Цель:
- ознакомить с работой почтового отделения;
- формировать представление о том пути, которое проделывает почтовое отправление до адресата;
- познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей;
- ознакомить с правилами и вежливыми формами переписки;
- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: Плешаков А.А. «Мир вокруг нас»: 1 класс. / А.А. Плешаков. – М.: «Просвещение». – 2007. - конверты, открытки, карточки с правилами переписки, таблица «Проверь себя», образцы писем, коллекция марок.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вводная беседа
Уч-ль: (отгадайте загадку)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он, это он….Кто ребята?
Дети: Почтальон – разносчик почты по адресам. (фото)
Уч-ль: Правильно.
Наш веселый почтальон,
Детям он давно знаком.
Много писем и газет
Возит его велосипед.
Разноцветные конверты,
И открытки, и пакеты,
И посылки, телеграммы-
Доставляет все их вам он!
Уч-ль: У меня в сумке очень много писем - ведь сейчас идет Неделя письма. Этот праздник был утвержден в 1975 году на конгрессе Всемирного почтового союза. Он проводится в октябре каждого года. А в этом году – 30-й раз. Неделя письма- праздник не только почтальонов, но и всех людей- взрослых и детей. ( достает письма)
Уч-ль: - А кто уже получал письма? От кого? О чем вы узнавали из писем?
- Сохраняются ли у вас в семье чьи- либо письма? Если сохраняются, то почему?
- С какой целью люди пишут письма? ( достает письма )
- Ребята, а как почтальон узнает, кому какое письмо предназначено? - Кто имеет право распечатать и прочитать письмо? ( раздает письма)
3. Сообщение цели урока
Уч-ль: Сегодня мы познакомимся, как путешествует письмо, с правилами и вежливыми формами переписки, со значением переписки в жизни людей. Правило 1. (прикрепляет на доску)
Правило 1. Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма.
- Распечатайте свои письма, прочитайте про себя, глазками.
- Кто-нибудь хочет поделиться прочитанным. ( дети читают)
- Какие чувства вы испытывали, когда читали письма?
- Да, очень приятно чувствовать внимание и заботу со стороны близких, друзей. Интересно узнать о жизни своих знакомых, их увлечениях. Пишут письма только в хорошем настроении. Оно сейчас у всех отличное, так что, я думаю, получатся хорошие теплые ответы на полученные письма.
Уч-ль:
-Будем ли мы отвечать на полученные письма?
-Правило 2. (прикрепляется на доску) Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.
- Кому из вас приходилось писать ответ?
Правило 3. (прикрепляю на доску) Бумага и конверт должны быть безупречно чистыми. Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений. Если страниц несколько, их следует пронумеровать. Складывают послание текстом внутрь.
4. Знакомство со структурой письма
Уч-ль: -А с чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на « вы» или «ты» ? От чего это зависит? (ответы детей). В структуре письма это называется - обращение.
Обращение - Здравствуйте, привет. (прикрепляю на доску) (запись на листочки)
Уч-ль: Напечатайте первое предложение-обращение.
-Далее идет основное содержание письма, сообщение о новостях.
-Какие новости мы можем сообщить родителям? (запись 2-предложений)
-Теперь мы должны попрощаться. Например: До свидания, целую, обнимаю.( на доске)
-И, конечно же, подпись.
5. Знакомство с правилами оформления конверта
Уч-ль: В рассказе А. П. Чехова «Ванька» 9-летний мальчик, отданный в учение к сапожнику. Написал письмо дедушке, вложил его в конверт и вывел на нем адрес: « На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?
- Да, чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес. (Дети рассматривают, как подписан конверт)
Уч-ль: Человек, который отправляет письмо, называется отправителем. Его адрес пишется в верхнем левом углу. ( записываю).
Адресат- получатель и на строчках с надписью « Кому» пишем фамилию того, кто должен получить письмо. А на строчках « Куда» пишется адрес этого человека. (показываю на большом конверте)
-Писем отправляют очень много. Ускорить работу людям помогают машины- сортировщики. Они считывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые 3 цифры обозначают область, город. Три другие- почтовое отделение. Например: 670000. 670- это Амурская область, 000-номер нашего отделения.
Уч-ль: Письма- это маленькие путешественники. Но ведь, как и всякому путешественнику, письмам нужны проездные билеты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, должен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.
-Возьмите любой конверт или открытку и рассмотрите прямоугольник в верхнем правом углу. Это марка.
- Что вы знаете о почтовых марках?
Дети: Без нее не отправят письмо.
Уч-ль: Марки выпускают сериями (т. е. по темам)
- Рассмотрите с. 58 в учебнике. Дома нарисуй свою марку.
-Людей, которые собирают и коллекционируют марки ,называют- филателист. (рассм. коллекцию марок)
Уч-ль:
Письмо само никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти- оно пробежит,
Пролетит, проплывет тысячи верст пути. (сбрасывают)
6. Физкультминутка
7. Путь письма
Уч-ль: Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки, которые нужно доставить в какое-то определенное место страны. Из города в город едут письма на поезде, плывут на пароходе или даже летят на самолете.
Уч-ль: На вокзале весь почтовый груз для жителей нашего поселка помещают в тележки и отвозят на почту т. е. почтовое отделение. Почта- это учреждение для пересылки писем, легких грузов, а также здание где оно помещается.
Специальный работник почты принимает груз. Теперь к работе приступают сортировщики. Они раскладывают письма в специальные ячейки по участкам для почтальонов. Рассм. с 59.
Уч-ль: Прежде чем разложить письма, на них ставят штемпель. Рассмотрите в учебнике это приспособление. По штемпелю мы можем узнать дату отправления и город откуда его отправили. На конверт ставят два штемпеля, штемпель города- отправителя и города- адресата. Внутри круга- цифры. Первые две обозначают число, следующие две- месяц, еще две цифры- год и последние две- время.
-Определите по штемпелю в учебнике когда и где был поставлен этот штемпель? (9 декабря 2003 г. Москва)
- А на нашем письме?
- Посчитайте, сколько дней шло письмо?
-Какие цифры надо поставить на штемпеле, если письмо получено сегодня?
Уч-ль: А для чего на почте весы?
Дети: Они определяют вес посылок?
Уч-ль: Как адресат узнает, что ему прислали посылку?
Дети: Он получает специальный листочек с почты – уведомление.
Уч-ль: С этим уведомлением адресат приходит на почту и, предъявив документ (паспорт), получает посылку.
- Что еще адресат может получить на почте?
Дети: Почтовый или телеграфный перевод ( деньги), открытки, газеты, журналы, посылки и бандероли.
Уч-ль: Вы знаете, что такое бандероль? Это почтовое отправление весом до 1 кг. Обычно бандероль упаковывают в бумагу, перевязывают и ставят печать почтового отделения на сургуче (разогретой густой массе коричневого цвета).
-Рассмотрите рис. в учебнике с. 59. Обратите внимание на объемы посылки, они бывают разные.
-Представьте, что ваш друг живет в другом городе. Что вы послали бы ему в посылке к новому году? А что сами хотели бы получить? ( ответы детей)
Уч-ль: Итак, каждый почтальон забирает из ячейки свою почту и также её сортирует, только уже по своим улицам и номерам домов. Затем пачки писем укладывает в специальную почтовую сумку. Ближе всего кладут те письма, которые нужно доставить в ближайший к почте дом, потом те, которые нужно доставить в соседние и дальние дома. Почтальон идёт по разработанному маршруту. Рано утром почтальон выходит на свой участок и раскладывает почту в почтовые ящики.
8. Работа с учебником
Уч-ль: А знаете ли вы, что бывают почтовые голуби? Прочитайте в учебнике с. 59.
Уч-ль: Но существует и еще один древний способ отправлять письма – класть их в плотно закрытую бутылку и бросать в воду. Такое письмо может плавать по морям- океанам не один год, пока, наконец, не пристанет к какому- нибудь берегу. Там бутылку откроют и прочитают ваше письмо. Кажется, что отправлять письма водной почтой- просто забава. Это не так. Ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки для того, чтобы определить направление морских и океанических течений. Вода в океанах движется по своим, еще неизвестным человеку законам. Вместе с водой странствуют мелкие животные и растения, которые не могут противостоять течению.
Люди еще очень мало знают о жизни природы. Чтобы приоткрыть ее тайны, не всегда нужны сложные и дорогие приборы. Порой бутылочная почта может поведать о многих сокровенных загадках окружающего нас мира.
Уч-ль: Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах- этом старинном способе общения людей.
-Теперь вы без труда сможете наклеить картинки из тетради на с.59, которые покажут путь письма муравья Вопросика к его другу, живущему в другой стране.
9. Итог урока
Сегодня мы познакомились с работой почтового отделения, узнали какой путь проделывает письмо от отправителя до адресата, познакомились со значением переписки в жизни людей, с правилами и вежливыми формами переписки. Давайте проверим себя!
Проверь себя.
- Для письма используй___________ лист бумаги.
- Письмо- это текст. Назови его части__________.
- Отвечать на письмо нужно __________________.
- Письмо складывается текстом ________________.
- Адрес нужно писать ________________________.
- Не забывай указывать на конверте ____________.
Слова для справок: чистый, обращение, сообщение, прощание, подпись, как можно быстрее, внутрь, разборчиво, индекс.