Цели:
- наблюдение за многозначными словами, тренировка в пользовании толковым словарем;
- мотивация становления привычки по собственной потребности обращаться к толковому словарю;
- обогащение словарного запаса детей;
- развитие коммуникативных навыков
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Минутка чистописания.
яз
III. Словарная работа.
– Подберите слово из орфографического словаря имеющее такое начало. /язык/
– Какие орфограммы есть в написании этого слова?
– Выполните звукобуквенный разбор этого слова. (Магомедова С., Данилова Т.)
/язык – 2 слога;
я-[й]-согл., мяг.,зв.;
[а]-гл., безуд.;
з-[з]- согл., тв.,зв.;
ы-[ы]-гл., удар.;
к -[к]-согл., тв.,гл.
4 б,5 зв./
– Какой частью речи является данное слово? Дайте ему характеристику. /Это имя существительное, мужского рода, в единственном числе./
– Когда мы употребляем в своей речи слово язык?
– Сколько же значений имеет данное слово?
– Как называются слова имеющие несколько (много) значений?
– Какой словарь поможет нам узнать о значениях этого слова? /Толковый/
/Язык – орган вкуса; яэыком называют взятого в плен противника, с целью получения от него информации о боевых действиях; язык также является средством общения людей, животных; язык есть даже у колокола, язык пламени /
– Составьте предложения, используя слово язык. /В школе мы изучаем английский и русский языки./
– Дайте характеристику этому предложению, выделите его основу. /Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное – 4 вт.чл.; основа предложения – мы изучаем./
IV. Сообщение темы урока. Работа по теме.
– Как вы считаете, какова же тема сегодняшнего урока? /Многозначные слова, работа с толковым словарем/
– Сегодня на уроке будем наблюдать за употреблением в речи многозначных слов и тренироваться в пользовании толковым словарем.
– Продолжим наблюдать за особенностями слов, которые поэты используют в стихах-шутках.
1) Выполнение упр. № 547 (ТПО).
– Что интересного в значении этих слов?
2) Выполнение упр. № 548 (ТПО).
– Прочитайте отрывок из книги о нашем языке. Какие любопытные сведения приводит автор?
– Давайте познакомимся с сообщением, а потом подтвердим высказанные мысли другими примерами из толкового словаря учебника (стр. 78).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
3) Выполнение упр. № 550 (ТПО).
– При выполнении этого упражнения не попадитесь в ловушку и правильно запишите два словосочетания.
4) Выполнение упр. № 551.
– Познакомимся с разговором героев из рассказа Н. Носова. Понять его помогут рисунки.
Значение слова капор посмотрим в толковом словаре.
– Кто из ребят поставил себя в смешное положение? /Мишка/
– Чем? /Назвал капот-капором/
– Можем ли мы дать ему совет? /Не хочешь попадать в смешное положение – не пользуйся словами, точного значения которых ты не знаешь/
– Прочитайте, какой совет нам дает автор нашего учебника М.С. Соловейчик (стр. 79).
5) Выполнение упр. № 552.
– Прочитайте диалоги. Найдите слова, которые ученики употребили неправильно. /Караван, невежа/
– Какие же предложения вы составили? /Караван верблюдов устало передвигался по пустыне. Грубого, невоспитанного человека называют невежей./
– Запишите эти предложения.
V. Итог урока.
– Что же нового вы узнали сегодня на уроке?
/Не хочешь попадать в смешное положение – не пользуйся словами, точного значения которых ты не знаешь. Обращайся за помощью к толковому словарю./
VI. Домашнее задание:
упр. 553.