Дидактические игры на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Морское путешествие”

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу и их активность на протяжении всего урока. Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроке математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями одновременно. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. В играх ребёнок развивает свою инициативу и находчивость, приучается к труду, точности аккуратности и к настойчивости в преодоление препятствий. При всём этом игра остаётся для них источником неиссякаемого удовольствия. В играх развивается и укрепляется чувство товарищеской солидарности, честность, правдивость и другие качества, необходимые для коллективной работы.

Данный урок представляет собой обобщающий урок математики в 1 классе по пройденному материалу.

Тема урока.

“Закрепление изученного материала по теме “Прибавить и вычесть число 2”.

Цели.

Развивать навыки счёта, наблюдательность, логическое мышление.

Закреплять знания учащихся по изученной теме.

Продолжать формировать умение учащихся решать задачи.

Воспитывать чувство сотрудничества, доброжелательного отношения к своим товарищам, умения работать индивидуально и в парах.

Задачи.

Развитие познавательного интереса.

Развитие навыков коллективной работы.

Оборудование.

Рисунок кораблика, счётный материал “Рыбки”, бумажный кораблик.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть. ( На правом крыле доски нарисован кораблик , около него в волнах плавают рыбки на магните с заранее наклеенными цифрами от 4-9.)
  3. -Сегодня у нас не просто урок, а морское путешествие. А кто знает, какое средство передвижения используют при путешествии по морю. (корабль).

    - А кто на корабле главный? (капитан)

    - А кто помогает капитану? (команда)

    - Так вот, вы будете командой, а я Вашим капитаном. Начинаем наше путешествие из порта “Устный счёт”. Вот наш корабль ( открываю крыло доски с кораблём). Смотрите, сколько возле него плавает рыбок? Давайте их поймаем.

    Ребята с первых выходят к доске и снимают рыбок.

    - Сколько всего рыбок мы поймали ? (6).

    - На каждой рыбке записано число. Давайте, прочитаем эти числа. А теперь встаньте так, чтобы они расположились а порядке возрастания.

    - Какое число идёт при счёте за числом 5? 7? 8?

    - Перед числом 6? 8? 9?

    - Какое число больше чем 6 на 1?

    -Каких чисел не хватает в ряду?

    Игра “Составь фигуру”.

    - Смотрите, как разыгралось море, какие страшные волны, а кто знает, как называется такая погода на море, когда сильный и ветер и большие волны? ( шторм)

    - Это опасно для корабля? (да).

    - Давайте успокоим это море. Возьмите счётные палочки и постройте фигуру так, как показано на доске. (/\/\/\ -эта фигура нарисована мелом у корабля в волнах).

    - Сколько треугольников вы видите? (3)

    - Добавьте 2 палочки, чтобы получилось 5 треугольников.

    - Молодцы! Волны уже не такие страшные и мы можем продолжать плавание.

  4. Работа в тетради.
  5. - Мы знаем, что на корабле есть бортжурнал. В этот журнал записывают всё, что происходит с кораблём и командой во время плавания. Записи нужно выполнять очень аккуратно. Поэтому сядем, все правильно и представим, что вы будущие капитаны. Откроем нашу тетрадь- бортжурнал, отступим 4 клетки вниз, в 5 поставим сигнальный флажок.

    - Каждый получает своё задание на листочке. Его вы должны записать в своих тетрадях и решить.

    7+2= ; 3+2= ; 5+2= ;

    8-2= ; 5-2= ; 6-2= ;

    - Начинаем взаимопроверку зелёной ручкой. ( на доске заранее написаны цифры с которыми ребята сверяют свои ответы 9 6 5 3 7 4).

    - Смотрим, если все ответы подчёркнуты один раз, ни одна из них не пропущена - значит, вы решили всё правильно.

  6. Физминутка.
  7. Давайте покажем, какие мы отличные матросы и умеем не только легко справляться с заданиями, но и хорошо маршировать и какие у нас умелые руки.

    Мы в строю шагаем браво,
    Мы науки познаём.
    И на лево и направо
    И, конечно же, кругом.
    Много ль надо нам ребята
    Для умелых наших рук?
    Нарисуем 2 квадрата,
    А на них огромный круг,
    А внутри ещё кружочки,
    Треугольный колпачок
    Вот и вышел очень, очень
    Развесёлый чудачек.

  8. Решение задач.

- А сейчас послушайте задачу.

На пароходике плывут 7 матросов и 1 капитан. Сколько человек находится на борту пароходика?

- О чём говориться в задаче? ( о пароходике)

- Что известно? ( что на корабле плывут 7 матросов и 1 капитан)

- Что в задаче спрашивается? ( Сколько человек на борту)

  • Составим к этой задаче схему.

 /\/\/\/\/\/\/\

  • Теперь подумаем над выбором действия для решения этой задачи.

 

-Записываем решение 7+1=8

  1. Физминутка. ( Пока дети делают физминутку, прикрепляю на доску около корабля бумажный кораблик).
  2. Ветер дует нам в лицо…

  3. Графический диктант.
  4. - Смотрите, какой сильный ветер мы подняли. К нашему кораблю волной прибило бумажный кораблик. Давайте посмотрим, что это за кораблик.

    ( Ученик снимает с доски кораблик и разворачивает его. На одной стороне листа красными большими буквами написано С.О.С.).

    - Кто знает, что это обозначает? ( Сигнал бедствия)

    - Значит кто-то нас просит о помощи. Давайте прочитаем, что тут написано.

    “ Помогите!

    На нашем острове появился странный зверь. Он сам не знает кто он такой. Мы пытались его нарисовать, но он очень непоседливый. Помогите нашему новому знакомому узнать кто он. Жители остро Граффити”.

  5. Итог урока.

- Ну вот, мы и вернулись к родным берегам. Вы все показали, какие вы отважные, старательные, дружные. Поднимите руку те ребята, кому понравилось наше путешествие?

- Что вам запомнилось больше всего?

- А чему вы учились сегодня на уроке?

- В какое путешествие вы хотели бы отправиться в следующий раз?