В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов школьного и дошкольного образования относится эстетическое воспитание. Среди проблем, связанных с воспитанием детей, пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о дошкольном эстетическом воспитании средствами искусства.
В современное время в структуре дополнительного образовательного процесса особая роль отводится эстетическому воспитанию, как важнейшему средству становления и развития творческой личности. Эстетическое воспитание необходимо осуществлять в комплексе со всеми задачами развития и обучения детей, формируя у них такие качества, как внимание, собранность, целеустремлённость, работоспособность, творческое отношение к труду, умение работать и жить в коллективе.
Все виды воспитательных предметов должны проходить параллельно. В воспитательном процессе, по определению В.А. Сухомлинского, нужна «гармония педагогических действий». Только при этом условии возможно достижение главной цели – воспитание творческой всесторонне развитой личности.[1].
И если идея эстетического развития дошкольников по средствам искусства есть, то неизбежно начинается поиск путей ее осуществления.
Если раньше в школах видное место отводили пению, иногда рисованию, то дети в современное время ослаблены и эмоционально, и физически – например тем, что в школе вместо урока пения теперь урок музыки. Пение изъято!.. И в результате мы получили очень большое разногласие между интеллектуальным и эмоциональным центрами. Эмоциональное тело, особенно в детском возрасте, сильно связано с физическим телом, с его ориентацией в реальном мире. Важно и то, что мы поём о том, что видим, знаем и чувствуем. Впечатления являются тонким питательным материалом для нашего сознания. Система искусственных впечатлений формирует искусственное сознание. А ведь, художественно-педагогическое значение пения состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять содержание музыкальных образов, овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринуждённом, естественном пении. И поэтому, основным требованием по данному курсу является научить ребёнка выразительному, искреннему исполнению понятных, интересных ему несложных песен.
Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь (врачи логопеды используют пение при лечении заикания), способствует выработке вокально-слуховой координации. Правильная поза поющих регулирует и укрепляет дыхание. Занятия ритмикой, основанные на взаимосвязи музыки и движения, улучшают осанку ребёнка, координацию, вырабатывают метро - ритмическое чувство. [5]
Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, на примере простых детских песен, музыкальных игр, которые в то же время развивают речь детей, эстетический вкус - всё это способствует проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу).
Следует согласиться с выводом, полученным в исследованиях психолога Б.М.Теплова: восприятие музыки «совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временный ход музыкального движения…»[6]
Следовательно, путём подбора соответствующих музыкальных произведений можно вызывать определённые двигательные реакции, организовывать и влиять на их качество.
Проблеме развития ритмических навыков уделял серьезное внимание Карл Орф. Орф принял постулат о том, что «в начале был барабан». Барабан звал к танцу. Танец рождается из музыки и – требовал музыки. Барабан – это метафора, псевдоним ритма. В начале был ритм. Ритму нельзя научить. Его можно освободить, «развязать» в человеке. Это не умственная абстракция , это живая сила организма и всей биологической жизни.[2]
С развитием общей музыкальности у ребят появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают своеобразную эстетическую окрашенность. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его духовный облик. Воздействие музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или указания.[4]
Ещё Белинский говорил о благодатном влиянии музыки для детей, занятия которой следует начинать как можно раньше, так как это искусство имеет сложный знаковый язык, но проникновение в музыку «наполнит гармонией мира их новые души, разовьет в них предыдущие таинства жизни… и даст им легкие крылья…». Под словом воспитание Белинский понимал: «просвещение ума, образование сердца и соединения с оными – утонченность обращения – вот что составляет истинно доброе воспитание».[3]
С помощью рисования у детей дошкольного возраста также можно развивать художественный вкус, фантазию изобретательность, пространственное изображение; воспитывать нравственные качества личности и эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира, а ведь это одна из основных задач изобразительного искусства.
Из выше сказанного, можно сделать вывод, что взяв за основу четыре вида искусства, такие как, коллективное музицирование (пение хором), ритмика (хореография), рисование (изобразительное искусство), слушание музыки (музыкальная литература) мы выдвинем на первый план деятельность ребёнка, его творчество и приобщим тем самым к различным видам искусства. В этом и раскрывается идея эстетического развития дошкольников средствами искусства.
Высокая оценка этой деятельности и творческого труда детей – всё это по сравнению со старой, «традиционной школой» является передовым и не может не вызвать интереса к раннему эстетическому развитию детей дошкольного возраста.
Список литературы:
- В.П.Седюков.Программа для подготовительных отделений ДМШ и ДШИ-М.: 1986г.
- Леонтьева,О.Т. Карл Орф.-М.: Музыка, 1984.-334с.,портр., ил., нот.
- Личность. Социокультурная среда. Интеллекутальные процессы/Сборник научных трудов в честь 50-летия профессора, д.п.н. Л.Н. Седовой. – Балашов: Изд-во «Весы», 2002. – С. 40 – 45.
- Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. М54 для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08. «Дошк. Воспитание». Под ред. Н.А.Ветлугиной.-3-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1989.-270с.
- Дмитриев А.Н., Русанов А.В. Крест бытия.- Томск- Новосибирск: издательство ООО «Твердыня», 2000.-464с.
- Теплов, Б.М. Избр. Труды.: В2т.-М., 1985.- Т.I.-С.192.