Цель: создать условия, которые помогут учащимся обобщить знания об имени существительном, повторить виды грамматических разборов.
Задачи: - погрузить детей в атмосферу темы; актуализировать и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном; совершенствовать навык правильного употребления имени существительного в речи учащихся; стимулировать творческую активность, воображение, фантазию, творческий поиск; развивать речь, память, мышление, внимание, орфографический навык; воспитывать интерес к урокам русского языка и умение работать в коллективе (слышать и слушать, высказывать своё мнение).
Оборудование: аудиозапись письма, схема-ёлка, карточки с индивидуальными заданиями, алфавит с нумерацией букв, конверты с заданием, ёлка с игрушками, интерактивная доска, видеозапись.
Ход урока
I
. Организационный момент.- Внимание, ребята! Если Вы готовы к работе - можете садиться.
II
. Сообщение темы урока.- Ребята, у меня для Вас сюрприз. Вам пришло звуковое письмо из Великого Устюга - царства снега, льда и стужи. Прислал его Дед Мороз. Послушайте.
(учитель включает аудиозапись).
- Дорогие ребята! Это пишу Вам я, Дед Мороз. Прежде чем отправиться в путь, я решил проверить, как дети Вашего класса готовятся к Новому году. Какие у них успехи? Как они будут украшать новогоднюю ёлку?
- Шлю Вам мой морозный привет, волшебные задания и маленький сюрприз для веселого настроения. До скорой встречи! Ваш Дед Мороз.
Учитель:
- Дети, давайте покажем Деду Морозу свои знания по русскому языку и выполним все его волшебные задания по теме: "Имя существительное". А помогать нам будет схема-ёлка, которую будем заполнять по мере выполнения заданий.
III. Основная часть.
1. Чистописание.
Учитель:
- Первое задание Деда Мороза называется "Зимние узоры".
- Попробуйте повторить их в тетради.
2. Словарная работа.
Учитель:
- Какие слова угадываются в узорах? (мороз, иней).
- Что общего у этих слов? (словарные, имена существительные).
- Запишите их в словарь (один человек комментирует у доски).
Учитель:
- Дети, помните, что Дед Мороз прислал для нас сюрприз. Какой он, Вы узнаете, расшифровав слово (работа в парах, ключ к шифру выдаётся каждой паре учеников).
А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33
На интерактивной доске цифры 7, 13, 16, 25, 12, 1. Высвечивается слово "ёлочка".
- Молодцы! Нашу ёлочку мы будем украшать игрушками, которые Вы получите за правильные ответы.
Учитель:
- Второе задание Деда Мороза называется "Ёлочка".
- О какой части речи мы говорим сегодня? (об имени существительном).
- Что такое имя существительное? (ответ детей с примерами).
На интерактивной доске текст.
ЁЛОЧКА.
Пришла ____________ в л:сную ч:щ: .
Выпал пуш:стый _____________________.
Обрадовалас: з:лёная ________________.
Тепер: у неё есть белен:кое ___________.
(у каждого ребенка своя карточка с текстом).
- Прочитайте. Вам хорошо понятен смысл каждого предложения?
- Какое задание мог поручить Вам Дед Мороз? (вставить пропущенные буквы и слова).
- Какое слово пропущено в первом предложении? Впишите его.
- Какое слово во втором? и т.д.
- Что общего у этих слов? (все имена существительные).
- Смогли бы мы без них понять смысл предложения?
- Сделайте вывод, для чего нужны имена существительные?
- Вставьте и объясните пропущенные буквы.
- Выпишите второе предложение и выполните его разбор. глагол и.прил. и.сущ.
Выпал пушистый снег. (Повествовательное, невосклицательное).
- Выполните звукобуквенный разбор слова "ёлочка".
Ё/лоч/ка - 3 слога, 6 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных [й' о л а ч' к а]
Ученики, выполнявшие задание на доске, получают новогодний шарик.
Физминутка.
В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.
Учитель:
- Следующее задание Деда Мороза называется "Цепочка".
На интерактивной доске записаны слова:
Праздник, снежинка, каникулы:
Девочка, артист, клоуны:
Снегурочка, Екатерина, Краснодар:
Подарки, костюмы, маски:
Учитель:
- По какому признаку подобраны слова первой цепочки? (все имена существительные нарицательные, неодушевленные).
- Подберите ещё несколько слов.
По такому принципу работаем с каждой цепочкой. К последней цепочке даём задание образовать имена существительные единственного числа.
- Сделайте вывод, какие признаками обладают имена существительные?
После вывода заполняется шарами схема-ёлка.
Учитель:
- Вот мы и подошли к последнему заданию Деда Мороза "Горки".
На интерактивной доске слова:
Город, озеро, белка, вьюга, счастье, ёжик, беленькое.
- Найдите лишнее слово. Объясните, почему вы так думаете?
- На какие группы можно разбить слова? (по родам).
- Выпишите слова в три столбика.
- Сделайте вывод, какие бывают имена существительные?
За выполнение задания ребята получают шарики.
- Вы все молодцы! А теперь отдохнём и всё внимание на экран.
На экране сюжет о праздновании Нового года.
3. Развитие речи.
Учитель:
- Каждый год дети всего мира пишут письма Деду Морозу.
- Как думаете, о чём они просят его? (предположения детей).
- Давайте тоже напишем письмо Деду Морозу. Начало выполним вместе, а пожелания напишите сами.
Дети работают с письмом, используя слова для справок. (У каждого ребёнка свой образец письма и слова для справок).
Дорогой Дедушка Мороз!
Пишет тебе_____________2 "Б" класса ______________________. Я очень жду тебя к нам на______________! Мы уже нарядили для тебя красавицу______, приготовили карнавальные _________ и сладкие ________. Я верю, что в Новый год ты исполнишь мою мечту. Я очень хочу получить в подарок _______.
Спасибо, Дедушка Мороз.
До скорой встречи!
(Слова для справок: УЧЕНИК, УЧЕНИЦА, КОСТЮМЫ, ПРАЗДНИК, ЁЛКА, ПОДАРКИ).
После выполнения работы зачитываются два-три письма. Дети получают новогодние шарики.
IV
. Подведение итогов урока.Учитель:
- Молодцы! Вы отлично справились с заданием Деда Мороза. Мы обязательно отправим ему наши письма и ёлочку-схему, которая помогла проверить наши знания.
- Те, кто заработал шарики, могут украсить ими ёлку.
- О какой части речи мы говорили?
- Что интересного было на уроке?
- Какие задания Вам запомнились?
V
. Домашнее задание.Учитель:
- Подумайте, что интересного могло произойти с ёлочкой дальше, допишите несколько предложений к тексту "Ёлочка".
- Большое спасибо за работу, ребята! Наш урок окончен.