Программные задачи:
- Обобщить начальные правовые знания у детей.
- Дать возможность почувствовать себя гражданами своей страны, способствовать формированию собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, и обязанностей.
- Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социальной принадлежности, пола, возраста.
- Научить уважать достоинство и личные права другого человека, конструктивно общаться друг с другом, со взрослыми.
Ход занятия
I
. Воспитатель задает детям вопросы:- Назовите документ, где записаны права и обязанности взрослых?
Ребенок:
- Права и обязанности взрослых записаны в Конституции России.
Воспитатель:
- Мы с вами изучали другой документ, где записаны права и обязанности детей.
Ребенок:
- Этот документ называется "Конвенция о правах ребенка".
Воспитатель:
- В конвенции о правах ребенка четко записано, что: "Ребенок - это человеческое существо".
Ребенок читает стихотворение "За все тебя благодарю":
Я бегу по лугу, песенки пою,
Солнечные зайчики за собой веду.
Я росой умылась, к солнцу повернулась,
А в ответ мне небо, словно улыбнулось.
Надо мною радуга в этот день звенела,
Облако кружило, нежно птица пела.
Я в ладошках маме ветер принесу,
Радугу, как ленту, в волосы вплету.
Папе я про солнце, реку расскажу:
И шепну, что счастлива! Их благодарю!
Воспитатель:
- За что девочка благодарила родителей?
Ребенок:
- Девочка благодарила своих родителей за то, что счастлива, ей улыбается небо, радуга вплелась в косички, мама и папа подарили ей жизнь.
Воспитатель:
- Ребята, найдите в конвенции статьи, которые перекликаются со строчками стихотворения.
Ребенок:
- "Ребенок имеет право знать родителей и рассчитывать на их любовь и защиту" (ст. 7). В семье меня любят, потому что я родной.
Воспитатель:
- На что еще ты имеешь право в семье?
Ребенок:
Я имею право на свою индивидуальность, у меня есть собственное имя и родственники, которых я люблю (из ст. 8).
Рассказы детей о семье и о себе.
Воспитатель:
- На одной из картинок нарисован малыш, сидящий в середине цветка. Что это означает?
Ребенок:
- Ребенка сравнивают с цветком. Чтобы цветок не погиб, его нужно поливать, рыхлить, оберегать от ветра. Так и малыша, мама должна любить, хорошо кормить, давать овощи, фрукты, молоко, витамины, чтобы не болел, больше гулял, играл. Ст. 6 звучит так: "Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие".
Воспитатель:
- "Взрослые должны соблюдать интересы ребенка в первую очередь", - так гласит ст. 3.
- Покажите картинку и как вы понимаете эти слова.
Ребенок:
- Мама и папа должны ходить со мной на прогулку, на рыбалку, в поход, читать интересные книги, оберегать от простуды. Если мама устала, я помогаю по дому. Я должен любить, жалеть, помогать родным.
Чтение стихотворения "Что я могу?":
Глазками могу смотреть,
Носиком дышать, сопеть,
Ушками могу я слушать,
Ротиком - зевать и кушать.
Зубками могу жевать,
Языком - весь день болтать.
Бегать, прыгать и играть,
Маму с папой обнимать!
Петь могу и танцевать,
Папу с мамой целовать!
Физкультминутка.
II
. Воспитатель:- Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Разделимся на две команды. Перед вами на столах две большие ромашки. На каждом лепестке даны задания по "Конвенции о правах ребенка". Ребята, крутите стрелку, наши волшебные лепестки оживают.
1 лепесток.
Задание для команды.
Ситуация №1.
Воспитатель открывает сундучок.
- Какое право напоминают вам эти предметы - градусник, фонендоскоп, шприц?
"Ребенок имеет право на самое лучшее медицинское обслуживание" (ст. 24).
Задание для команды.
Ситуация №2. Выбери правильное решение.
Ст. 30. "Все дети имеют равные права, независимо от национальности, пола, религии".
2 лепесток:
Ситуация. Выбери правильное решение.
Вывод: все люди, живущие на земле, разные, но все они равны, все имеют право на жизнь, труд, дом.
Назови и покажи картины великих русских художников, где нарушаются права ребенка?
Ответы детей:
- Права ребенка нарушаются в картине Перова "Тройка". На улице зима. Дети в рваной одежде везут в гору огромную обледенелую бочку с водой. Конвенция запрещает тяжелый труд детей.
- В картине Васнецова "У омута" девочка убежала из дома. Она сирота. Работает у чужих людей. В ее глазах горе и страдание. Все ее обижают.
3 лепесток.
Докончи предложение: ст. 31 гласит: "Ребенок имеет право на творчество :".
- Покажите картинки.
Некоторые дети читают стихи, а остальные угадывают права и обязанности ребенка.
Ст.12. "Ребенок может иметь свое собственное мнение и свободно его выражать".
- Ребенок обязан посещать школу и учиться на "4" и "5".
4 лепесток.
Назвать обязанности.
Ребенок вносит игрушку - танк и задает вопрос: "Что это означает?".
Ст. 38. "Ребенок младше 15 лет не должен участвовать в военных действиях".
5 лепесток.
Что это такое?
- Это орден Улыбки. Его придумали польские дети. Награждает тех, кто приносит в жизнь ребенка радость. В нашей стране орден Улыбки имеет Сергей Михалков, детский поэт, автор книжек для детей.
2) Стихотворение-загадка.
"Ребенок имеет право получать любую информацию и передавать ее кому угодно, не обижая при этом других людей" (ст. 13).
6 лепесток:
О каком праве мы забыли?
Ст.19. "Ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения".
На столе сундучок. В нем лежат: ручка, тетрадь, ластик, пенал. Какое право зашифровано в этих предметах?
Ст.28. "Ребенок имеет право на бесплатное образование и уважительное отношение к нему учителей".
III. Воспитатель:
- Ребята, сегодня вы молодцы.
Все мы, взрослые и дети, являемся гражданами своей страны. Если мы честно будем выполнять свои права и обязанности, то и Родина наша будет еще краше, еще сильнее.