Организация работы педагога-психолога с родителями в раннем возрасте

Разделы: Работа с родителями


Начиная с раннего возраста особое значение в развитии ребенка и утверждении себя как социального субъекта, приобретает семейное воспитание. Согласно работам Л.В. Коломийченко, “идентифицируясь с членами своей семьи, ребенок конкретизирует, дополняет, обогащает нравственные смыслы социальных отношений. В зависимости от доминирующих социальных ориентаций в семье во многом предопределяется будущая социальная роль, статусная позиция растущего ребенка”. С раннего возраста ребенок начинает осознавать свою родовую принадлежность, составляющую основу будущих гражданских чувств и отношений.

Согласно закону РФ, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Государственному образовательному стандарту дошкольного образования и Концепции дошкольного воспитания семья является полноправным субъектом педагогического процесса.

Семья как субъект связывается с высоким уровнем саморегуляции, самостоятельности, ответственности, способности к принятию решений, активности и социальности всех членов семьи. Поэтому, именно в развитии субъектности родителей происходит и субъектно актуализируется вхождение ребенка в социокультурный мир. Взрослые не имеющие развитой субъектности не могут являться носителем социокультурных образцов. (Н.Я. Большунова).

Для того чтобы, ребенок успешно адаптировался к условиям ДОУ необходимо активное включение родителей в воспитательно – образовательный процесс. Многочисленные исследования показывают, что уровень психолого – педагогической компетентности родителей во многом предопределяет успешную адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада.

Поэтому я, как педагог-психолог детского сада, начиная с раннего возраста делаю акцент на тесное сотрудничество с родителями воспитанников. Анализ существующей практики по взаимодействию за последние 5 лет в нашем ДОУ указывает на низкий уровень психолого – педагогической компетентности родителей воспитанников раннего возраста. Однако образовательный уровень родителей достаточно высокий (2008 год – 76% родителей имеют высшее образование). Из вопросов анкеты предлагаемой родителям воспитанников раннего возраста, мы отметили у 32% семей низкую информационную компетентность (родители отвечали, что в раннем возрасте дети должны знать цифры, некоторые буквы, но мало знают о том, какими навыками самообслуживания должны владеть дети в раннем возрасте). По статистике обращений родителей воспитанников раннего возраста 64 % связано не с нежеланием родителей реализовывать воспитательную функцию, а с отсутствием элементарных знаний о том, как можно это сделать.

Передо мной и педагогическим коллективом встала задача – повысить психолого – педагогическую компетентность родителей.

Для реализации данной задачи в ДОУ была создана система взаимодействия с родителями воспитанников раннего возраста. Она включает в себя 3 этапа.

1 этап – подготовительный

Цель: собрать и проанализировать информацию о возможном контингенте потенциальных детей и их родителей (определить уровень психолого – педагогической компетентнтности родителей).

Форма работы: День открытых дверей, социологический опрос методом анкетирования, родительское собрание, подгрупповые консультации, индивидуальные консультации по запросам родителей, написание сочинений “Мой малыш”.

2 этап – социальная адаптация детей и родителей к условиям ДОУ.

Цель: создать условия для успешной адаптации детей

Форма работы: лекции “Идем в детский сад”, “Ясли – это серьезно”, организация семейного клуба “Родительские уроки”, анкетирование, индивидуальные консультации, семинары-практикумы “Как быть? Капризы детей дома” , создание тематических альбомов “ Один день из жизни группы”, “Наши мамы и папы”, домашние задания для родителей и их детей (“Нарисуйте…, украсьте..”).

3 этап – организация воспитательно – образовательного процесса в группе раннего возраста.

Цель: привлечь родителей к участию в воспитательно – образовательной работе с детьми.

Форма работы: родительское собрание, реализация проектов совместно с родителями, изготовление дидактических пособий и игровых атрибутов, совместные развлечения, консультации специалистов ДОУ “Музыка и малыш”, “Будь здоров малыш”, “Рисуем вместе”, участие в семейном клубе “Родительские уроки”, анкетирование родителей.

В результате поэтапной работы, специалисты ДОУ отметили повышение уровня психолого – педагогической компетентности родителей: поменялся характер вопросов и обращений к психологу и специалистам ДОУ, 100% вовлеченность родителей в воспитательно – образовательный процесс, 95 % детей раннего возраста успешно адаптируются к условиям ДОУ.