"Звуки и буквы П-Б"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  1. Фонетическая - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков П и Б.
  2. Фонематическая - выделение звуков П и Б из начала и середины слова, развитие фонематического анализа и синтеза слов, умения правильно обозначать звуки П и Б на письме.
  3. Лексическая - уточнение и расширение словаря по темам "Одежда", "Кто как передвигается".
  4. Грамматическая - дифференциация существительных мужского и женского рода, формирование структуры распространенного предложения.
  5. Развитие речеслуховой памяти.

План и ход занятия

1. Организационный момент.

2. "Отгадай первый звук в слове".

Детям предлагаются слова: паровоз, бант, бочка, попугай. (слайд 1 – Презентация)

Учитель: Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?

Дети: О Б и П (слайд 2)

3. Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

Учитель: Проведем фонетическую зарядку (чтение слогов: про себя, вслух, по цепочки) (слайд 3)

  • ПА-БА-ПА
  • ПО-БО-ПО
  • ПЫ-ПЫ-БЫ
  • БУ-ПУ-БУ
  • ПЕ-ПИ-ПЭ

Учитель: А сейчас я произношу слог со звуком П вы же произносите в ответ новый слог со звуком Б.

Учитель: ПА ПО АПО УПЫ ПУ

Ученики: БА БО АБО УБЫ БУ

4. Развитие звуко-буквенного анализа. Игровое упражнение "Измени звук в слове".

Учитель: БАР БОЧКА БУХ БЫЛ

Ученики: ПАР ПОЧКА ПУХ ПЫЛ

Учитель: А теперь игровое упражнение "Назови второй слог в слове".

Учитель: ЖА- ЛИ- ЛАМ- ШЛЯ- РЕ-

Ученики: (БА) (ПА) (ПА) (ПА) (ПА)

5. Тренируем слуховую память: "Повтори в той же последовательности":

Учитель:

  • БАНТ - БУНТ - ПАУК - ПЕТУХ
  • КЕПКА - ПАПКА - БУБЛИК - БАНКА
  • БУФЕТ - БАЛЕТ - ПАКЕТ - БУКЕТ

6. Развитие буквенного гнозиса (работа по индивидуальным карточкам).

Приложение 1

Учитель: Зачеркните букву Б и подчеркните букву П.

Учитель: Сколько зачеркиваний? (4) Сколько подчеркиваний? (5)

7. Дифференциация звуков Б и П в словах.

(Слайд 4)

Назовите, что здесь изображено? Рыба, репа. Составить схему слов (используются фишки красного, синего, зелёного цвета)

8. Распределение картинок по месту нахождения звуков Б и П

(слайд 5)

(Предметные картинки: полотенце, будильник, бусы, полка, пароход, пуговица, апельсин и т.д.)

9. Откройте тетради. Я вам приготовила шифрограмму.

– Среди множества букв спрятались слова. Найдите их и подчеркните простым карандашом. Приложение 2

ЖДОНЛЯФКЕПКАЩМЮСРУБАШКАЦАХШУБА

– Прочитайте слова, которые нашли. Что вы можете сказать об этих словах?

Ученики: Это одежда, вещи!

10. Проведем игру "Чьи вещи?"

(слайды 6-9)

(В правой и левой части доски картинки с изображением мальчика и девочки)

Учитель: Мальчика зовут Боря, а девочку – Полина. Дети перепутали свои вещи. Давайте им поможем разобраться. Вещи Бори со звуком Б, а вещи Полины со звуком П.

Ученики: ответы детей.

11. А сейчас минутка чистописания.

(Психологический настрой).

Учитель: Сегодня на уроке мы будем прописывать вторую и семнадцатую по счету буквы в алфавите. Назовите эти буквы. (Б и П)

– Посмотрите, что нужно выполнить в тетрадях.

12. Работа в тетрадях.

– Будем записывать слова со звуками П и Б в 2 столбца под буквой Б и буквой П. Слева на нашей схеме записаны цифры 1, 2, 3. Около цифры 1 запишите слова, в которых тот или иной звук на первом месте, и т.д.

(Слова для диктовки: шуба, пас, Барбос, суп, яблоко, спал).

13. Составление предложений по картинкам.

(Слайды 10-17)

– Здесь разные животные. А как они передвигаются? Что делает лягушка?

Ученики: Лягушка прыгает.

Учитель: В каком слове этого предложения слышится звук Б или П?

Ученики: ответы детей.

14. Физкультминутка

(слайд 18)

Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо и влево)
Больше спать не захотел; (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки через стороны вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)

15. А сейчас поработаем по карточкам.

Приложение 3

(Каждому ученику индивидуальная карта со словами):

  • БРИТВА
  • ПРЯНИК
  • ГРАБЛИ
  • БУМАГА
  • САБЛЯ
  • ПЛОМБИР
  • БАНКА
  • ПУШКА

Учитель: Прочитайте слова про себя. Назовите "съедобные" слова. Назовите "острые" слова.

– Какие слова ни к тем, ни к другим словам не относятся?

– Переверните карточку и запишите слова по памяти.

– Проверьте себя. Переверните карточку.

16. Итог урока.

Тест 1.

Тест 2.