Обобщающий урок природоведения "Космическое путешествие"

Разделы: Астрономия, Биология


Цели урока:

  • обобщить и закрепить знания учащихся, полученных в ходе изучения темы «Вселенная», подготовиться к контрольной работе;
  • развивать интерес обучающихся к предмету природоведение, пространственное мышление;
  • воспитывать у учащихся любовь к родной планете Земля.

Ход урока:

Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а космическое. На уроке вспомним тот материал, который изучали в течение почти всей четверти, материал по теме «Вселенная».

1 этап. Подготовка снаряжения.

В рюкзаке лежат карточки с надписями (астрономия, Вселенная, метеор, метеорит, астероид, комета, планета, звезда, Луна, Солнце, созвездие). Дать определение терминам.

2 этап. Метеосводка (разогнать облака)

На доске из цветной бумаги облака, на обратной стороне написаны вопросы, на которые ученики должны ответить.

  1. Чем отличается звезда от планеты?
  2. Появление этой «космической гостьи» издавна внушало людям страх, считалось предвестником эпидемий, голода, войны. Назовите её.
  3. В ясную темную ночь можно до 6 раз в час наблюдать на небе это явление. Многие люди думают, что это падающие звезды. Что это?
  4. Кто из ученых, и при каких обстоятельствах сказал: «А всё-таки она вертится!»
  5. Чем отличается система мира Н.Коперника от системы мира Птолемея?

3 этап. «Полетели»

  1. Повторить хором планеты Солнечной системы от ближайшей к Солнцу до самой последней.
  2. Показ мультфильма «Солнечная система» (DVD-диск «Астрономия для детей»)
  3. Зарядка для глаз
  4. Вопросы по мультфильму «Планеты Солнечной системы»:
    • О чем этот фильм?
    • Что нового вы узнали?
    • Что показалось для вас самым интересным?

4 этап. «Привал»

Ученики рассказывают заранее подготовленные интересные рассказы о созвездиях (не изучаемых ранее на предыдущих уроках).

5 этап. «Бортовой журнал»

Заполнение в рабочей тетради с. 25-27 к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И.

6 этап. Подготовка к обратному полету. (Пояс астероидов)

На столе у каждого ученика лежат неправильной формы листки бумаги (астероиды), на обратной стороне напечатаны тесты.

Тестирование. Взаимопроверка.

1. Что такое Вселенная?

  1. небесные тела
  2. космическое пространство и все, что его заполняет +
  3. планета Земля
  4. планеты, которые вращаются вокруг Солнца

2. Звезды светят, потому что:

  1. отражают свет Солнца
  2. отражают свет, идущий от Земли
  3. состоят из раскаленных веществ +

3. К небесным телам относятся:

  1. растение звездчатка и Земля
  2. астероид Церера и Солнце +
  3. морская звезда и комета Галлея
  4. Тунгусский метеорит и звезды Московского кремля

4. В Солнечной системе вокруг Солнца движутся:

  1. 11 планет
  2. 8 планет +
  3. 7 планет
  4. множество планет

5. Метеор – это:

  1. Световая вспышка о сгорания космических частиц в атмосфере; +
  2. Мельчайшие твердые частички;
  3. Небольшие тела неправильной формы;
  4. Раскаленные небесные тела.

Ответы: 1б, 2в, 3б, 4б, 5а

Ученики отвечают на вопросы, листки-астероиды вкладывают в бортовые журналы-рабочие тетради.

7 этап. Возвращение на Землю.

Подведение итогов. Домашнее задание: подготов. к к.р., повторить записи в тетради, в учебнике с. 24-52