Цель:
- Познакомить с царством грибов, как особом "царстве" живой природы;
- Рассмотреть строение грибов;
- Выделить группы съедобных и несъедобных грибов;
Задачи:
- Формирование знаний о царстве грибов, как особом царстве живой природы;
- Развитие потребности постоянно расширять кругозор, пополнять объем знаний;
- Воспитание общечеловеческих ценностей, любви к природе.
Оборудование: схемы, модель гриба (разборная), картинки животных; компьютер, программа PowerPoint2007, мультимедийный проектор, экран
Ход урока
Организационный момент. (Приложение 1. Слайд 2)
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами тянущими руки, навстречу солнцу и ветрам.
(С. Смирнов)
- Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в лес, в природу.
Поэтому будьте внимательны, иначе, недолго и заблудиться!
Повторение пройденного материала.
Путешествие в природу:
- А что такое природа?
/Природа - это то, что нас окружает, но не создано руками человека./
- Какая бывает природа?
/Живая и неживая/
- Что мы относим к живой природе?
- Какие признаки живого известны?
/Рождается, питается, растет, размножается и умирает./
Игра "Живая, неживая природа".
/Учащиеся поднимают: веточка - если "живая" природа, солнышко - если "неживая" природа./ Приложение 2
/небо, дерево, камень, солнце, трава, птицы, человек/
-Ребята на какие два мира можно разделить живую природу?
/Мир животных, мир растений/
Объяснение нового материала.
- А какое время года у вас самое любимое?
- Лето!
Давайте сегодня помечтаем.
- Закройте глазки и мысленно отправляемся с вами в лес.
Постарайтесь заметить, что-то интересное, внимательно посмотрите под деревья, загляните в травку, послушайте звуки в лесу.
- Что же вы увидели, услышали?
Олег: - Я увидел белочку на дереве. Она грызла шишку.
Алёна: - Мне встретился серенький зайчик, он убегал от рыжей лисички.
Ксения: - А я видела лесную полянку, где было много опят.
/открывается лесная полянка/ (Приложение 1. Слайд 4)
Загадка: Землю пробуравил, корешок оставил. (Приложение 1. Слайд 5)
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся. /ГРИБ/
- Это гриб.
- Как вы догадались? /У гриба есть шапочка/
- Верно. Итак, сегодня мы поговорим о грибах и узнаем много нового о них.
- Кто из вас собирал грибы?
Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?
/опята, сыроежки, подберезовики/
- Я вижу, что вы вполне готовы обозначить тему нашего урока:
Р И Ы Б Г /ГРИБЫ/ Приложение 2
- Ой, ну что это? Наверное, "Лесовичок" разыгрался.
- Давайте расставим все буквы.
- Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? /Живая/
- Докажите! Почему?
/Потому что они растут./
А к какому миру живой природы относятся грибы?
/К миру растений/
СРАВНЕНИЕ: (Приложение 1. Слайд 5)
- Какие части растения вы знаете?
/Ствол, ветки, листья/
- А у гриба есть такие части растения? /Нет/
- В таком случае можно ли с уверенностью сказать, что они относятся к растениям? /Нет/
/К миру животных!
- К миру животных? Давайте сравним!
- Можно отнести к животным?
- У гриба есть крылья, как у птицы? /Нет/
- А может, есть шерсть, как у медведя? /Нет/
- Он плавать может и дышать жабрами? /Нет/
- Так что же такое грибы?
Это особый мир природы: ни растения, ни животные.
Схема: (Приложение 1. Слайд 7)
Физминутка:
Гриша шел - шел - шел,
Белый гриб нашел.
Раз - грибок,
Два - грибок,
Три - грибок.
Положил их в кузовок.
(Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок)
Строение гриба. (Приложение 1. Слайд 8, 9)
- А какая часть гриба упоминалась в загадке? /ШЛЯПКА/
- А на чем держится шляпка? /НА НОЖКЕ/
- А что осталось в земле? /КОРЕШОК - ГРИБНИЦА/
/Детали появляются на доске/
Шляпка и ножка - это ПЛОДОВОЕ ТЕЛО
- Как вы думаете, что важнее: грибница или плодовое тело? /ГРИБНИЦА/
Стр. 52 № 2 "Укажи строение шляпочного гриба".
(Приложение 1. Слайд 10)
Правила сбора грибов.
Способ - Тянуть!! Что произойдет? /Можно выдернуть с корнем./
- С грибницей. Значит, нельзя.
Способ - Срезать!!
- Хотя часть плодового тела остается, но под действием ветра, дождя, солнца может погибнуть. Нельзя.
- А как же тогда можно собирать грибы?!
Их нужно выкручивать.
- Какой же способ сбора грибов самый верный? /Выкручивать/
Поговорка в народе:
Не ходи за грибами с ведром - не губи лесное добро, клади их в плетеное лукошко - пускай подышат немножко. (Приложение 1. Слайд 11)
Закрепление.
Работа с текстом. - Итак, мы знаем множество грибов: подосиновики, подберезовики, маслята.
- А что можно сказать о грибах, исходя из их названия?
Почему их так назвали?
/Они растут под конкретными растениями (деревьями)/
Подберезовик - под березами;
подосиновик - под осинами;
маслята - в хвойных лесах;
мухомор - мух морит;
белые - под дубами.
Виды грибов. (Приложение 1. Слайд 12, 13) Приложение 2
Все грибы шляпочные, трубчатые и пластинчатые.
Рассказ Н. Сладкова - "Грибы".
- А вот послушайте рассказ Н. Сладкова. (С.70 Методическое пособие)
Грибы.
Люблю грибы собирать!
Под березами - подберезовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровик. Боровичок - мужичок. Толстой ногой уперся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито: Бурый боровик. Вдоль ручья - осинки. Под осинками - подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках. Через осинник - лесная тропа. Петляет, виляет и куда ведет, неизвестно. Иду и за каждой вилюшкой: то лисички - желтые граммофончики, то опенки - ноги тонки, то сыроежки - говорушки.
- Подумайте и объясните происхождение слова "ОПЕНКИ". /Потому что они растут на пнях./
- А как человек использует грибы?
- Все ли грибы полезны? /Все/
/Некоторые людям, другие - животным/
Запомни ядовитые грибы - Приложение 2
Вывод: Грибы всякие нужны, грибы всякие важны.
Игра "Гриб, грибок - полезай в кузовок!". (Приложение 1. Слайд 14,15)
Узнай и подпиши грибы. Отметь \/ грибы, которые тебе приходилось собирать.
1. Благородный белый гриб
Меж грибами знаменит.
Под коричневою шляпой
Ножку толстую упрятал.2. На опушке зеленушки,
И желтушки, и краснушки.
Сыроежками зовут.3. Под сосной в хвоинках рыжих
Не ищи весною рыжик.
Рыжий рыжик рыж не зря:
Рыжик - вестник сентября.4. Красной шапочкой грибок
Приподнял с земли листок.
Под дрожащими осинами
Притаился подосиновик.5. Прячутся под ёлками
С прилипшими иголками
Коричневые шляпы -
Липкие маслята.
Тетрадь с. 53. Читают дети. Подписывают.
- Молодцы! Полное лукошко грибов набрали!
Это интересно. (Приложение 1. Слайд 16, 17, 18)
Дождевик весом - 13 кг нашли в Англии.
Самый большой белый гриб был найден недалеко от г. Владимира. Весил он 6 кг 750 г. Высота его была 58 см, толщина корня 22 см.
Плесень на хлебе, на других продуктах - это грибы.
Игра "Поставь буквы на место!". (Приложение 1. Слайд 19)
ПЕОКОН (ОПЕНОК)
НУШВИКАС (СВИНУШКА)
РОКАЕЖСЫ (СЫРОЕЖКА)
МОРХОМУ (МУХОМОР)
Итог урока. Домашнее задание. (Приложение 1. Слайд 20, 21).
- Что интересного узнали о грибах?
ГРИБЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ, ГРИБЫ ВСЯКИЕ НУЖНЫ.
- Подготовьте сообщение о любом грибе (по дополнительной литературе или собственным впечатлениям).
Литература
- Волгина В.В. Занимательное азбуковедение. М. "Просвещение" 1997г.
- Мекум А. Энциклопедия. Всё обо всём. ТКО АСТ. Москва. 1994г.
- Поглазова О.Т. Поурочное планирование. Окружающий мир: 1 класс.
- Издательство "Учитель", Волгоград. 2007г.
- Поглазова О.Т. Методические рекомендации. "Ассоциация XXI век",
- Смоленск, 2005г.
- Сладков Н. Рассказ. Грибы.
- Тетрадь "Окружающий мир", О.Т. Поглазова. Часть I.
- сайт - viki.rdf.ru