Цель: создание устойчивой положительной мотивации к чтению книг на примере жизни, творчества и произведений Н.Н.Носова.
Задачи:
- развитие интереса к чтению и расширение кругозора;
- развивать мышление детей, их речь;
- воспитывать наблюдательность, трудолюбие, стремление к получению знаний;
- помочь понять смысл дружбы и коллектива;
Методы: соревнование команд;
Форма: игра, подобная игре "Что? Где? Когда?"
Предварительная подготовка:
На уроках чтения и внеклассного чтения дети читают и изучают произведения Н.Н.Носова:
Рассказ "Огурцы"; | Рассказ "Автомобиль"; |
Рассказ "Телефон"; | Рассказ "Огородники"; |
Рассказ "Тук-тук-тук"; | Рассказ "Живая шляпа". |
Рассказ "Мишкина каша". | Рассказ "Фантазёры". |
Роман-сказку "Приключения Незнайки и его друзей". | |
Рассказ "Бенгальские огни"; | Рассказ "Леденец"; |
Рассказ "Бобик в гостях у Барбоса"; | Рассказ "Заплатка"; |
Рассказ "Автомобиль"; | Рассказ "Затейники". |
Класс заранее разделить на 2 команды. Участники придумают название своей команде и выбирают командира. (Название команд "Затейники" и "Фантазёры).
Оборудование: Мультимедийное оборудование, интерактивная доска; презентация "Жизнь и творчество писателя Николая Николаевича Носова; плакаты: "Все герои Носова как живые, а их фантазия, их поступки и даже проделки учат читателей добру, благородству" С.В.Михалков; "10 ноября 2008 года - 100 лет со дня рождения Николая Николаевича Носова". Выставка книг и рисунков по произведениям писателя; волчок со стрелкой; ребус; таблички с заданиями. Диск с песней "Гимн Незнайки и его друзей"; чёрный ящик; бенгальские огни; леденец; игрушка щенок; зелёный лоскут ткани; игрушка автомобиль; дом, нарисованный на листе ватмана.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Команды рассадить за два отдельных стола.
О жизни и творчестве Н.Н.Носова.
Сегодня мы ребята с вами проводим внеклассное мероприятие по произведениям необыкновенного человека, талантливого великого детского писателя.
Его книги с огромным удовольствием читают дети и перечитывают взрослые. Он автор многих рассказов (подойти к выставке книг) такие как "Огурцы", "Автомобиль", "Телефон", "Огородники", "Тук-тук-тук", "Живая шляпа", "Мишкина каша", "Фантазёры"; и повестей "Весёлая семейка", "Дневник Коли Синицына", "Витя Малеев в школе и дома". Но самый знаменитый роман - сказка "Приключения Незнайки и его друзей".
Кто автор этих произведений? (слайд №1) (Николай Николаевич Носов). (Указать на портрет слайд №2). Что вы знаете о его жизни и творчестве? (слайд №3)
О жизни писателя и его творчестве расскажет вам библиотекарь нашей школы (на интерактивной доске):
(слайд №4) Носов Николай Николаевич родился 23 ноября 1908 года в г. Киеве, но детство своё провёл в небольшом городке Ирпень.
Отец Николай Петрович был актёром эстрады, певец. Мама Варвара Петровна - рукодельница и певунья, тонкая, чуткая натура - воспитали четверых детей: сыновей Петра, Николая, Бориса и дочь Ларису (слайд №5).Учиться Николай стал в гимназии посёлка Ирпень. (слайд №6)
Когда подошло время учиться старшим детям, семья продала свой домик в Ирпене и переехали на съёмную квартиру в Киеве. Николай стал учиться в киевской гимназии Стельмашенко.
О своём детстве Носов писал: "Чего только я не успевал тогда! Ходил в библиотеку. Читал там книжки. И нужные и ненужные. :Играл в шахматы. Да как играл! Так что кричал во сне:. Пел в школьном хоре:. Играл в оркестре на скрипке, мандолине, гитаре:. Вместе со своими двоюродными братьями выпускал ежемесячный журнал "Икс", для которого писались рассказы, повести и даже роман с продолжением".
(слайд №7) Прежде чем стать писателем, Николай Носов работал в цементной артели, на кирпичном заводе, увлекался химией и хотел на химический факультет Киевского Политехнического института. Но в, то время его привлекло кино. В 1929 году поступил в Московский институт Кинематографии. После окончания института работал на студии "Мосфильм" режиссёром.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. В годы войны ставил для армии военно-технические фильмы. Награждён орденом Красной звезды.
(слайд №8). Писать детские рассказы стал после рождения сына. Сначала просто рассказывал истории своему маленькому сынишке Пете, а потом один из рассказов (слайд №9) отнёс в журнал, где его напечатали. Он автор многих книг для детей (слайд №10). Каждая книга имела огромный успех не только у детей, но и у взрослых. (Слайд №11) Но славу ему принесла повесть-сказка о приключениях маленького человечка Незнайки.
Он награжден Государственной премией СССР в 1952 году и Государственной премией РСФСР в 1970 году, двумя орденами, а также медалями.
Сегодня во время игры вы вспомните о многих его героях и произведениях. Надеюсь, из моего рассказа вы многое узнали о жизни и творчестве Николая Николаевича Носова.
"Игра "Что? Где? Когда?" по произведениям Н. Н.Носова".
Наше внеклассное мероприятие мы проведём в виде игры "Что? Где? Когда?" и соревнования двух команд. Вы должны были придумать название команды и выбрать командира. (Названия "Затейники", "Фантазёры" написано на плакате).
Представление жюри.
Командир 1 команды раскручивает волчок.
1 задание: "Угадай рассказ, отгадав загадку" (слайд №12).
Ведущий задаёт загадки по очереди каждой команде. За правильный ответ - балл.
1) На грядке - длинный и зелёный,
В банке - жёлтый и солёный (огурец, рассказ "Огурцы").2) Без крыльев, а летит.
Без языка, а говорит (письмо, рассказ "Автомобиль").3) День-деньской у нас трезвон,
Ох, болтун наш:(телефон, рассказ "Телефон").4) На малину налетели,
Поклевать её хотели,
Но увидели урода -
И скорей из огорода!
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки (огородное пугало, рассказ "Огородники").5) Меня хлопали лопатой,
Меня сделали горбатой.
Меня били, колотили,
Ледяной водой облили.
И скатились все потом
С моего горба гуртом (ледяная горка, рассказ "На горке").
2 задание: "Из какого рассказа эти диалоги?" (слайд №13).
Спрашивают ответы у обеих команд. За каждый правильный ответ - балл.
(мини-сценки отрывков из произведений Н.Н.Носова).
Рассказ "Живая шляпа".
Рассказ "Мишкина каша".
Рассказ "Фантазёры".
3 задание: Конкурс кроссвордистов (слайд №14).
Кроссворд даётся каждой команде. Они сообща его разгадывают, и на проверку дают жюри.
Гости тоже могут попробовать разгадать. Кто из гостей разгадал все 5 заданий? (приз)
Пока команда и гости разгадывают, звучит песня "Гимн Незнайки и его друзей".
- Главный герой романа-сказки про коротышек.
- Этот герой жил на улице Одуванчиков. Звали его Пудиком. Он поэт. А как звучит его псевдоним (вымышленное имя).
- Помощник механика.
- Малыш-разиня, который всё терял.
- Малышка, подружка Незнайки
Кроссворд составлен по какому произведению Н.Н.Носова? (Приключения Незнайки и его друзей).
Это произведение можно назвать рассказом, сказкой или как-то по-другому. Как? (роман-сказка). Чем же отличается "роман-сказка" от "сказки"? (большой объем, много героев, большой промежуток во времени, много событий).
4 задание: конкурс "Чёрный ящик" для капитанов команд.
В ящике лежат предметы. Нужно на ощупь их угадать и вспомнить из какого рассказа этот предмет. Участники из каждой команды поочереди подходят к ведущему и угадывают предмет:
- Бенгальские огни (рассказ "Бенгальские огни);
- Леденец (рассказ "Леденец");
- Щенок (рассказ "Дружок");
- Зелёный лоскут ткани (рассказ "Заплатка");
- Автомобиль (рассказ "Автомобиль").
5 задание: Конкурс "Таинственное послание" (слайд №15).
Участникам предлагается расшифровать таинственные послания - зашифрованные фразы из рассказов Н.Н.Носова и отгадать названия этих произведений.
1 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"1.33.14.16.18.6.14.16.4.17.6.18.6.17.13.29.20.30". "А я море мог переплыть"- рассказ "Фантазёры".
2 команда: Шифр - каждая цифра - порядковый номер буквы в алфавите:
"14.29.19.3.1.13.6.11.9.1.20.6.11.15.10.12.10". "Мы с Валей затейники" - рассказ "Затейники".
Задание для гостей: Игра "Путаница" (слайд №16) (провести во время конкурса).
Незнайка перепутал все названия рассказов и повестей Н.Носова. Помогите исправить его ошибки. Назовите правильные названия.
(На мультимедийной доске)
Рассказы и повести Н. Н. Носова.
"Весёлая каша" ("Весёлая семейка", "Мишкина каша");
"Федина шляпа" ("Федина задача", "Живая шляпа");
"Бенгальские огородники" ("Бенгальские огни", "Огородники");
"Тук-тук-тук фантазёрам" ("Тук-тук-тук", "Фантазёры").
6 задание: конкурс "Тест- путешествие по приключениям Незнайки" (слайд №17).
Ребята, а кто к нам в гости пожаловал?
Знайка: Я вам приготовил "Тест- путешествие по приключениям Незнайки". Надеюсь, вы сможете его выполнить (на мульдимедийной доске показывает Знайка). И ещё от сказочных человечков из Солнечного города я принёс вам подарок. А раскроете его в конце игры.
Ребята вы читаете вопрос и три варианта ответов, сообща выбираете один ответ и его называете его. Жюри будет проставлять балл за каждый правильный ответ. Максимальное количество баллов за этот конкурс -10 баллов.
(слайд №17). Тест "Путешествие по приключениям Незнайки".
1) Как назывался город, в котором жили коротышки?
а) Конфетный;
б) Цветочный;+
в) Малышкин.
2) Как назывался город, в котором жили одни малышки и куда прилетели малыши на воздушном шаре?
а) Зелёный;+
б) Оранжевый;
в) Пёстрый.
3) Какого роста были коротышки?
а) ростом с гриб;
б) ростом с огурец;+
в) ростом с арбуз.
4) На чём работал автомобиль механиков Шпунтика и Винтика?
а) на конфетах и печеньях;
б) на макулатуре;
в) на сиропе и газировке.+
(слайд №18).
5) Из чего Знайка сделал воздушный шар?
а) сшил из лёгкой ткани;
б) резину для шара сделали из сока цветов, похожих на фикусы;+
в) из целлофанового пакета.
6) Чем лечил Коротышек Доктор Пилюлькин?
а) йодом и касторкой;+
б) зелёнкой;
в) горчичниками.
7) Чем лечила коротышек Медуница?
а) ирисками;
б) мармеладом;
в) мёдом. +
8) Растение, в зарослях которого сидел Незнайка, когда его уличили во лжи.
а) крапива;
б) одуванчик; +
в) ромашка.
9) С кем Незнайка отправился на луну?
а) С Тюбиком.
б) С Пончиком. +
в) С Цветиком (слайд №19).
Музыкальная пауза (после 3 конкурсов).
Какую песенку спели малыши из Цветочного города на концерте? Споём эту песню с движениями.
7. Дополнительное задание (если останется время):
(слайд №"20) Конкурс "Сказочные соседи". (Для этого конкурса должен быть заранее подготовлен рисунок на большом листе ватмана - домик с окошками, и под каждым окошком написана профессия персонажа про Незнайку и его друзей).
Задание: вставить в окошко табличку с именем героя.
1 команда:
музыкант - (Гусля);
охотник - (Пулька);
доктор из Цветочного города - (Пилюлькин);
поэт - (Цветик);
механик - (Винтик);
2 команда:
художник - (Тюбик);
помощник механика - (Шпунтик);
доктор из Зелёного города - (Медуница);
подруга Незнайки из Зелёного города - (Синеглазка);
учёный - (Знайка).
Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, споём песню под караоке
"Приключения Незнайки и его друзей".
Вывод:
Произведения, какого писателя мы сегодня вспомнили? (Николая Николаевича Носова). Что вы можете сказать о его героях? (Они весёлые, жизнерадостные, общительные смешные).
Кому понравилось играть в игру "Что? Где? Когда?"?
Чем? Кому не понравилось? Почему? Что нового для себя вы сегодня узнали? (слайд №21)
Итог. Награждение.