Цели и задачи:
- познакомить с правилами деления окружности на равные части с помощью треугольников;
- совершенствование знаний и умений при работе с чертежно-измерительными инструментами;
- развивать пространственное воображение, конструкторские навыки и творчество;
- способствовать развитию интереса к техническому творчеству;
- расширение кругозора.
Материалы и инструменты:
Компьютер учителя (ноутбук), мультимедийный проектор, экран; слайдовая презентация к занятию; чертежные угольники (90°, 45°, 45° и 90°, 30° и 60°), циркуль для доски; цветная бумага и картон, простые и цветные карандаши, ножницы, циркули, клей, нитки.
План занятия:
- Организационная часть (подготовка к работе) – 5 мин.
- Актуализация опорных знаний – 15 мин.
- Введение нового материала – 15 мин.
- Практическая работа, объяснение и показ основных методов выполнения работы – 40 мин.
- Подведение итогов занятия, обсуждение выполненной работы – 10 мин.
- Уборка рабочих мест – 5 мин.
Ход занятия
Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
СЛАЙД 1
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на необычном транспорте.
– Как вы думаете, на каком транспорте? (плот)
Сегодня мы будем конструировать плот.
– А что еще нужно для путешествия? (палатка)
Те ребята, которые быстро сделают, могут продумать, как установить мачту с флагом.
Итак, мы сегодня будем конструировать плот, на котором стоит палатка и развивается флаг. А начнем мы с вами наше занятие с повторения линий чертежа и для чего мы их используем.
- Повторение линий чертежа (основная, размерно-выносная, линия невидимого контура, линия симметрии, линия сгиба).
Приложение 1 Кто придумал карандаш? - Назовите и нарисуйте геометрические фигуры, у которых:
- много линий симметрий
- четыре линии симметрии
- три линии симметрии
- одна линия симметрии
- много линий симметрий
– Какие виды треугольников вы знаете? (прямоугольные, остроугольные и тупоугольные)
Задание: Подберите каждому треугольнику название (Приложение 2) СЛАЙД 2
ПРОВЕРКА!
- Повторение геометрических тел:
- Назовите геометрическое тело, боковые грани которого – треугольники (пирамиды)
- Начертите развертки 3-4-6 уг. пирамид
Задание: Найдите правильные развертки (2, 4, 6) (Приложение 3) СЛАЙД 3
ПРОВЕРКА!
– Физминутка.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.
Приложение 4 «Из истории линейки»
Объяснение нового материала СЛАЙД 4
Вы уже умеете делить окружность на 4, 6, 8 и 12 равных частей при помощи транспортира и циркуля, а сегодня мы с вами научимся делить окружность на равные части с помощью чертежных угольников - один с углами 90°, 45°, 45° и другой – с углами 90°, 30° и 60° (показать два больших угольника)
Правила техники безопасности при работе с циркулем.
СЛАЙД 5
Разделить окружность на 6 равных частей при помощи прямоугольных треугольников.
(360° : 6 = 60°) (т.е. каждая часть будет по 60°)
Для этого мы с вами можем использовать вот такой угольник с углами 90°, 60°, 30°
Разделить окружность на 12 равных частей.СЛАЙД 6
(360° : 12 = 30°) (т.е. каждая часть будет по 30°)
Для этого мы с вами можем использовать вот такой угольник с углами 90°, 60°, 30°
Разделить окружность на 8 равных частей.СЛАЙД 7
(360° : 8 = 45°) (Т.е. каждая часть будет по 45°)
Для этого мы с вами можем использовать вот такой угольник с углами 90°, 45°, 45°.
Приложение 5 «Откуда появились ножницы?»
Практическая работа «ПЛОТ» СЛАЙД 10
Сейчас возвращаемся к нашей практической работе
Плот состоит из 10 трубочек
– Форму, какого геометрического тела они имеют? (цилиндр)
Палатка
– Форму, какого геометрического тела она имеет (3 уг. пирамида)
– А как проще сделать пирамидку (квадрат)
– Квадрат 70Х70 (бумага)
Флаг (механизм подъема флага)
– Стойка треугольного профиля высотой 80-100 мм, шириной 25-30 мм.
Итог занятия
– Что нового вы узнали на занятии?
– При помощи, каких инструментов научились длить окружность на равные части?
Конкурс на лучший плот.
Уборка рабочих мест.
Литература:
- Ботвинников А.Д. Виноградов В.Н. Черчение. - М.: Просвещение, 1988.
- Колмогоров А.Н. Семенович А.Ф. Геометрия - М.: Просвещение, 1979.
- Интернет ресурсы.