Цели:
- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать задачу и выделять в ней составные части;
- способствовать формированию у учащихся вычислительных навыков и умения решать задачи;
- создать условия для развития мыслительных операций, творческих способностей, речи учащихся.
Материально-дидактическое оснащение урока:
- Используемое оборудование: мультимедиапроектор, интерактивная доска.
- Демонстрационный материал: мультимедийная презентация (Приложение 1)
- Раздаточный материал: математические веера
Ход занятия
I. Организационный этап
II. Этап актуализации субъектного опыта учащихся
1. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на доску - перед вами вселенная Математики (слайд 1). Это необычная вселенная, с множеством математических планет, далеких и близких. Сегодня мы с вами побываем на некоторых из них.
- Что нам понадобится в полете? (сообразительность, внимание и т. д.).
- Чтобы привести наш мозг в боевую готовность сделаем массаж ушных раковин.
Дети выполняют массаж ушных раковин
- Итак, к полету готовы?
- Руки на месте? (да)
- Ноги на месте? (да)
- Спина прямая? (да)
- Тогда взлетаем! (слайд 2)
2. Устный счет.
- Наша ракета подлетает к первой планете (слайд 3). Это планета - Разминка. Здесь нас встречает Колобок. Ему необходима наша помощь.
Колобок с друзьями отправился на спортивные соревнования, но вот беда - у многих колобков потерялись номера. Поможем их восстановить (слайд 4).
По дороге Колобок зашел в волшебный лес и увидел, что у елочек осыпались числа с веток. Вернем их на место (слайд 5).
"Четвертый лишний". Найдите лишнее в каждом ряду (слайд 6).
- Спасибо, ребята. Мы помогли Колобку и можем отправляться дальше.
III. Этап закрепления изученных знаний и способов действий
- Мы подлетаем к одной из самых больших планет математической вселенной. Перед нами планета Задача (слайд 7).
1. Повторение изученного материала.
- Чтобы мы хорошо себя чувствовали в здешней атмосфере, нужно вспомнить из чего состоит задача (слайд 8).
Дети называют составные части задачи: условие, вопрос, решение, ответ.
- На этой планете нас сопровождает очень умный мальчик - Знайка, он приготовил для вас задания.
2. Составление задачи.
- Посмотрите на рисунок (слайд 9). Какую задачу можно придумать по этому рисунку?
У берега плавают 5 жёлтых и 4 оранжевые рыбки. Сколько всего рыб плавает у берега?
- Назовите условие задачи, вопрос задачи, решение, дайте ответ на вопрос задачи.
Решение вписывается на интерактивную доску.
Физкультминутка
3. Работа по учебнику
Стр.88 №1 - по выбору (слайд 10).
- Кто придумал задачу по первому рисунку? По второму рисунку?
Стр.89 № 2 - фронтальная работа
Стр.89 № 4 - по вариантам (слайд 11)
Пальчиковая гимнастика
IV. Этап применения изученных знаний и способов действий
1. Работа по тетради (слайд 12)
- Отложите учебники. Откройте тетради на стр.31.
Фронтальная работа: Стр.31 № 2,3
Стр. 32 №5
- Мы покидаем планету Задача и летим дальше. Перед нами планета Примеров (слайд 13).
2. Работа по учебнику стр. 89 №3 - по рядам (слайды 14 -16)
10-1=9 18-1=10 10+5=18
10-2=8 16-6=10 10+3=13
10-4=7 10-1=11 10+1=11
10-5=5 13-3=10 10+6=16
- Какой ответ Маша записала неверно?
Представители от каждого ряда выходят к доске и исправляют ошибки.
3. Работа по тетради стр.31 № 4 - самостоятельно, с проверкой у доски (слайд 17)
- Какие математические знаки нужно вставить, чтобы ответы были верными?
7*1=8 5*2=3
7*1=6 5*2=7
7*3=10 5*4=1
7*3=4 5*4=9
Физкультминутка для глаз
- А сейчас мы с вами немножко отдохнем и сделаем зарядку для глаз. Вы должны следить за солнечным лучиком, который вам поможет. ("Луч лазерной указки" перепрыгивает с цветка на цветок, которые расположены над доской. Дети следят за лучом, не поворачивая головы.)
V. Этап подведения итогов
- Наше путешествие подходит к концу, мы возвращаемся на Землю (слайды 18-19).
- Давайте вспомним, на каких планетах мы сегодня побывали, что вспомнили, какие выполнили задания?
VI. Этап рефлексии
- Посмотрите внимательно на эти рисунки (слайд 20). Поднимите карточку с номером изображения, которое соответствует вашему настроению.
- Сегодня наше путешествие подошло к концу, но путешествие во вселенную Математики только начинается и впереди у нас еще множество неизведанных планет и открытий.