Цели урока:
- обобщить и закрепить знания учащихся, полученных в ходе изучения темы «Вселенная», подготовиться к контрольной работе;
- развивать интерес обучающихся к предмету природоведение, пространственное мышление;
- воспитывать у учащихся любовь к родной планете Земля.
Ход урока:
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но не простое, а космическое. На уроке вспомним тот материал, который изучали в течение почти всей четверти, материал по теме «Вселенная».
1 этап. Подготовка снаряжения.
В рюкзаке лежат карточки с надписями (астрономия, Вселенная, метеор, метеорит, астероид, комета, планета, звезда, Луна, Солнце, созвездие). Дать определение терминам.
2 этап. Метеосводка (разогнать облака)
На доске из цветной бумаги облака, на обратной стороне написаны вопросы, на которые ученики должны ответить.
- Чем отличается звезда от планеты?
- Появление этой «космической гостьи» издавна внушало людям страх, считалось предвестником эпидемий, голода, войны. Назовите её.
- В ясную темную ночь можно до 6 раз в час наблюдать на небе это явление. Многие люди думают, что это падающие звезды. Что это?
- Кто из ученых, и при каких обстоятельствах сказал: «А всё-таки она вертится!»
- Чем отличается система мира Н.Коперника от системы мира Птолемея?
3 этап. «Полетели»
- Повторить хором планеты Солнечной системы от ближайшей к Солнцу до самой последней.
- Показ мультфильма «Солнечная система» (DVD-диск «Астрономия для детей»)
- Зарядка для глаз
- Вопросы по мультфильму «Планеты Солнечной системы»:
- О чем этот фильм?
- Что нового вы узнали?
- Что показалось для вас самым интересным?
4 этап. «Привал»
Ученики рассказывают заранее подготовленные интересные рассказы о созвездиях (не изучаемых ранее на предыдущих уроках).
5 этап. «Бортовой журнал»
Заполнение в рабочей тетради с. 25-27 к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И.
6 этап. Подготовка к обратному полету. (Пояс астероидов)
На столе у каждого ученика лежат неправильной формы листки бумаги (астероиды), на обратной стороне напечатаны тесты.
Тестирование. Взаимопроверка.
1. Что такое Вселенная?
- небесные тела
- космическое пространство и все, что его заполняет +
- планета Земля
- планеты, которые вращаются вокруг Солнца
2. Звезды светят, потому что:
- отражают свет Солнца
- отражают свет, идущий от Земли
- состоят из раскаленных веществ +
3. К небесным телам относятся:
- растение звездчатка и Земля
- астероид Церера и Солнце +
- морская звезда и комета Галлея
- Тунгусский метеорит и звезды Московского кремля
4. В Солнечной системе вокруг Солнца движутся:
- 11 планет
- 8 планет +
- 7 планет
- множество планет
5. Метеор – это:
- Световая вспышка о сгорания космических частиц в атмосфере; +
- Мельчайшие твердые частички;
- Небольшие тела неправильной формы;
- Раскаленные небесные тела.
Ответы: 1б, 2в, 3б, 4б, 5а
Ученики отвечают на вопросы, листки-астероиды вкладывают в бортовые журналы-рабочие тетради.
7 этап. Возвращение на Землю.
Подведение итогов. Домашнее задание: подготов. к к.р., повторить записи в тетради, в учебнике с. 24-52