Урок математики во 2-м классе по теме "Приемы вычислений для случаев вида 35-20, 47+5" (урок-закрепление)

Разделы: Начальная школа


Тема: Закрепление пройденного материала. Приёмы вычислений для случаев вида: 35 – 20; 47 + 5.

Цель урока: совершенствование вычислительные навыки с переходом через десяток.

Задачи урока:

  • Обучающая: познакомить учащихся с вычислительными приёмами.
  • Развивающая: развивать умение решать примеры нового вида, логическое мышление, умение сравнивать..
  • Воспитывающая: воспитывать интерес к математике, бережное отношение к раздаточному материалу.

Методы и приемы: слово учителя, беседа с учащимися, работа у доски, работа с учебником, самостоятельная работа, работа с экраном мультимедиа, индивидуальная работа по карточкам.

Наглядные средства: экран, мультимедиа, снеговик (сделан из геометрических фигур), задания на геометрических фигурах, конверт с заданием от Деда Мороза, снежки (сделанные из бумаги), снежинки (для выполнения домашней работы).

План урока:

1. Организационный момент (приветствие, эмоциональный настрой учащихся, организация внимания детей).
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний (формулировка темы урока, сообщение учителем цели и задач урока).
3. Усвоение новых знаний и умений (работа с мультимедиа).
4. Закрепление материала (самостоятельная работа, работа с экраном мультимедиа).
5. Информация о домашнем задании (разъяснить обучающимся содержание домашнего задания).
6. Подведение итогов урока. Оценки за урок.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

– Повернулись на гостей. На 1 – сядут первый ряд, на 2 – второй ряд, на 3 – третий ряд. (Приложение. Слайд 1)

II. Введение в сюжет урока

Отгадайте-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке,
Дни его всех дней короче.
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга,
До весны легли снега.

Учитель: О каком месяце говорится в этой загадке? (Приложение. Слайд 2)
Правильно, ребята. Ну а раз наступил декабрь, значит, ждите в гости Деда Мороза. Правда, сейчас ему некогда, у него много дел: речки, пруды в ледяную броню одеть, зверькам новые шубки справить, окна расписать, подарки приготовить.
Поэтому я предлагаю отправиться в царство Деда Мороза, где мы с вами будем повторять всё пройденное, это решать примеры, задачи, сравнивать числовые выражения и смекать. (Приложение. Слайд 3)

III. Устный счёт

Учитель: Несколько заданий нам приготовил снеговичок, но он пришёл к нам и от тепла успел растаять. Давайте поможем ему приобрести первоначальный вид.

1) Итак, чтобы скатать 1 ком, нужно вставить пропущенные числа. (Приложение. Слайд 4)

+ 10 = 70
50 + = 60
90 + = 100
40 + = 50
+ 10 = 30
30 + = 40

Что особенного заметили в этих записях?
Вот, ребята мы, и скатали первый ком. (Приклепить на доску)

2) А теперь помогите снеговичку порядок навести – «лишнее» число в ряду найти. (Показ 2 круга, на нём задание). Давайте посмотрим, какой порядок навести нужно в этих рядах? (Приложение. Слайд 5)

Где здесь «лишние числа» и почему?

10 20 30 40 55 60
1 2 31 4 5 6 7
24 11 13 15 17 19 12

(Дети объясняют)

«55» – потому, что все круглые.
«31» – потому, что оно двузначное.
«24» – так как оно имеет два десятка.

(Учитель прикрепляет второй круг)

3) Ну что же, это ещё не всё. В следующем задании наш снеговичок задаёт задание на смекалку. (Показ 3 круга) (Приложение. Слайд 6, с.58 учебник)
– Какая гиря на весах? (Приклепить 3 круг)

4) Посмотрите-ка, ребята это головной убор снеговика. Какой он формы? (Четырёхугольной. Показ)
Так вот, снеговик просит узнать, чему равен Р его «шляпы», если известно, что длины сторон равны. (Приложение. Слайд 7)
Как найти Р? Как удобнее посчитать? (5 + 5 + 7 + 3 = 20 дм)
Молодец, ну давай надевай шляпу « шляпу» снеговику. (Ставят)

5) Ребята, вам не кажется, что чего-то не хватает у нашего снеговика? (Морковки)
Где же она? Ах, вот, чуть не потеряли! Смотрите и тут есть задание, даже два. (Учитель читает)
А) Из каких геометрических фигур я состою? (Из 3 кругов, разных по размеру, одного четырёхугольника, одного прямоугольника)

Б) Отгадайте загадку: белые морковки, а зимой растут.

– Что это за морковки такие? (Сосульки) Вы ответили на задание морковки, значит прикрепим нос или нет? (Учитель прикрепляет носик)
Сосульки приготовили нам сведущее задание: Мы знаем, что они бывают самые разные – длинные, короткие и средние. Вот посмотрите. (Снимает с доски по 1 сосульке, где написаны длины) 5м = дм, 8 дм = см, самая хитрая сосулька хочет знать 54 см = дм см, 39 дм = м дм.
– Мы выполнили просьбу сосулек? Я думаю, они останутся довольны. Устный счёт закончен.

IV. Повторение решения примеров и задач

– В руках у меня загадка Деда Мороза. (Конверт) Послушайте загадку Деда Мороза.

На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые пушистые,
Только не душистые.

– Что это за цветы такие? Не душистые какие-то? Я ещё таких не встречала. А вы, ребята? (Это снежинки). Правильно, снежинки. Они хотят проверить, как вы умеете решать примеры. (Приложение. Слайд 8)

Работа в тетрадях. (Читалочка) Число. Классная работа.

4 снежинки на доске с примерами, остальные в тетрадях.

36 + 2 =
68 + 20 =
56 – 20 =
70 – 28 =

Сверка с доской.

Учитель: Ребята, пока мы «разминались», госпожа Метелица делала своё дело, намела на нашем пути сугробы снежные да глубокие. Посмотрите, придётся разгребать. Их нам надо преодолеть, вспомнить порядок действий. (Правило) (Приложение. Слайд 9)

3 + (40 – 20)
(6 + 46) – 20
7 + (90 – 60)
(3 + 79) – 30
5 + (80 – 40)
(4 + 66) – 20

Самостоятельно все по рядам, сверить с доской. (Приложение. Слайд 10)

– Если не правильно решите, то лопатки ваши поломались, нужно починить.

V. Игра в снежки

– Поиграем в игру. Я одна против вас всех. Я буду кидать вам один снежок, а вы в меня два, т.е. вы должны представить в виде суммы разрядных слагаемых. 34 – это 30 (слева сидящие), 4 (справа сидящие) показывают и т.д.

VI. Физминутка

– Холодно, ребята, в царстве Деда Мороза. Не хотите погреться?

Я Мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит, надо не зевать… (Приложение. Слайд 11) снежинки

– Сколько раз ногами топнем? (1, 2, 3, 4)
– Сколько раз руками хлопнем? (1, 2, 3) (Приложение. Слайд 12)
– Мы присядем сколько раз? (1, 2) (Приложение. Слайд 13)
– Мы наклонимся сейчас? (1, 2) (Приложение. Слайд 14)
– Мы подпрыгнем ровно столько? (1, 2, 3) (Приложение. Слайд 15)
– Ай да счёт, игра и только! Отдохнули? Садитесь!

VII. Работа с учебником

– Откроем учебники и прочитаем задачу № 3, с. 58. (разбор)
– Какие слова возьмём для краткой записи? (На доске)

Решение самостоятельно.

Было – 4 м. и 6 д.
Пришли – 8 ч.
Стало – ?
4 + 6 + 8 = 18 (чел) – стало.
Ответ: 18 человек.
№ 5 – сравнить выражения. (Поставить знак «>», «<», «=»)

VIII. Итог урока. Оценки

– За работу на уроке вы получаете вот такие снежинки на память, на обороте записано домашнее задание, которое должны выполнить к завтрашнему дню. Молодцы! Дед Мороз вами доволен. (Приложение. Слайд 16)