Об использовании слов в речи; совершенствование умения пользоваться толковым словарем

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • наблюдение за многозначными словами, тренировка в пользовании толковым словарем;
  • мотивация становления привычки по собственной потребности обращаться к толковому словарю;
  • обогащение словарного запаса детей;
  • развитие коммуникативных навыков

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Минутка чистописания.

яз

III. Словарная работа.

– Подберите слово из орфографического словаря имеющее такое начало. /язык/

– Какие орфограммы есть в написании этого слова?

– Выполните звукобуквенный разбор этого слова. (Магомедова С., Данилова Т.)

/язык – 2 слога;
я-[й]-согл., мяг.,зв.;
[а]-гл., безуд.;
з-[з]- согл., тв.,зв.;
ы-[ы]-гл., удар.;
к -[к]-согл., тв.,гл.
4 б,5 зв./

– Какой частью речи является данное слово? Дайте ему характеристику. /Это имя существительное, мужского рода, в единственном числе./

– Когда мы употребляем в своей речи слово язык?

– Сколько же значений имеет данное слово?

– Как называются слова имеющие несколько (много) значений?

– Какой словарь поможет нам узнать о значениях этого слова? /Толковый/

/Язык – орган вкуса; яэыком называют взятого в плен противника, с целью получения от него информации о боевых действиях; язык также является средством общения людей, животных; язык есть даже у колокола, язык пламени /

– Составьте предложения, используя слово язык. /В школе мы изучаем английский и русский языки./

– Дайте характеристику этому предложению, выделите его основу. /Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное – 4 вт.чл.; основа предложениямы изучаем./

IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.

– Как вы считаете, какова же тема сегодняшнего урока? /Многозначные слова, работа с толковым словарем/

Сегодня на уроке будем наблюдать за употреблением в речи многозначных слов и тренироваться в пользовании толковым словарем.

– Продолжим наблюдать за особенностями слов, которые поэты используют в стихах-шутках.

1) Выполнение упр. № 547 (ТПО).

– Что интересного в значении этих слов?

2) Выполнение упр. № 548 (ТПО).

– Прочитайте отрывок из книги о нашем языке. Какие любопытные сведения приводит автор?

– Давайте познакомимся с сообщением, а потом подтвердим высказанные мысли другими примерами из толкового словаря учебника (стр. 78).

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

3) Выполнение упр. № 550 (ТПО).

– При выполнении этого упражнения не попадитесь в ловушку и правильно запишите два словосочетания.

4) Выполнение упр. № 551.

– Познакомимся с разговором героев из рассказа Н. Носова. Понять его помогут рисунки.

Значение слова капор посмотрим в толковом словаре.

– Кто из ребят поставил себя в смешное положение?  /Мишка/

– Чем? /Назвал капот-капором/

– Можем ли мы дать ему совет? /Не хочешь попадать в смешное положение – не пользуйся словами, точного значения которых ты не знаешь/

– Прочитайте, какой совет нам дает автор нашего учебника М.С. Соловейчик (стр. 79).

5) Выполнение упр. № 552.

– Прочитайте диалоги. Найдите слова, которые ученики употребили неправильно. /Караван, невежа/

– Какие же предложения вы составили? /Караван верблюдов устало передвигался по пустыне. Грубого, невоспитанного человека называют невежей./

– Запишите эти предложения.

V. Итог урока.

– Что же нового вы узнали сегодня на уроке?

/Не хочешь попадать в смешное положение – не пользуйся словами, точного значения которых ты не знаешь. Обращайся за помощью к толковому словарю./

VI. Домашнее задание:

упр. 553.