Цели и задачи:
- Фонетическая - уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков П и Б.
- Фонематическая - выделение звуков П и Б из начала и середины слова, развитие фонематического анализа и синтеза слов, умения правильно обозначать звуки П и Б на письме.
- Лексическая - уточнение и расширение словаря по темам "Одежда", "Кто как передвигается".
- Грамматическая - дифференциация существительных мужского и женского рода, формирование структуры распространенного предложения.
- Развитие речеслуховой памяти.
План и ход занятия
1. Организационный момент.
2. "Отгадай первый звук в слове".
Детям предлагаются слова: паровоз, бант, бочка, попугай. (слайд 1 – Презентация)
Учитель: Как вы думаете, о каких звуках мы будем сегодня говорить?
Дети: О Б и П (слайд 2)
3. Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.
Учитель: Проведем фонетическую зарядку (чтение слогов: про себя, вслух, по цепочки) (слайд 3)
- ПА-БА-ПА
- ПО-БО-ПО
- ПЫ-ПЫ-БЫ
- БУ-ПУ-БУ
- ПЕ-ПИ-ПЭ
Учитель: А сейчас я произношу слог со звуком П вы же произносите в ответ новый слог со звуком Б.
Учитель: ПА ПО АПО УПЫ ПУ
Ученики: БА БО АБО УБЫ БУ
4. Развитие звуко-буквенного анализа. Игровое упражнение "Измени звук в слове".
Учитель: БАР БОЧКА БУХ БЫЛ
Ученики: ПАР ПОЧКА ПУХ ПЫЛ
Учитель: А теперь игровое упражнение "Назови второй слог в слове".
Учитель: ЖА- ЛИ- ЛАМ- ШЛЯ- РЕ-
Ученики: (БА) (ПА) (ПА) (ПА) (ПА)
5. Тренируем слуховую память: "Повтори в той же последовательности":
Учитель:
- БАНТ - БУНТ - ПАУК - ПЕТУХ
- КЕПКА - ПАПКА - БУБЛИК - БАНКА
- БУФЕТ - БАЛЕТ - ПАКЕТ - БУКЕТ
6. Развитие буквенного гнозиса (работа по индивидуальным карточкам).
Учитель: Зачеркните букву Б и подчеркните букву П.
Учитель: Сколько зачеркиваний? (4) Сколько подчеркиваний? (5)
7. Дифференциация звуков Б и П в словах.
(Слайд 4)
Назовите, что здесь изображено? Рыба, репа. Составить схему слов (используются фишки красного, синего, зелёного цвета)
8. Распределение картинок по месту нахождения звуков Б и П
(слайд 5)
(Предметные картинки: полотенце, будильник, бусы, полка, пароход, пуговица, апельсин и т.д.)
9. Откройте тетради. Я вам приготовила шифрограмму.
– Среди множества букв спрятались слова. Найдите их и подчеркните простым карандашом. Приложение 2
ЖДОНЛЯФКЕПКАЩМЮСРУБАШКАЦАХШУБА
– Прочитайте слова, которые нашли. Что вы можете сказать об этих словах?
Ученики: Это одежда, вещи!
10. Проведем игру "Чьи вещи?"
(слайды 6-9)
(В правой и левой части доски картинки с изображением мальчика и девочки)
Учитель: Мальчика зовут Боря, а девочку – Полина. Дети перепутали свои вещи. Давайте им поможем разобраться. Вещи Бори со звуком Б, а вещи Полины со звуком П.
Ученики: ответы детей.
11. А сейчас минутка чистописания.
(Психологический настрой).
Учитель: Сегодня на уроке мы будем прописывать вторую и семнадцатую по счету буквы в алфавите. Назовите эти буквы. (Б и П)
– Посмотрите, что нужно выполнить в тетрадях.
12. Работа в тетрадях.
– Будем записывать слова со звуками П и Б в 2 столбца под буквой Б и буквой П. Слева на нашей схеме записаны цифры 1, 2, 3. Около цифры 1 запишите слова, в которых тот или иной звук на первом месте, и т.д.
(Слова для диктовки: шуба, пас, Барбос, суп, яблоко, спал).
13. Составление предложений по картинкам.
(Слайды 10-17)
– Здесь разные животные. А как они передвигаются? Что делает лягушка?
Ученики: Лягушка прыгает.
Учитель: В каком слове этого предложения слышится звук Б или П?
Ученики: ответы детей.
14. Физкультминутка
(слайд 18)
Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо и влево)
Больше спать не захотел; (Туловище вперед, назад)
Шевельнулся, потянулся, (Руки через стороны вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться)
15. А сейчас поработаем по карточкам.
(Каждому ученику индивидуальная карта со словами):
- БРИТВА
- ПРЯНИК
- ГРАБЛИ
- БУМАГА
- САБЛЯ
- ПЛОМБИР
- БАНКА
- ПУШКА
Учитель: Прочитайте слова про себя. Назовите "съедобные" слова. Назовите "острые" слова.
– Какие слова ни к тем, ни к другим словам не относятся?
– Переверните карточку и запишите слова по памяти.
– Проверьте себя. Переверните карточку.