Круговорот воды в природе

Разделы: Начальная школа


Тема: Круговорот воды в природе (окружающий мир; 3-й класс).

Цель:

1) сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, связать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);

2) развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность; формировать знания об экологической целостности природы;

3) воспитывать привычку бережного обращения к природе.

Оборудование:

1) капля Капитошка (рисунок);
2) аудио кассета «Почему вода в реке не выливается» (Л. Толстой «Отчего и почему»);
3) аудио кассета «Куда девается вода из моря» (Л. Толстой «Отчего и почему»);
4) DVD диск «Водный мир»;
5) лото «Светограмма»;
6) таблицы, книги;
7) видеокассета «Земля. История планеты» (видеостудия «Кварт»);
8) аудиокассета «Ку-ка-ре-ку» (песня «Дождь» муз. и сл. Костина).

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

II. Работа с дневником наблюдения

- Скажите, какое сегодня число?

- О чем оно вам говорит?

- Откройте дневник наблюдения и расскажите мне о погоде на сегодняшний день?

- Подведем итоги по ноябрю. Назовите среднюю температуру за месяц.

- Какие осадки в основном были в ноябре?

- Какое небо?

- Посмотрите и скажите, каких дней было больше с осадками или без осадков?

III. Просмотр кадров о воде (DVD)

Посмотрите внимательно на кадры и скажите, о чем мы будем сегодня говорить?

IV. Повторение пройденного и проверка домашнего задания

А) Ответы на вопросы

Да, ребята, сегодня мы продолжим с вами тему о воде. А помогать нам будет наша героиня… (вывешивается капля Капитошка). Как ее зовут? (Дети говорят.)

В течение года вода постоянно переходит из одного состояния в другое, и Капитошка интересуется, как называются такие превращения воды? (Процессами.)

Б) Работа над кроссвордом

Дома вы должны были разгадать кроссворд «процессы». Капитошка хочет проверить, как вы справились с этим заданием. Откройте страницу 23 упражнение №7. Читаем первый вопрос.

1) Этот процесс помогает мне стать невидимкой.

- Что это? (Испарение.)

- Какое знакомое слово вы увидели в слове «испарение»? (Пар.)

2) При этом процессе я становлюсь белой. (Замерзание.)

3) Мне грустно терять свою твердость из-за этого процесса. (Таяние.)

4) Этот процесс помогает мне пролиться дождем. (Конденсация.)

5) А какой ответ должен был получиться под №5? Кто скажет? (Кипение.)

Какой вопрос можно задать для этого ответа? (При каком процессе мне становится горячо?)

В) Игра «Светограмма»

Капитошка рада, что вы справились с этим заданием. Теперь она хочет поиграть с вами в игру «Светограмма». Капля задает вопрос, а вы должны поднять карточку того цвета, напротив которого написан правильный ответ.

(Дети поднимают карточку.)

- Скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное.)

- При замерзании? (В твердое.)

- При таянии? (В жидкое.)

- Молодцы. С заданием справились.

V. Физминутка

Льется чистая водица
Мы умеем сами мыться,
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.

Моем шею, моим уши,
После вытремся по суше.
Раз, два – выше голова.

- О каких свойствах воды говорится в физминутке? (Вода – растворитель, текучесть воды.)

VI. Работа над новым материалом

- Давайте еще раз повторим все вместе, читаем:

Превращение воды в лед.
Превращение льда в воду.
Превращение воды в пар.
Превращение пара в воду.

- Что происходит с водой, что вы заметили? Что образуется? (Круг.)

- Как вы думаете, как будет называться тема нашего урока?

- Прочитаем: «Круговорот воды в природе».

- Как вы понимаете это слово – круговорот?

VII. Работа по таблице «круговорот»

А) Рассказ

Сейчас мы узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. А расскажет нам подружка Капитошки. (Выходит ученица.)

«Жила я когда-то в большом океане. Но жила я не одна, вместе со мной жили мои сестра и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвалась от своих братьев и сестер, стала легким, невесомым и полетела вверх.

Летела я, летела вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одной, а ветер относил меня все дальше, и на своем пути я все чаще стала встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.

Мне было очень интересно, куда же  я упаду, где я еще побываю. И приземлилась я в речку, и снова встретила там своих родных, мне понравилось путешествовать, что я все время ждала, когда же такой момент наступит снова».

Б) Ответы на вопросы

- Скажите, что произошло с каплей в жаркий день? (Испарилась.)

Вывешивается таблица.

- Когда Капля с теплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, превратились в каплю, какой процесс описывает Капля? (Конденсация.)

- В виде чего выпала на землю Капля? (Осадков.)

- В конце она мечтала, чтобы опять наступил жаркий день и опять попутешествовать. Она опять хотела что сделать? (Испариться.)

В) Закрепление

Прочитаем слова: испарение, конденсация; осадки; испарение.

Все это – круговорот.

VIII. Работа по учебнику

Откройте страницу 25, прочитаем.

- Подумайте, почему каждому землянину надо беречь чистоту воды нашей планеты?

- Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла?

- Докажите, что вода - источник жизни.

- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создает заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения.)

IX.

а) Чтение стихотворения наизусть

- Послушайте стихотворение. (Могут прочитать наизусть дети)

Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!

На поле лег туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!

- Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш,
И я пришла из океана.

- Скажите, где встречалась вода из океана. (В струйке, в росе, в газировке, в тумане.)

- Где еще можно встретить воду из океана?

б) Чтение учителем с доски

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

X. Физминутка «Дождик» (песня с аудиокассеты)

XI. Закрепление по таблице «круговорот»

- Переверните стр. 26, найдите №2. прочитайте задание.

- Возьмите простой карандаш и нарисуйте круговорот воды в природе с помощью условных знаков, а у доски поработает … (вызывается ученик), дома ответьте на вопросы.

XII. Просмотр видеокассеты «Земля. История планеты»

- Найдите на стр. 27 №3, прочитайте первый вопрос.

- Хотите узнать? почему морская вода соленая?

- Посмотрим кадр из фильма «Земля. История планеты».

- Так почему морская вода соленая? (Огонь встречался с водой, вулканические газы растворялись в воде, вступали в соединения  с горячими породами океанского дна, вступали в химические соединения, возникали различные соли.)

- Прочитайте последний вопрос. (Куда девается вода из моря?)

- А ответить мы сможем, послушав аудио кассету. (Слушаем.)

- Дома ответьте на остальные вопросы.

XIII. Итог

- О чем мы сегодня с вами говорили на уроке?

- О каких свойствах воды вы узнали? (Прочитаем вывод с доски.)

«Вода в природе находится в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном. Вода постоянно совершает круговорот, испаряется с поверхности земли, образует облака в виде дождя и снега, возвращается на землю».

XIV. Чтение пословиц о воде

XV. Просмотр открыток о Елабуге. (Звучит музыка, рассказ учителя.)

  1. Танайский лес. Вид с красной горки.
  2. Вид на реку Кама.
  3. Елабужские луга. Кувшинка белая на озере Запесочье.
  4. Вид с реки Тоймы.
  5. Река Кама.
  6. Озеро близ реки Шилька.