Деревенские посиделки (Внеклассное мероприятие по литературе для 5-го класса)

Разделы: Внеклассная работа


Цель: Воспитывать любовь к фольклору, русским народным традициям; развивать речь учащихся; развивать умения применять знания, полученные на уроках литературы, во внеурочное время; воспитывать культуру общения, творческие способности учащихся.

Подготовка к мероприятию: от каждого класса должна быть представлена команда 3 мальчика и 3 девочки (можно проводить в одном классе, тогда класс делится на команды). Команды получают задание:

  1. выбрать название своей деревни, соответствующую песню и костюмы (“Берёзовое”, “Рябинушка”);
  2. приготовить исполнение частушек с приплясом;
  3. разыграть небылицу в лицах.

Гостей, команды, болельщиков встречают ведущие в русских народных костюмах (могут быть скоморохи)

Ведущий 1: Здравствуйте гости дорогие! Милости просим, званые да желанные!

Ведущий 1:

Добро пожаловать!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!

Ведущий 2:

Посмотри, собрался тут
Нашей школы умный люд.

Ведущий 3:

Знать, устали все учиться
И пришли повеселиться!

Ведущий 1:

Поудобнее садитесь
И деревням подивитесь!

Ведущий 2: Сегодня на наши посиделки собрались представители разных деревень. Давайте же познакомимся с ними. (Представление деревень. Домашнее задание. Каждая деревня представляет своё название, песню, соответствующую названию, и костюм).

Ведущий 3: Наши посиделки не простые, а посиделки – соревнования, где представители команд будут защищать честь своей деревни. Первое состязание “Старинная утварь”. Перед вами пронумерованные листы, на которых вам нужно по порядку нарисовать продиктованные предметы старины: ухват, чугунок, коромысло, кочерга, ушат, рушник.

 

Ведущий 1: Какие же деревенские посиделки без небылиц, потешек, прибауток. Второе состязание “Небылицы в лицах”. Командам предложены небылицы, которые они могут инсценировать или нарисовать. (Домашнее задание).

Ведущий 1: Пока команды готовятся, болельщикам предлагается посмотреть мультфильм “Небылицы в лицах”.

Ведущий 1: Какие же посиделки без музыки, веселья!? Третье состязание “Гуди гораздо!” Командам розданы листы с изображением русских музыкальных инструментов. Нужно определить название инструмента и подписать. (Гармошка, балалайка, гусли, свистульки, трещотки, дудка, погремушки).

Ведущий 2: Следующее испытание для команд конкурс “Трындычиха”. Команды получают карточки со скороговорками, нужно 3 раза произнести, не сбившись.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Ткачи ткали ткани на платье Тане.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

Три двороруба на трёх дворах дрова рубят.

Болтунья болтала, пока не переболтала.

Архип осип, Осип охрип.

Ведущий 1: Настало время народную мудрость вспомнить. Следующее испытание “Пословица недаром молвится”. Командам раздаются карточки, на которых написаны пословицы по частям или начало пословиц. Нужно соединить пословицы или закончить и объяснить их смысл.

На чужой сторонушке рад (своей воронушке.)

Глупа та птица, которой (гнездо своё не мило.)

Маленькое дело лучше (большого безделья.)

Худой мир лучше (доброй ссоры.)

Сам погибай, а (товарища выручай.)

Дерево цени в плодах, а (людей в делах.)

Солжёшь сегодня - не (поверят завтра.)

Не пером пишут, а (умом.)

Доброе начало – (половина дела.)

Труд кормит, а (лень портит.)

Любишь браниться, (люби и мириться.)

Новых друзей наживай, а (старых не забывай.)

За всё браться – ничего (не сделать.)

Золотые руки на (серебро не купишь.)

Ведущий 2: На Руси всегда ведётся,

И обычай есть такой,

Что без песни не закончишь

Праздник никакой.

Ведущ ий 1: Последнее испытание для команд – конкурс на лучшее исполнение частушек с приплясом. (Домашнее задание).

Ведущий 2: Пока команды готовятся, предлагаем болельщикам показать свою

сообразительность, над мудрёными вопросами подумать и командам баллы принести.

Загадки о доме.

По сеням ходит, а в дом не войдёт. (Дверь)

Крутая гора,

Как шаг- то яма, то дыра. (Лестница)

Дарья с Марьей видятся, а не сходятся. (Стены)

Что выше крыши, ловчее мыши? (Дым)

Стоит в углу Арина,

Долгий рот разиня,

Пасть открывает,

Что дают - глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит. (Печь)

Каждому, кто придёт, руку подаёт. (Дверная ручка)

Хвост на дворе, нос в конуре,

Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. ( Замок и ключ)

Блюдо стеклянно, края деревянны. ( Оконные рамы и стёкла)

На широком дворе,

На гладком поле, Стоят четыре попа

Под одною шляпою. ( Стол)

Соловьиное гнёздышко не в избе, не на улице. (Дверные петли)

Маленький Ерофейко подпоясан коротенько,

Кафтан зелёный.

По полу скок, по лавкам скок, скок,

А сел в уголок - не ворохнется. ( Веник)

Сверху дыра и снизу дыра,

А в середине- огонь и вода. ( Самовар)

Выступление команд на лучшее исполнение частушек с приплясом.

Подведение итогов конкурса, награждение команд.

Ведущий 1: Мы сегодня пели и смеялись, шутили и веселились, а теперь послушаем жюри, которое подведёт итог нашей встрече.

Ведущий 2: Ребята, чем интересна была сегодняшняя встреча?

Что вам запомнилось?

Захочется ли ещё побывать на празднике старины?

См. презентацию.