Основная цель: отрабатывать навык самостоятельного отбора и анализа, обобщения и представления материала по теме "Наши имена", расширить кругозор детей по теме "Наши имена".
Образовательные:
- отрабатывать навык работы на ПК с программой блокнот;
- познакомить с приемами копирования фрагментов текста через буфер обмена;
- научить применять знания на практике;
- осуществить межпредметную связь информатика-литература- русский язык - история.
Развивающие:
- Развивать исследовательские умения и навыки групповой проектной деятельности.
- Развивать навыки и умения применения информационных технологий.
- Развивать речевые навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать личную ответственность за выполнение коллективной работы.
- Повышать мотивацию к учебной деятельности и самостоятельности.
- Предупреждать утомляемость через смену видов деятельности.
Технологии: работа в группах, учебное проектирование, компьютерные, здоровьесберегающие.
Оборудование: компьютерное обеспечение, проекты учащихся.
Ход занятия
I. Организационное начало
На урок пришли вы в класс,
Настроенье, как у вас?
Вам сегодня предстоит
На вопросы отвечать
Свое имя изучать.
Вместе будем заниматься,
И, конечно, все стараться.
Приготовились?
Тогда, в добрый путь
Вам всем, друзья!
II
. Вступительное слово учителя.Мы продолжаем с вами осваивать редактор Блокнот и работать над проектом "Наши имена". Прилодежние 1.
Может ли человек жить без имени? Этот вопрос вызовет у вас только улыбку! А как же тогда различать людей? Как к ним обращаться? У многих народов, в том числе у русских, данное в детстве имя сохраняется за человеком всю жизнь. У каждого имени есть своя история происхождения.
Славянские имена самые старые из тех. Что дошли до нас. И сейчас в ходу имена Святослав, Ярослав, Владимир, Людмила. Что они означают? На этот вопрос мы найдем ответ, вслушиваясь в звучание слова: Святослав-святая слава, Владимир - владеющий миром, Людмила - людям милая.
Во времена Древней и Московской Руси многие имена были прозвищами. Родился мальчик с черными волосами - назвали его Чернышем. Белокурую девочку - Беляной. Часто имя было связано с ростом и внешностью человека, его характером. (Мал, Глазко, Крик, Бессон, Молчан).
Иногда давали имена по названиям животных, растений: Волк, Заяц, Медведь, Трава, Ветка. Ученые предполагают, что они связаны с древними верованиями наших предков, которые обожествляли природу.
После принятия христианства на Руси стали давать имена из перечня святых, помещенных в церковном календаре.
Русский писатель В.Г.Короленко писал: "В нашей семье был обычай - не обижать святых и давать имена по святцам, какой святой приходился в день рождения - того и приглашали в покровители. Таким образом, отец мой получил имя Галактиона, его брат:щеголял редким именем Никтополион. Мои братья получили Юлиана и Иллариона, и родись я в день святого Псоя, быть мне Псоем Короленко. Но к счастью, я родился на Владимира"
Многие творческие натуры Востока - например, японские художники и писатели - в надежде переменить судьбу и обрести новое вдохновение за свою жизнь меняли имя трижды, доставляя немало хлопот будущим исследователям.
III. Проверка творческого домашнего задания "Толкование имен".
1. Ребусы
А как же зовут вас? Сейчас мы узнаем, разгадав ребусы, которые вы составляли дома. (Дети разгадывают ребусы, в которых зашифрованы их имена.)
2. Сообщения и выступления детей.
А знаете ли вы, почему ваши родители дали вам такое имя? Знаете ли, его толкование?
Высказывания детей о том, почему их так назвали родители и повлияли ли знания значения имени на выбор имени?
Выступления детей собиравших информацию о значении своих имен.
А как ласково вас называют дома, вы напечатаете на компьютере.
IV. Практическая работа за компьютером.
1. Правила ТБ.
2. Актуализация базовых знаний. Работа по вопросам:
Как запустить программу Блокнот?
Что является важным элементом окна?
Зачем нужны скрытые меню?
Из чего состоит строка меню окна Блокнот?
3. Самостоятельная работа с последующей проверкой.
Дети печатают свои ласковые имена, начиная каждое с новой строки, затем строки соединяют.
V. Объяснение нового материала.
Работая с программой Блокнот, вы убедились, что компьютерный текст легко исправлять. Сегодня вы научитесь переставлять части текста, а также копировать повторяющиеся слова и предложения и вставлять их по мере надобности. Чтобы выполнять эти действия, прежде всего, необходимо научиться выделять текст. Выделенная часть компьютерного текста называется фрагментом (показать правописание нового слова).
Чтобы выделить текст:
- подведите указатель мыши к началу текста, который надо выделить;
- перемещайте по тексту мышь с нажатой левой кнопкой (фрагмент выделяется полосой темного цвета).
- выделяя фрагмент, мы указываем компьютеру, что именно с этой частью текста хотим выполнить какие-то действия.
Чтобы скопировать фрагмент текста:
- выделите фрагмент текста;
- в меню Правка выберите команду Копировать.
При выполнении команды Копировать фрагмент сохраняется в специальной области оперативной памяти, которая называется буфером обмена (показать правописание нового слова). Скопированный фрагмент хранится в нем до тех пор, пока вы не скопируете новый. Буфер обмена очищается при выключении компьютера.
Чтобы вставить копию фрагмента в текст:
- щелкните мышью в том месте, куда надо поместить копию фрагмента;
- в меню Правка выберите команду Вставить.
При выполнении команды Вставить копия из буфера обмена появляется в том месте, которое вы указали.
Копирование в компьютерной программе можно сравнить с фотографированием. При фотографировании изображение сохраняется на пленке. В дальнейшем с каждого кадра негатива можно сделать сколько угодно фотографий. Точно так же фрагмент, хранящийся в буфере обмена, можно вставлять многократно в любые места текста.
Чтобы стереть фрагмент текста:
- выделите текст, который надо удалить;
- нажмите клавишу Backspace.
Чтобы переставить текст:
- выделите фрагмент текста;
- в меню Правка выберите команду Вырезать;
- щелкните мышью там, куда вы хотите поместить копию фрагмента;
- в меню Правка выберите команду Вставить.
VI
. Отработка практических навыков.(Во время работы учащихся за компьютерами звучит классическая музыка. Учитель оказывает консультационную помощь)
Задание 1. Вставка нескольких копий фрагмента в текст. Приложение 2.
Записать все падежные формы своего имени. При выполнении использовать прием копирования и вставки фрагмента.
Задание 2. Перестановка фрагментов текста. Приложение 3.
А) Переставьте слова или строки так, чтобы получились известные частушки.
Михаил пример решал,
А Сергей ему мешал.
Вот, ребята, всем пример,
Как нельзя решать пример.Наш Сергей на той неделе
Сдал учителю тетрадь.
Тот не знает, что с ней делать-
Чистить, мыть или стирать.Миша с музыки сбежал,
На ботанику попал.
Был ответ его не плох:
До, ре, ми, фасоль, горох.Наш Сергей- вратарь сверхловкий,
Ловит парень каждый мяч.
А в диктанте он ошибок
Пропускает- ну, хоть плачь!Сунул Миша руки в брюки,
Размышляет: как же быть?
Надо б вынуть, вроде, руки,
Да нельзя- забыл помыть!Хоть оценки и не очень,
Наш Сережа знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит.
Б) Народная мудрость, пословицы и поговорки, не обошли стороной нашу тему, не остались "безымянными". Приложение 4.
Каждая Аленка хвалит свою буренку.
Наш Андрей никому не злодей.
На всякого Егорку есть поговорка.
Проснулась Ульяна не поздно, не рано - все с работы идут, а она тут как тут.
Какие пословицы и поговорки с именами знаете?
В) Многие поэты посвящали стихи своим детям, в своих стихотворениях для детей рифмовали имена. Приложение 5.
МИХАИЛ.
Мишенька-сыночек,
Словно огонечек,
Светлый и веселый,
Радует семью.
Утром просыпается -
Смехом заливается,
Вечером баюкает
Сестреночку свою.СЕРГЕЙ
Быстры-быстры ноженьки
У нашего Сереженьки.
Бежит он по дорожке,
Уже устал немножко,
А все ж бежит, старается,
И, в общем, получается!
VII
. Зрительная физминутка.Ребята, давайте немного отвлечемся. Посмотрите на меня и носиками напишите свое имя. А теперь посмотрите в даль, на кончик носа, и сделайте круговые движения зрачками сначала в одну сторону, затем в другую.
VIII. Исследование. Самооценка.
Сегодня каждый из вас закончил работу на компьютере с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться.
Для того чтобы передать эмоциональное настроение, при работе на компьютере используют смайлики (от англ. smiley - улыбаться). Смайлик - это картинка, составленная из букв и специальных знаков, которая выражает какое-то чувство или настроение. Смайлики вы можете употреблять и в записках, которые пишите своим друзьям.
Большинство из смайликов - это изображение глаз или маленьких рожиц. Чтобы рассмотреть эти рожицы, нужно повернуть голову набок.
Оцените себя, используя смайлики.
IX
. Активизация познавательной деятельности.Знаете ли вы, что: интересные сведения, связанные с именами.
На Руси всех детей до крещения называли Богданами.
Полное имя Пабло Пикассо звучит так: Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомукено Криспин Криспиано ла Сантисима Тринидат Руис Пикассо.
У Вольтера было около 200 литературных псевдонимов и среди них псевдорусские имена Иван Альтов и Жан Плаков.
Двух одинаковых имён в племени Качанов (Северная Бирма) не бывает. Но когда рождаются близнецы, возникают трудности, так как по качинским поверьям близнецы - это один человек в двух лицах. Тогда в силу вступает специальный обряд: по достижении 9 лет близнецам предлагают три раза по очереди засунуть руку в кувшин с рисом. Одна из рисинок окрашена в красный цвет. Тот, кто достанет её, и будет носить имя. Другой же отныне будут звать просто "Второй".
X. Домашнее задание.
1.10 стр.26-27, раб.тетр. №38-39, продолжить работу над проектом.
XI. Итог работы.
Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
Чему научились?
Что запомнилось из сегодняшнего урока?
Что удивило и что поразило?
Пригодятся ли вам эти знания в жизни?
XI
I. Выставление отметокМолодцы ребята, хорошо потрудились. Благодарю за работу, до скорой встречи!