Цель: Воспитывать любовь к фольклору, русским народным традициям; развивать речь учащихся; развивать умения применять знания, полученные на уроках литературы, во внеурочное время; воспитывать культуру общения, творческие способности учащихся.
Подготовка к мероприятию: от каждого класса должна быть представлена команда 3 мальчика и 3 девочки (можно проводить в одном классе, тогда класс делится на команды). Команды получают задание:
- выбрать название своей деревни, соответствующую песню и костюмы (“Берёзовое”, “Рябинушка”);
- приготовить исполнение частушек с приплясом;
- разыграть небылицу в лицах.
Гостей, команды, болельщиков встречают ведущие в русских народных костюмах (могут быть скоморохи)
Ведущий 1: Здравствуйте гости дорогие! Милости просим, званые да желанные!
Ведущий 1:
Добро пожаловать!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
Ведущий 2:
Посмотри, собрался тут
Нашей школы умный люд.
Ведущий 3:
Знать, устали все учиться
И пришли повеселиться!
Ведущий 1:
Поудобнее садитесь
И деревням подивитесь!
Ведущий 2: Сегодня на наши посиделки собрались представители разных деревень. Давайте же познакомимся с ними. (Представление деревень. Домашнее задание. Каждая деревня представляет своё название, песню, соответствующую названию, и костюм).
Ведущий 3: Наши посиделки не простые, а посиделки – соревнования, где представители команд будут защищать честь своей деревни. Первое состязание “Старинная утварь”. Перед вами пронумерованные листы, на которых вам нужно по порядку нарисовать продиктованные предметы старины: ухват, чугунок, коромысло, кочерга, ушат, рушник.
Ведущий 1: Какие же деревенские посиделки без небылиц, потешек, прибауток. Второе состязание “Небылицы в лицах”. Командам предложены небылицы, которые они могут инсценировать или нарисовать. (Домашнее задание).
Ведущий 1: Пока команды готовятся, болельщикам предлагается посмотреть мультфильм “Небылицы в лицах”.
Ведущий 1: Какие же посиделки без музыки, веселья!? Третье состязание “Гуди гораздо!” Командам розданы листы с изображением русских музыкальных инструментов. Нужно определить название инструмента и подписать. (Гармошка, балалайка, гусли, свистульки, трещотки, дудка, погремушки).
Ведущий 2: Следующее испытание для команд конкурс “Трындычиха”. Команды получают карточки со скороговорками, нужно 3 раза произнести, не сбившись.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Ткачи ткали ткани на платье Тане.
Все покупки у прилавка упакованы в кульки.
Мамаша давала Ромаше сыворотку из-под простокваши.
Три двороруба на трёх дворах дрова рубят.
Болтунья болтала, пока не переболтала.
Архип осип, Осип охрип.
Ведущий 1: Настало время народную мудрость вспомнить. Следующее испытание “Пословица недаром молвится”. Командам раздаются карточки, на которых написаны пословицы по частям или начало пословиц. Нужно соединить пословицы или закончить и объяснить их смысл.
На чужой сторонушке рад (своей воронушке.)
Глупа та птица, которой (гнездо своё не мило.)
Маленькое дело лучше (большого безделья.)
Худой мир лучше (доброй ссоры.)
Сам погибай, а (товарища выручай.)
Дерево цени в плодах, а (людей в делах.)
Солжёшь сегодня - не (поверят завтра.)
Не пером пишут, а (умом.)
Доброе начало – (половина дела.)
Труд кормит, а (лень портит.)
Любишь браниться, (люби и мириться.)
Новых друзей наживай, а (старых не забывай.)
За всё браться – ничего (не сделать.)
Золотые руки на (серебро не купишь.)
Ведущий 2: На Руси всегда ведётся,
И обычай есть такой,
Что без песни не закончишь
Праздник никакой.
Ведущ ий 1: Последнее испытание для команд – конкурс на лучшее исполнение частушек с приплясом. (Домашнее задание).
Ведущий 2: Пока команды готовятся, предлагаем болельщикам показать свою
сообразительность, над мудрёными вопросами подумать и командам баллы принести.
Загадки о доме.
По сеням ходит, а в дом не войдёт. (Дверь)
Крутая гора,
Как шаг- то яма, то дыра. (Лестница)
Дарья с Марьей видятся, а не сходятся. (Стены)
Что выше крыши, ловчее мыши? (Дым)
Стоит в углу Арина,
Долгий рот разиня,
Пасть открывает,
Что дают - глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит. (Печь)
Каждому, кто придёт, руку подаёт. (Дверная ручка)
Хвост на дворе, нос в конуре,
Кто хвост повернёт, тот и в дом войдёт. ( Замок и ключ)
Блюдо стеклянно, края деревянны. ( Оконные рамы и стёкла)
На широком дворе,
На гладком поле, Стоят четыре попа
Под одною шляпою. ( Стол)
Соловьиное гнёздышко не в избе, не на улице. (Дверные петли)
Маленький Ерофейко подпоясан коротенько,
Кафтан зелёный.
По полу скок, по лавкам скок, скок,
А сел в уголок - не ворохнется. ( Веник)
Сверху дыра и снизу дыра,
А в середине- огонь и вода. ( Самовар)
Выступление команд на лучшее исполнение частушек с приплясом.
Подведение итогов конкурса, награждение команд.
Ведущий 1: Мы сегодня пели и смеялись, шутили и веселились, а теперь послушаем жюри, которое подведёт итог нашей встрече.
Ведущий 2: Ребята, чем интересна была сегодняшняя встреча?
Что вам запомнилось?
Захочется ли ещё побывать на празднике старины?
См. презентацию.