавали ещё в Древнем Египте, – к примеру, математика. Есть те, которые вошли в практику школы совсем недавно, – такие, как информатика. И есть предмет, который необходим современному школьнику как воздух, но которого до сих пор в школьном расписании нет, – урок здоровья.
Первое, что нужно делать, сформировать правильное отношение к здоровью у педагогов, детей и их родителей. А второе, не дожидаясь осознания ребенком важности здоровья, нужно обучить его это здоровье сохранять и укреплять, иными словами, дать ему навыки правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки, правильного пользования своими глазами и т. д.
Для того чтобы решить эти две задачи национального возрождения, необходимо начать со школы. Именно там надо создать точную оценку (по общепринятой в школе системе) результатов обучения здоровью и ввести показатель величины здоровья (паспорт здоровья). Понятно, что для этого понадобятся средства формирования навыков здоровья и контроля их качества. Сегодня все эти планы можно реализовать с помощью метода
биологической обратной связи (БОС) в форме уроков «БОС-здоровье» – это уроки правильного дыхания.
Биологическая Обратная Связь (БОС) – это «возврат» человеку информации о функционировании его внутренних органов и систем.
Основной задачей метода является обучение саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю так же, как процесс обучения любому искусству. БОС влияет на физические, эмоциональные, мыслительные и социальные процессы и обеспечивает оптимальное использование резервных возможностей, развившихся в ходе эволюции.
При помощи метода БОС решаются сразу несколько задач. Можно улучшить общее состояние здоровья ребенка, нормализуя показатели внутренней среды его организма. А уж со здоровыми педагогами и детьми – организовать эффективные учебу и отдых!
В 2001 году в Петербурге начал работу Институт биологической обратной связи, осуществляющий подготовку специалистов БОС.
Цикл уроков здоровья был разработан в Петербурге и прошёл успешную проверку в нескольких петербургских школах.
Технология БОС (биологически обратная связь) – уроки правильного дыхания, необходима всем школьникам. Значит, навыкам здоровья можно обучать на специальных уроках. Сейчас такие уроки проводятся во многих регионах России и в самое ближайшее время станут обыденными для системы образования.
В нашем лицее уже давно ведётся работа по здоровьесбережению учащихся, и проводятся уроки обучения диафрагмально-релаксационному дыханию (метод БОС – биологическая обратная связь). (Приложение 3)
Эти уроки были проведены нами вначале на классных часах. Учащимся выдавался учебник здоровья для детей младшего школьного возраста. В нём освещаются следующие темы:
- «Что означает слово «здравствуйте»
- «Кто такой здоровый человек»
- «Две страны – Здоровье и Простуда»
- «Что приводит к болезням»
- «Что делать, чтобы быть здоровым»
- «Наши друзья: дыхание, диафрагма»
- «Связь сердца с дыханием»
- «Релаксация»
- «Правильное дыхание»
- «Биологическая обратная связь»
- «Что научит правильно дышать»
Изучив данные темы, ученики узнали, каким должен быть здоровый человек (красивым, сильным, крепким, подтянутым, весёлым, улыбчивым, добрым и т.д.) и как этого добиться.
Приведём краткое содержание урока по теме: «Правильное дыхание».
Цель урока: формирование у детей понятия о здоровом образе жизни, активизировать и систематизировать знания о правильном дыхании, ознакомить с диафрагмально-релаксационным типом дыхания.
Оборудование: учебник здоровья, компьютерный комплекс, датчики, мягкий ремень, прибор ПБС (прибор биологической связи). Уроки дыхания проводятся в компьютерном кабинете. Урок длиться 10-20 минут.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Рассказ учителя
Дыхание – один из важнейших процессов, происходящих в нашем организме. А значит, наше здоровье зависит от дыхания. Без свежего воздуха клетки нашего организма задыхаются. Ежесекундно нам нужен кислород, входящий в состав воздуха. Чем больше энергии тратит человек на какую-то работу, тем больше кислорода требуется организму, чтобы микробы не чувствовали себя хозяевами в вашем теле, нужно дышать носом. Когда мы вдыхаем, лёгкие расширяются и наполняются свежим воздухом. Бегущая по сосудам кровь вбирает в себя кислород из альвеол и разносит его по клеткам всего организма. В обмен кровь отдаёт углекислый газ, который мы выдыхаем. Диафрагма – мышечная перегородка. Она является опорой и стимулятором сердца. При вдохе лёгкие наполняются кислородом и увеличиваются. Диафрагма напрягается и опускается вниз. При выдохе лёгкие освобождаются от углекислого газа, уменьшаясь в размерах. Диафрагма расслабляется и подталкивает воздух наружу. Сердце откликается на каждый вдох и выдох ритмом. Чтобы сердце было здоровым, нужно научиться правильно дышать.
III. Практическая работа (обучение правильному дыханию без прибора)
Дыхание, которое изучают ученики, называется диафрагмально-реласакционным. Это дыхание животом, при котором наиболее эффективно работает диафрагма и наиболее полно осуществляется газообмен в лёгких.
Дети удобно садятся на стул, руки и ноги расслаблены. Делают спокойно вдох через нос – живот надувается, диафрагма выпрямляется, лёгкие наполняются воздухом. Затем медленно, приоткрыв губы и вытянув их «трубочкой», делают выдох – диафрагма расслабляется.
Детям предлагается представить, что при вдохе тело наполняется золотым светом, а при выдохе – что это лёгкий ветерок, наполняющий парус корабля («Вы как маленькие пёрышки, которые несёт лёгкий ветерок; вы лучик света, падающий на землю»).
IV. Обучение правильному дыханию с помощью прибора ПБС
Зеркало – простейший прибор обратной связи. Оно отражает внешний вид человека. Существуют ещё приборы обратной связи, которые не только рассказывают и показывают, что происходит внутри вашего организма, но и подсказывают, что нужно сделать, чтобы быть здоровым. Один из таких приборов – ПБС – прибор биологической связи. Этот прибор показывает нам, правильно ли мы дышим, хорошо ли работает наше сердце. С помощью мягкого ремня на тело человека прикрепляются датчики, которые передают разговор сердца с дыханием. Сигнал проходит через провод, соединяющий прибор с компьютером, и на экране монитора мы видим, как работает наше сердце. Увлекательные игровые сюжеты помогают научиться дышать так, чтобы сердце и дыхание были в полной гармонии, организм был здоров. На экране монитора появляются интересные картины природы, виды городов. Звучит расслабляющая музыка. Картинки можно увидеть только в том случае, если будешь правильно дышать, тогда они постепенно открываются, как-бы закрашиваются. По окончанию урока компьютерная программа выставляет ученикам оценку. На первых этапах это, чаще всего неудовлетворительные оценки. Постепенно, с каждым уроком, оценки становятся всё лучше и лучше. Дыхательные упражнения можно проводить на любом уроке, используя физминутки.
V. Итог урока
Домашнее задание: научить родителей правильному дыханию.
На переменах проводились этюды на расслабление мышц (закрепление навыков релаксации), этюды по психомышечной тренировке (обучение приёмам саморасслабления). (Приложение 1)
Гимнастика для глаз в структуре уроков в начальной школе
Глаза – важный источник информации об окружающем мире. По данным некоторых ученых 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, что цифра должна быть увеличена до 90%. Глаза ребенка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение его полноценной функции на будущее.
Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей – близорукость, которая может появиться в дошкольном возрасте, но чаще возникает в период обучения в школе.
В лицее на классных часах нами систематически проводились беседы о гигиене, правилах сохранения здоровья. По итогам бесед на уроках ИЗО ученики рисовали плакаты на тему «Здоровый образ жизни».
Учащиеся изучили гигиенические правила просмотра телепередач на уроках окружающего мира:
- смотреть не больше 2-3 передач в неделю продолжительностью не более 1-1,5 ч каждая, не считая десятиминутной передачи «Спокойной ночи, малыши!»;
- располагаться от экрана не ближе, чем на 2-3 м и не далее 6-8 м;
- в комнате должно быть боковое освещение, лучше всего торшер или бра;
- место для сидения удобное, но смотреть передачу лежа не разрешается;
- изображение на экране должно быть четким, отрегулирована громкость.
Нами проводилась с учащимися целенаправленная воспитательная работа по охране зрения. Она состояла:
- в воспитании правильной посадки во время занятий;
- в советах родителям об организации рабочего места ребенка дома (мебель, соответствующая росту ребенка, достаточное освещение);
- рекомендациях о перерывах во время зрительной работы.
Проводились беседы с учащимися на тему «Как надо заботиться о сохранении хорошего зрения» такого содержания:
1. При помощи глаз мы узнаем о цвете, форме, размерах предметов. Глаза помогают нам познавать окружающий нас мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее стать летчиком, моряком, достичь успехов в спорте, на сцене. Зрение нужно беречь.
2. Зрение портится во время работы при плохом освещении, при малом расстоянии от глаз до книги (тетради), чтении лежа, длительном просмотре телевизионных передач.
3. Для того чтобы сберечь зрение, нужно заниматься при достаточном освещении, свет должен падать слева, должны соблюдаться: необходимое расстояние от глаз до книги и правильная посадка во время занятий, выполняться простейшая гимнастика для глаз.
Изучались приемы самоконтроля за посадкой, гимнастика и отдых для глаз. Если ученик заметил, что у него ухудшается зрение, он должен сказать об этом родителям, учителю, обратиться к врачу. Ни в коем случае нельзя смеяться над людьми, которые носят очки.
При изучении темы «Гигиена органов чувств» нами были проверены все упомянутые выше умения детей по гигиене зрения.
Кроме того, для учащихся включались в занятия физической культурой (например, в уроки физкультуры) специальные упражнения (2-3) для глаз. Специальные знания по гигиене зрения ученики получают на уроках в IV классе, но навыками должны овладеть как можно раньше.
Проводились беседы с родителями, на которых нами было рассказано о вредном влияния на глаза чтения лежа.
Если долго выполнять какую-нибудь работу, например, пилить дрова, то рука устает, она нуждается в отдыхе. Также в отдыхе нуждаются глаза.
После 15-20 мин напряженной зрительной работы (чтение, письмо, вышивание) нужно дать глазам отдых: посмотреть в окно (примерно 20 сек), вдаль. К такому отдыху глаз детей приучают со II класса, когда объем зрительной работы значительно возрастет. Уже после двух-трех дней ведения отдыха для глаз в школе дети перенесли этот прием на свои домашние занятия.
В охране зрения следует регулировать, а подчас
и ограничивать зрительные нагрузки. Нами было
выявлено, что во многих семьях этим нормам не
уделяется внимание или даже поощряется, когда
дети подолгу смотрят телевизор – дети заняты и
не мешают взрослым.
Рассматриваемый нами вопрос требует единства
требований к детям со стороны школы и семьи. Нами
была проведена беседа с родителями о
рекомендациях, которые были даны детям;
пояснение, что длительный просмотр телепередач
приводит к утомлению нервной системы, зрения,
отнимает время от прогулок, двигательной
активности. (Приложение 2)