Цель урока:
- Доказать, что кальвинистская церковь отвечала интересам самой решительной части буржуазии того времени
- Выяснить, что католическая церковь в борьбе с Реформацией применяла самые жестокие и коварные средства.
- Охарактеризовать иезуитскую мораль как проявление феодально - католической реакции.
Оборудование:
карта "Европа в 16-1пол.17в", ЦОР "Всеобщая история, 7класс, история нового времени", схема на доске, тесты.Ход урока
Организационный момент.
Сообщение темы и целей.
Актуализация опорных знаний учащихся по данной теме.
Сегодня мы продолжим разговор о Реформации в Европе.
Объясните термин "Реформация"?
В каком из европейских государств Реформация началась раньше всего и почему?
Какие социальные группы приняли участие в Реформационном движении?
Какие цели преследовали участники Реформации в Германии?
Какой была позиция императорской власти в отношении Реформации и почему?
Мы познакомились с 2 идеологами Реформационного движения в Германии: М.Лютер и Т.Мюнцер. Давайте, определим взгляды каждого из них; позицию в Крестьянской войне и спрогнозируем их дальнейшую судьбу?
Во многих землях Германии утвердилась лютеранская церковь. В Аугсбурге император вынужден был признать принцип "чья власть, того и вера". Какой смысл заложен в этой формуле?
Изучение новой темы.
Наряду с лютеранством в Европе распространялся и протестантизм другого толка - кальвинизм.
Обратимся к карте. В каких государствах утвердилась кальвинистская протестантская церковь?
Родиной кальвинизма считается Швейцария. Основателем этого протестантского вероучения был француз - Жан Кальвин. В Женеве, столице Швейцарии, Кальвин скрывался от преследований, которым подвергался у себя на Родине, во Франции.
В Швейцарии Кальвин создал и свой главный труд "Христианское установление", где изложил идею божественного предопределения.
(Объяснение первой записи схемы) Согласно его вероучению, бог предопределил одних людей к спасению, других - к погибели; одним уготовил - рай, другим - ад. Никто из верующих не знает об этом предопределении. При этом самым верным признаком избранности к спасению является успех человека в земных делах. Но если человеку не везёт, он не должен впадать в отчаяние и терять надежду на спасение; он должен приложить больше труда, возможно успех ещё придёт.
К какому образу жизни: активному или пассивному побуждают идеи Кальвина?
Однако, последователи Кальвина должны упорно трудиться не ради наживы, а для подтверждения, что они избраны богом, ведь иным путём знак спасения души получить было невозможно.
(Объяснение второй записи схемы) Важнейшим правилом земной жизни кальвинизм провозгласил уважение к собственности как Дару Божьему. Собственность следует приумножать бережливостью и трудолюбием. Те, кто этого не делает, по недоразумению или неумению, впадает в грех.
Как вы думаете, для какой социальной группы эти идеи окажутся привлекательными? (Объяснение третьей записи схемы) Для этого протестантского учения была характерна строгая регламентация частной жизни верующих: умеренность в трате денег на еду, одежду, убранство домов, почти полное отсутствие праздников и развлечений.
Новое учение стало быстро распространяться.
Почему, на ваш взгляд? (кальвинизм стал знаменем молодой буржуазии, которая приумножала капиталы не только за счёт эксплуатации, но и благодаря бережливости и трудолюбию)
Но это была не единственная причина, для утверждения нового образа жизни и новой морали порой использовалось и принуждение. ( Примеры из учебника Новая история. авт. Юдовская А.Я. любое изд. стр.100-101). (Объяснение последней записи схемы) Отличалась кальвинистская церковь от католической и по своему устройству. Она состояла из церковных общин, которые пользовались правом самоуправления. Для обсуждения общих дел, представители общин собирались вместе и принимали нужные решения. Община сама избирала и контролировала своих руководителей: пресвитеров (старейшин) из числа самых уважаемых людей и проповедников (пасторов) из числа наиболее грамотных прихожан, знающих священное писание. Их задача - наставлять в вере.
Таковы основные идеи нового учения. Там, где шло становление буржуазного общества, кальвинизм утвердился как протестантское учение.
На ваш взгляд, каким было отношение католической церкви к распространению протестантских учений в Европе?
В учебнике на стр.100- карикатура. На ней изображено столкновение глав католической и протестантской церквей. Естественно, что католическая церковь будет пытаться сохранить свою ведущую роль в обществе и начнёт борьбу с протестантами.
Какие методы использовала католическая церковь в борьбе с протестантами?
Предлагается два варианта работы для учителя:
1. Работа в группах.
1 группа - стр. 101 учебника - о создании Ордена иезуитов.
2 группа - стр. 103 учебника - об инквизиции.
3 группа - стр. 103 учебника - Филипп 2 против Реформации.
2. Использование учебного электронного пособия. Всеобщая история. История нового времени. 7 класс. Тема: Распространение Реформации в Европе. Раздел: Контрреформация (смотрим и запоминаем).
Используя самые жестокие методы борьбы, папе удалось в ряде стран подавить реформационное движение. Эти страны (Польша, Италия, Юг Германии) остались католическими и в них надолго были сохранены феодальные порядки. Там, где Реформация победила (Англия, северная и северо - восточная Германия, Голландия, Швейцария) там возникли национальные церкви, укрепилась светская власть королей и князей, создались благоприятные предпосылки для развития новых буржуазных отношений.
Закрепление изученного материала.
Тест:
1. Развернувшееся в 16 веке движение за обновление церкви называлось:
а) церковным расколом
б) шестым крестовым походом
в) Реформацией
г) контрреформацией
2. Лишним в ряду является название:
а) пуритане
б) лютеране
в) иезуиты
3. В эпоху Реформации сложилось учение, согласно которому верующий до конца дней не знает, какая участь уготована ему в ином мире; Тем не менее, он может судить о своей посмертной судьбе по некоторым признакам, в числе которых успех в делах и начинаниях. Это учение:
а) о предопределении
б) о мирском призвании
в) о троичности Бога
Домашнее задание.
п.12, вопросы стр.105.