Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Обобщение знаний о признаках имени существительного"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия, которые помогут учащимся обобщить знания об имени существительном, повторить виды грамматических разборов.

Задачи: - погрузить детей в атмосферу темы; актуализировать и систематизировать имеющиеся у детей знания об имени существительном; совершенствовать навык правильного употребления имени существительного в речи учащихся; стимулировать творческую активность, воображение, фантазию, творческий поиск; развивать речь, память, мышление, внимание, орфографический навык; воспитывать интерес к урокам русского языка и умение работать в коллективе (слышать и слушать, высказывать своё мнение).

Оборудование: аудиозапись письма, схема-ёлка, карточки с индивидуальными заданиями, алфавит с нумерацией букв, конверты с заданием, ёлка с игрушками, интерактивная доска, видеозапись.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Внимание, ребята! Если Вы готовы к работе - можете садиться.

II. Сообщение темы урока.

- Ребята, у меня для Вас сюрприз. Вам пришло звуковое письмо из Великого Устюга - царства снега, льда и стужи. Прислал его Дед Мороз. Послушайте.

(учитель включает аудиозапись).

- Дорогие ребята! Это пишу Вам я, Дед Мороз. Прежде чем отправиться в путь, я решил проверить, как дети Вашего класса готовятся к Новому году. Какие у них успехи? Как они будут украшать новогоднюю ёлку?

- Шлю Вам мой морозный привет, волшебные задания и маленький сюрприз для веселого настроения. До скорой встречи! Ваш Дед Мороз.

Учитель:

- Дети, давайте покажем Деду Морозу свои знания по русскому языку и выполним все его волшебные задания по теме: "Имя существительное". А помогать нам будет схема-ёлка, которую будем заполнять по мере выполнения заданий.

III. Основная часть.

1. Чистописание.

Учитель:

- Первое задание Деда Мороза называется "Зимние узоры".

- Попробуйте повторить их в тетради.

2. Словарная работа.

Учитель:

- Какие слова угадываются в узорах? (мороз, иней).

- Что общего у этих слов? (словарные, имена существительные).

- Запишите их в словарь (один человек комментирует у доски).

Учитель:

- Дети, помните, что Дед Мороз прислал для нас сюрприз. Какой он, Вы узнаете, расшифровав слово (работа в парах, ключ к шифру выдаётся каждой паре учеников).

А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7 Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14 Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21 Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28 Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33

На интерактивной доске цифры 7, 13, 16, 25, 12, 1. Высвечивается слово "ёлочка".

- Молодцы! Нашу ёлочку мы будем украшать игрушками, которые Вы получите за правильные ответы.

Учитель:

- Второе задание Деда Мороза называется "Ёлочка".

- О какой части речи мы говорим сегодня? (об имени существительном).

- Что такое имя существительное? (ответ детей с примерами).

На интерактивной доске текст.

ЁЛОЧКА.

Пришла ____________ в л:сную ч:щ: .

Выпал пуш:стый _____________________.

Обрадовалас: з:лёная ________________.

Тепер: у неё есть белен:кое ___________.

(у каждого ребенка своя карточка с текстом).

- Прочитайте. Вам хорошо понятен смысл каждого предложения?

- Какое задание мог поручить Вам Дед Мороз? (вставить пропущенные буквы и слова).

- Какое слово пропущено в первом предложении? Впишите его.

- Какое слово во втором? и т.д.

- Что общего у этих слов? (все имена существительные).

- Смогли бы мы без них понять смысл предложения?

- Сделайте вывод, для чего нужны имена существительные?

- Вставьте и объясните пропущенные буквы.

- Выпишите второе предложение и выполните его разбор. глагол и.прил. и.сущ.

Выпал пушистый снег. (Повествовательное, невосклицательное).

- Выполните звукобуквенный разбор слова "ёлочка".

Ё/лоч/ка - 3 слога, 6 букв, 7 звуков, 3 гласных, 4 согласных [й' о л а ч' к а]

Ученики, выполнявшие задание на доске, получают новогодний шарик.

Физминутка.

В наших тепленьких сапожках
Мы потопаем немножко.
Руки тоже мы согреем и
Похлопаем скорее.
Рукавицы мы надели,
Не боимся мы метели.
Мы с Морозом подружились,
Как снежинки закружились.

Учитель:

- Следующее задание Деда Мороза называется "Цепочка".

На интерактивной доске записаны слова:

Праздник, снежинка, каникулы:

Девочка, артист, клоуны:

Снегурочка, Екатерина, Краснодар:

Подарки, костюмы, маски:

Учитель:

- По какому признаку подобраны слова первой цепочки? (все имена существительные нарицательные, неодушевленные).

- Подберите ещё несколько слов.

По такому принципу работаем с каждой цепочкой. К последней цепочке даём задание образовать имена существительные единственного числа.

- Сделайте вывод, какие признаками обладают имена существительные?

После вывода заполняется шарами схема-ёлка.

Учитель:

- Вот мы и подошли к последнему заданию Деда Мороза "Горки".

На интерактивной доске слова:

Город, озеро, белка, вьюга, счастье, ёжик, беленькое.

- Найдите лишнее слово. Объясните, почему вы так думаете?

- На какие группы можно разбить слова? (по родам).

- Выпишите слова в три столбика.

- Сделайте вывод, какие бывают имена существительные?

За выполнение задания ребята получают шарики.

- Вы все молодцы! А теперь отдохнём и всё внимание на экран.

На экране сюжет о праздновании Нового года.

3. Развитие речи.

Учитель:

- Каждый год дети всего мира пишут письма Деду Морозу.

- Как думаете, о чём они просят его? (предположения детей).

- Давайте тоже напишем письмо Деду Морозу. Начало выполним вместе, а пожелания напишите сами.

Дети работают с письмом, используя слова для справок. (У каждого ребёнка свой образец письма и слова для справок).

Дорогой Дедушка Мороз!

Пишет тебе_____________2 "Б" класса ______________________. Я очень жду тебя к нам на______________! Мы уже нарядили для тебя красавицу______, приготовили карнавальные _________ и сладкие ________. Я верю, что в Новый год ты исполнишь мою мечту. Я очень хочу получить в подарок _______.

Спасибо, Дедушка Мороз.

До скорой встречи!

(Слова для справок: УЧЕНИК, УЧЕНИЦА, КОСТЮМЫ, ПРАЗДНИК, ЁЛКА, ПОДАРКИ).

После выполнения работы зачитываются два-три письма. Дети получают новогодние шарики.

IV. Подведение итогов урока.

Учитель:

- Молодцы! Вы отлично справились с заданием Деда Мороза. Мы обязательно отправим ему наши письма и ёлочку-схему, которая помогла проверить наши знания.

- Те, кто заработал шарики, могут украсить ими ёлку.

- О какой части речи мы говорили?

- Что интересного было на уроке?

- Какие задания Вам запомнились?

V. Домашнее задание.

Учитель:

- Подумайте, что интересного могло произойти с ёлочкой дальше, допишите несколько предложений к тексту "Ёлочка".

- Большое спасибо за работу, ребята! Наш урок окончен.