Многообразие грибов

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить с царством грибов, как особом "царстве" живой природы;
  • Рассмотреть строение грибов;
  • Выделить группы съедобных и несъедобных грибов;

Задачи:

  • Формирование знаний о царстве грибов, как особом царстве живой природы;
  • Развитие потребности постоянно расширять кругозор, пополнять объем знаний;
  • Воспитание общечеловеческих ценностей, любви к природе.

Оборудование: схемы, модель гриба (разборная), картинки животных; компьютер, программа PowerPoint2007, мультимедийный проектор, экран

Ход урока

Организационный момент. (Приложение 1. Слайд 2)

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки, навстречу солнцу и ветрам.

(С. Смирнов)

- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес, в природу.

Поэтому будьте внимательны, иначе, недолго и заблудиться!

Повторение пройденного материала.

Путешествие в природу:

- А что такое природа?

/Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека./

- Какая бывает природа?

/Живая и неживая/

- Что мы относим к живой природе?

- Какие признаки живого известны?

/Рождается, питается, растет, размножается и умирает./

Игра "Живая, неживая природа".

/Учащиеся поднимают: веточка  - если "живая" природа, солнышко - если "неживая" природа./ Приложение 2

 

/небо, дерево, камень, солнце, трава, птицы, человек/

-Ребята на какие два мира можно разделить живую природу?

/Мир животных, мир растений/

Объяснение нового материала.

- А какое время года у вас самое любимое?

- Лето!

Давайте сегодня помечтаем.

- Закройте глазки и мысленно отправляемся с вами в лес.

Постарайтесь заметить, что-то интересное, внимательно посмотрите под деревья, загляните в травку, послушайте звуки в лесу.

- Что же вы увидели, услышали?

Олег: - Я увидел белочку на дереве. Она грызла шишку.

Алёна: - Мне встретился серенький зайчик, он убегал от рыжей лисички.

Ксения: - А я видела лесную полянку, где было много опят.

/открывается лесная полянка/ (Приложение 1. Слайд 4)

Загадка: Землю пробуравил, корешок оставил. (Приложение 1. Слайд 5)

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. /ГРИБ/

- Это гриб.

- Как вы догадались? /У гриба есть шапочка/

- Верно. Итак, сегодня мы поговорим о грибах и узнаем много нового о них.

- Кто из вас собирал грибы?

Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

/опята, сыроежки, подберезовики/

- Я вижу, что вы вполне готовы обозначить тему нашего урока:

Р И Ы Б Г /ГРИБЫ/ Приложение 2

- Ой, ну что это? Наверное, "Лесовичок" разыгрался.

- Давайте расставим все буквы.

- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? /Живая/

- Докажите! Почему?

/Потому что они растут./

А к какому миру живой природы относятся грибы?

/К миру растений/

СРАВНЕНИЕ: (Приложение 1. Слайд 5)

- Какие части растения вы знаете?

/Ствол, ветки, листья/

- А у гриба есть такие части растения? /Нет/

- В таком случае можно ли с уверенностью сказать, что они относятся к растениям? /Нет/

/К миру животных!

- К миру животных? Давайте сравним!

- Можно отнести к животным?

- У гриба есть крылья, как у птицы? /Нет/

- А может, есть шерсть, как у медведя? /Нет/

- Он плавать может и дышать жабрами? /Нет/

- Так что же такое грибы?

Это особый мир природы: ни растения, ни животные.

Схема: (Приложение 1. Слайд 7)

Физминутка:

Гриша шел - шел - шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок.
Положил их в кузовок.

(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок)

Строение гриба. (Приложение 1. Слайд 8, 9)

- А какая часть гриба упоминалась в загадке? /ШЛЯПКА/

- А на чем держится шляпка? /НА НОЖКЕ/

- А что осталось в земле? /КОРЕШОК - ГРИБНИЦА/

/Детали появляются на доске/

Шляпка и ножка - это ПЛОДОВОЕ ТЕЛО

- Как вы думаете, что важнее: грибница или плодовое тело? /ГРИБНИЦА/

Стр. 52 № 2 "Укажи строение шляпочного гриба".

(Приложение 1. Слайд 10)

Правила сбора грибов.

Способ - Тянуть!! Что произойдет? /Можно выдернуть с корнем./

- С грибницей. Значит, нельзя.

Способ - Срезать!!

- Хотя часть плодового тела остается, но под действием ветра, дождя, солнца может погибнуть. Нельзя.

- А как же тогда можно собирать грибы?!

Их нужно выкручивать.

- Какой же способ сбора грибов самый верный? /Выкручивать/

Поговорка в народе:

Не ходи за грибами с ведром - не губи лесное добро, клади их в плетеное лукошко - пускай подышат немножко. (Приложение 1. Слайд 11)

Закрепление.

Работа с текстом. - Итак, мы знаем множество грибов: подосиновики, подберезовики, маслята.

- А что можно сказать о грибах, исходя из их названия?

Почему их так назвали?

/Они растут под конкретными растениями (деревьями)/

Подберезовик - под березами;

подосиновик - под осинами;

маслята - в хвойных лесах;

мухомор - мух морит;

белые - под дубами.

Виды грибов. (Приложение 1. Слайд 12, 13) Приложение 2

Все грибы шляпочные, трубчатые и пластинчатые.

Рассказ Н. Сладкова - "Грибы".

- А вот послушайте рассказ Н. Сладкова. (С.70 Методическое пособие)

Грибы.

Люблю грибы собирать!

Под березами - подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок - мужичок. Толстой ногой уперся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито: Бурый боровик. Вдоль ручья - осинки. Под осинками - подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник - лесная тропа. Петляет, виляет и куда ведет, неизвестно. Иду и за каждой вилюшкой: то лисички - желтые граммофончики, то опенки - ноги тонки, то сыроежки - говорушки.

- Подумайте и объясните происхождение слова "ОПЕНКИ". /Потому что они растут на пнях./

- А как человек использует грибы?

- Все ли грибы полезны? /Все/

/Некоторые людям, другие - животным/

Запомни ядовитые грибы - Приложение 2

Вывод: Грибы всякие нужны, грибы всякие важны.

Игра "Гриб, грибок - полезай в кузовок!". (Приложение 1. Слайд 14,15)

Узнай и подпиши грибы. Отметь \/ грибы, которые тебе приходилось собирать.

1. Благородный белый гриб
Меж грибами знаменит.
Под коричневою шляпой
Ножку толстую упрятал.

2. На опушке зеленушки,
И желтушки, и краснушки.
Сыроежками зовут.

3. Под сосной в хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик рыж не зря:
Рыжик - вестник сентября.

4. Красной шапочкой грибок
Приподнял с земли листок.
Под дрожащими осинами
Притаился подосиновик.

5. Прячутся под ёлками
С прилипшими иголками
Коричневые шляпы -
Липкие маслята.

Тетрадь с. 53. Читают дети. Подписывают.

- Молодцы! Полное лукошко грибов набрали!

Это интересно. (Приложение 1. Слайд 16, 17, 18)

Дождевик весом - 13 кг нашли в Англии.

Самый большой белый гриб был найден недалеко от г. Владимира. Весил он 6 кг 750 г. Высота его была 58 см, толщина корня 22 см.

Плесень на хлебе, на других продуктах - это грибы.

Игра "Поставь буквы на место!". (Приложение 1. Слайд 19)

ПЕОКОН (ОПЕНОК)

НУШВИКАС (СВИНУШКА)

РОКАЕЖСЫ (СЫРОЕЖКА)

МОРХОМУ (МУХОМОР)

Итог урока. Домашнее задание. (Приложение 1. Слайд 20, 21).

- Что интересного узнали о грибах?

ГРИБЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ, ГРИБЫ ВСЯКИЕ НУЖНЫ.

- Подготовьте сообщение о любом грибе (по дополнительной литературе или собственным впечатлениям).

Литература

  1. Волгина В.В. Занимательное азбуковедение. М. "Просвещение" 1997г.
  2. Мекум А. Энциклопедия. Всё обо всём. ТКО АСТ. Москва. 1994г.
  3. Поглазова О.Т. Поурочное планирование. Окружающий мир: 1 класс.
  4. Издательство "Учитель", Волгоград. 2007г.
  5. Поглазова О.Т. Методические рекомендации. "Ассоциация XXI век",
  6. Смоленск, 2005г.
  7. Сладков Н. Рассказ. Грибы.
  8. Тетрадь "Окружающий мир", О.Т. Поглазова. Часть I.
  9. сайт - viki.rdf.ru

Приложение 1, приложение 2.