Чтение и письмо являются сложнейшими навыками, формирование которых требует сформированности внимания, зрительно-пространственных ориентировок, зрительного и слухового восприятия, развития памяти, речи и других высших психических функций, составляющих "функциональный базис навыков чтения и письма". По данным исследований Русецкой М.Н. (2007 г) почти половина школьников с дислексией - это дети с общим недоразвитием речи или фонетико-фонематическим нарушением, имеющие нарушения фонематического слуха, пространственного восприятия, нарушения взаимодействия между слуховым, зрительным, кинестетическим восприятиями и представлениями, нарушения функций анализа и синтеза. Этим детям сложно одновременно овладевать навыком чтения, который предполагает синтез звуков и навыком письма, предполагающим аналитическую деятельность. В итоге, при одновременном обучении чтению и письму оба навыка взаимодезорганизуют друг друга. По мнению А.Н.Корнева такие дети в дошкольном возрасте должны учиться читать, а в школе - писать.
Таким образом, основными направлениями по предупреждению нарушений чтения и письма в дошкольном возрасте являются:
- формирование "функционального базиса чтения",
- обучение чтению с опережением (в дошкольном возрасте).
Чтобы организовать работу с детьми "группы риска" в условиях логопедического пункта детского сада, в подготовительной группе была применена эксперсс-диагностика раннего выявления дислексии Корнева А.Н.(МВДР)
Основные задачи и принципы МВРД.
- Выявление при массовых обследованиях детей, подозрительных в отношении возможности возникновения того или иного расстройства (так называемую "группу риска").
- Методика имеет диагностическую направленность на определенное расстройство ВПФ.
- Методика проста в использовании и требует минимальной затраты времени при исследовании.
- Метод оценки и получения окончательных выводов обозначены в баллах и четко отграничены норма и патология.
Методика и правила оценки заданий
методика | инструкция | Оценки в штрафных баллах | ||
0 баллов | 2 балла | 3 балла | ||
Рядоговорение | Перечисли по порядку времена года и (после ответа на этот вопрос) дни недели | правильно ответил на оба вопроса | правильно ответил на один вопрос | не ответил ни на один вопрос |
Ритмы | Послушай, как я постучу, и после того, как я закончу, постучи точно так же | выполнены оба задания | выполнены только простые ритмы | не выполнено ни одного задания |
Кулак-ребро-ладонь | Посмотри внимательно на то, что я сейчас сделаю, и повтори точно так же | правильное воспроизведение с одной - двух попыток после 1-й демонстрации | правильное воспроизведение после 2-й демонстрации или после трех демонстраций с 1-й попытки | правильное воспроизведение после 4-й и 5-й демонстраций или после 3, со 2-й и более попыток |
Повторение цифр | Сейчас я назову тебе какие-нибудь несколько цифр, а ты, как только я закончу говорить, повтори их точно в таком же порядке. Внимание! | итоговый результат больше 6 | итоговый результат равен 6 | итоговый результат меньше 6 |
Сейчас я назову тебе еще несколько цифр, и ты их будешь повторять, но только начинай с конца, повторяй их в обратном порядке. Например: если я скажу 1-2, то ты должен сказать 2-1 |
Данной методикой было обследовано 20 детей подготовительной группы в возрасте 6,5 лет - 7 лет. Итоговый результат больше 5 баллов свидетельствует о предрасположенности к дислексии.
Фрагмент протокола обследования детей подготовительной группы с использованием (МВРД).
№ | Ф.И. | Рядоговорение | Ритмы | Кулак-ребро-ладонь | Цифровые ряды | Итоговый балл | ||||||
Времена года | Дни недели | простые | сложные | Прямой счет | Обратный счет | |||||||
1 | Г.В. | + | - | + | - | 0б | 5 ц | 3 ц | 4 б | |||
2 б | 2 б | 0 б | ||||||||||
2 | Л.К. | + | - | + | - | 0 б | 4 ц | 2 ц | 6 б | |||
2 б | 2 б | 2 б | ||||||||||
3 | Г.В. | + | - | + | - | 2 б | 4 ц | 2 ц | 8 б | |||
2 б | 2 б | 2 б | ||||||||||
4 | Л.А. | + | + | + | - | 0 б | 5 ц | 3 ц | 2 б | |||
0 б | 2 б | 0 б | ||||||||||
5 | Ф.И. | + | - | + | - | 2 б | 3 ц | 1 ц | 9 б | |||
2 б | 2 б | 3 б | ||||||||||
6 | В.К. | + | - | + | - | 2 б | 3 ц | 0 ц | 9 б | |||
2 б | 2 б | 3 б | ||||||||||
7 | С.Д. | + | + | + | + | 0 б | 5 ц | 4 ц | 0 б | |||
0 б | 0 б | 0 б | ||||||||||
8 | Ш.Л | + | + | + | + | 2 б | 4 ц | 2 ц | 4 б | |||
0 б | 0 б | 2 б | ||||||||||
9 | А.Д. | - | - | + | - | 2 б | 4 ц | 0 ц | 10 б | |||
3 б | 2 б | 3 б |
В результате обследования выявлена "группа риска" с предрасположенностью к дислексии, которая составила 40% (8 человек) от обследованных детей.
Дети на низком уровне выполнили такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений (дополнительно было предложено выложить последовательность серии картинок), затруднялись в воспроизведении временной последовательности, не были способны к автоматизации речевых рядов.
Сравнительный анализ удовлетворительного выполнения тестовых заданий детьми "группы риска" и детьми "группы норма".
Тестовое задание | "группа риска" К=8 детей |
"группа норма" К=12 детей |
|||
количество детей, справившихся с заданием | % детей, справившихся с заданием | количество детей, справившихся с заданием |
% детей, справившихся с заданием | ||
рядоговорение | времена года | 7 | 88 % | 12 | 100 % |
дни недели | 1 | 12,5% | 10 | 83% | |
ритмы | простые | 8 | 100% | 12 | 100% |
сложные | 0 | 0% | 8 | 67% | |
К-Р-Л | 2 | 25% | 9 | 75% | |
цифровые ряды | прямой счет | 2 | 25% | 11 | 92% |
обратный счет | 0 | 0% | 8 | 67% |
Далее анализируя данные обследования детей, можно сделать выводы:
Дети группы "риска" затрудняются в воспроизведении временной последовательности (названия дней недели знают, но по порядку назвать затрудняются или не могут найти исходной точки отсчета).
Не воспроизведение сложных звуковых ритмов, скорее всего, связано с недостаточностью высших отделов слухового анализатора, а не вследствие особенностей функционирования моторных систем (на этапе воспроизведения).
Субтест "цифровые ряды" подтверждает эту информацию в отношении речеслухового анализатора. Первая часть теста характеризует иконическую слухоречевую память (вторая - состояние оперативной памяти). Дети в 6 лет могут воспроизводить ряд из 5-ти цифр. Воспроизведение двух цифр в обратном порядке доступно детям с 6 лет (с 7-ми лет три цифры).
Таким образом, исходя из данных обследования, целесообразно было объединить детей предрасположенных к дислексии в группу и проводить групповые занятия по профилактике нарушений чтения и письма. Было разработано 10 занятий и 1 логопедический досуг, в котором приняли участие и дети "группы риска", и дети "группы норма". Групповые занятия проводились 1 раз в неделю наряду с комплексными индивидуальными логопедическими занятиями.
Конспект логопедического занятия по предупреждению дислексии.
Цель:
- Развивать пространственные ориентировки, используя зеркальные буквы.
- Развивать зрительное внимание и память, тактильные ощущения.
- Развивать фонематический слух, фонематический анализ и синтез слов, фонематические представления.
- Закрепить понятие о слогообразующей роли гласных, проверить умение детей составлять самостоятельно слова, состоящие из двух слогов.
- Закрепить знание о предлоге, как отдельном слове, используя картинки
- Учить чтению слов, написанных разными шрифтами.
1. Приветствие.
- Какой день недели? Какой идет месяц?
- Сегодня мы будем играть в разные игры, связанные с языком.
Отгадай загадку:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
- Правильно, слово ЗИМА будет началом нашей звуковой цепочки.
(игра с мячом, придумывание слова по последнему звуку предыдущего)
ЗИМА - АЛЬБОМ - МАГАЗИН - НОСКИ - ИНДЮК:
2.
Основная часть.- К какому празднику мы готовимся? Правильно, скоро Новый год! Будем наряжать елку. У меня есть флажки для елки, на них написаны буквы. Нужно выбрать флажки только с правильными буквами.
Игра "Внимательные глазки" (распознавание на флажках правильных и неправильных букв)
Игра "Умные ручки"
- Чем еще можно украсить елку? Правильно, игрушками. У меня в мешочек спрятались буквы. Угадай, какие? Достать можно тогда, когда придумаешь название елочных украшений.
С - сосулька.
У - украшение
Ш - шары.
О - орех
З - звезда.
И - игрушки
В - вата
Б - бусы
(буквы используются объемные)
Игра "Живые буквы"
- Составь с этими буквами слоги.
СУ БУ ВО БИ ЗО ШИ и т. д.
Игра "Лабиринты" (игра демонстрируется на плакате).
- На новый год все готовят костюмы и маски, но вот беда, у моих масок убежали ушки. Надо их вернуть. Проследи глазками, чьи это ушки?
Это беличьи ушки, лисьи, волчьи, медвежьи ушки.
Игра "Магнитофон"
На праздник спешит еще один герой. А кто это, я скажу по слогам. Слушай внимательно: сначала - БУ- потом -РА- затем - ТИ - последний -НО-. Правильно, это БУРАТИНО
(раскрывается конверт, достается картинка Буратино и слоги).
Игра "Составь новое слово".
Какое новое слово можно придумать из этих слогов? (Если затрудняется, использовать подсказку: первый слог но).
НО-РА
- выбери схему этого слова (__/___;
_____ ; ___/____; ___/___/___)
- Сколько слогов? Какой слог ударный?
- Придумай еще слова к этой схеме (лиса, зима, нога).
- Новый год не бывает без чудес. А кто делает чудеса? Правильно, волшебник. Вот волшебный сундучок. Достань слова и прочитай наоборот.
3.Физминутка.
игра "Дужным кругом".
Дружным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Дружно вместе стой на месте.
Делаем вот так (дети повторяют движения за водящим).
Игра "Чтение слов наоборот".
(обратить внимание: получилось такое же слово; получилось новое слово; слова не получилось).
НОС, ШАЛАШ, НАГАН, СУП.
Игра "Лото" (глобальное чтение)
У детей на столах карты с картинками, у ведущего карточки со словами кот, волк, Буратино, Емеля, пират, лягушка.
Кот (картинка) |
Волк (картинка) |
Буратино (картинка) |
Емеля (картинка) |
Пират (картинка) |
Лягушка (картинка) |
-восприняв зрительно напечатанное слово в течение 2 - 3 сек, ребенок закрывает фишкой такую же картинку на своей игровой доске.
Конструктивная картина
Рассматривание картинки "Лесная елка".
-Звери в лесу тоже будут встречать Новый год. Посмотрите, какая красивая елка. Расскажите, какие животные пришли к елке и где они спрятались.
-Еж под елкой.
-Белка на елке.
-Заяц за елкой.
Выполнение аппликации "Лесная елка" из заранее приготовленных элементов (по памяти).
3. Заключительная часть.
- Давайте вспомним, в какие игры мы играли? Какая игра вам больше всего понравилась?
Конспект логопедического досуга.
Цели:
- Совершенствование ориентировки в окружающем пространстве.
- Развитие изобразительно - графических способностей (дописывание букв).
- Развитие сукцессивные способностей.
(Место проведения: Участок детского сада).
Ход занятия
1. Этап
Организационный момент (в группе).
- Ребята, посмотрите, что я нашла на улице на нашем участке. Как вы думаете, что это такое (демонстрируется фрагмент карты)?
Правильно, это какая - то карта. А что бы узнать, нужно расшифровать надпись на карте.
(Предлагается зачеркнуть все "неправильные" буквы и прочитать, что получилось из правильных букв).
- Давайте прочитаем, что же это за карта? ОСТРОВ СОКРОВИЩ.
Это карта острова сокровищ. Но у нас она не вся, а только ее часть, где же нам искать другие фрагменты?
- На улице.
- Давайте оденемся и выйдем на улицу, может там, мы найдем какие - то подсказки.
(Дети выходят на улицу).
2. Этап
От выхода из группы, ориентируясь по стрелкам (на улице стрелки нарисованы на снегу гуашью) дети подходят к воротам. На воротах указатели, дети их читают.
Прямо пойдешь - ничего не найдешь.
Назад пойдешь - обратно в детский сад попадешь.
Направо пойдешь - в снегу утонешь.
Налево пойдешь - найдешь, что ищешь.
- Ребята, куда же нам идти? Правильно, я тоже думаю, что налево. Ребята, посмотрите, здесь лыжня. Нужно пройти по лыжне и достать подсказку.
(Выбирается несколько детей. Дети идут по лыжне и находят на лыжне подсказку - фрагмент карты)
3. Этап.
На фрагменте карты - следующее задание.
- Ребята, нужно разбиться на две команды. Одна команда полетит на самолете, другая команда поедет на поезде. Выбираем машиниста и пилота, садимся в поезд или на самолет.
(Машинисту и пилоту зачитываются маршрутные листы).
Машинист поедет прямо до угла здания, затем повернет направо, проедет мимо крылечка и остановится.
Пилот полетит направо, потом повернет налево и остановится на углу здания.
(Дети, имитируя полет на самолете и езду на поезде, едут по указанному маршруту).
4. Этап.
Все собрались. Вот она подсказка! (на снегу гуашью написано где спрятана карта) Только, ребята буквы сломались, давайте дорисуем буквы. (выбирается несколько детей, они гуашью дорисовывают буквы). А теперь прочитаем "карта в домике". Ребята, а здесь два домика. Послушайте, в каком домике карта.
- Этот домик находится около забора, рядом маленькая горка и ворота. Кто догадался, бегите за картой.
(Дети возвращаются с фрагментом карты и буквами)
5. Этап.
Ребята, на карте никакой подсказки не написано, может буквы нам помогут?
Давайте, определим, какое слово рассыпалось? (дети составляют слово БЕРЕЗА)
Наверное, следующая подсказка находится около этого дерева. Ребята, а где у нас растет большая береза, Кто знает? Давайте отправимся туда. (Дети отправляются к березе и находят там "подсказку - схему").
Посмотрите внимательно, где находится маленький человечек? Значит нужно искать под березой.
Берем лопаты и ищем карту.
6. Этап
Дети складывают из 4 фрагментов карту. На ней изображена схема участка на котором они гуляют. Крестиком обозначено место где "зарыт клад".
-Теперь можно карту составить из фрагментов. Посмотрите, что получилось?
Дети рассматривают карту и определяют, где находятся "сокровища". Предлагается по памяти найти то место, где спрятан "клад".
7. Подведение итогов.
В группе дети рассматривают новогодние подарки, обмениваются впечатлениями.