Цели урока:обобщить знания о химических свойствах оксидов, кислот, оснований, подчеркнув противоположность характера свойств соединений типичных металлов и неметаллов.
Задачи:
- научить составлять уравнения различных реакций, уравнивать их, определять типы реакций;
- научить выполнять простейшие практические задания, соблюдая правила техники безопасности;
- научить работать самостоятельно и в коллективе – по командам, уметь выделять главное, сравнивать, делать выводы;
- развивать познавательный интерес к предмету.
Подготовка к уроку: проводится
заранее – об этом объявляется за неделю. Может
проводиться во внеурочное время (как
соревнование между классами одной параллели).
Команды получают заранее, за неделю до смотра,
следующее задание: придумать название команды,
эмблему (всё должно быть связано с темой урока).
Для проведения урока приглашают жюри: учителей,
учащихся старших классов.
ХОД УРОКА
1. Вступление
Слово учителя. Мы с вами закончили изучение основных классов неорганических соединений. На сегодняшнем уроке мы обобщим наши знания по этой теме, выясним, что вы уже знаете, и на чём нам ещё нужно остановиться. Этот урок мы проведем в несколько необычной форме – мы отправимся в путешествие по Стране Химии. Наш маршрут: проверка готовности команд на контрольном пункте, остановка в Стране Веществ, переход через Государство Явлений, завершение путешествия в Королевстве Формул.
2. Конкурсы
Слово учителя. Химия – экспериментальная наука. Для выполнения эксперимента нам нужно по одному представителю от команды.
Задание для команд:
1. Как доказать, что оксид кальция является
основным оксидом, написать уравнение реакции.
2. Как с помощью выданных реактивов доказать, что
в выданных пробирках находится кислота,
основание, вода. Написать уравнение реакции
взаимодействия цинка с соляной кислотой.
На начальном этапе перехода мы ответим, какой отряд внимательнее. Перед вами ученик и его ассистент. Ваша задача – заметить как можно больше ошибок.
Для игры: пустая спиртовка, пробирки, держатель для пробирки, лабораторный штатив, пустые склянки с этикетками для веществ.
Ученик-мим: Имитирует засыпание веществ из склянки с этикеткой. Жестами и мимикой показывает, что взял больше вещества и поэтому отсыпает избыток из пробирки в склянку, кладет пробирку с веществом на стол и записывает в тетрадь формулу вещества. Жестами показывает, что просыпал вещество на стол, рукой протирает поверхность стола, ставит пробирку с «остатками вещества» в штатив для пробирок, поднимает спиртовку над собой, энергично встряхивает её, сильно выдвигает фитиль, имитирует зажигание спиртовки от другой спиртовки. Закрепляет пробирку в держателе, имитирует нагревание вещества в пробирке, тушит спиртовку, дуя на пламя. Аккуратно складывает посуду, убирает рабочее место.
Ученики записывают по ходу действия мима ошибки. Представители от команд передают жюри листочки с записями (каждая найденная ошибка оценивается одним баллом).
Слово учителя. Теперь мы попали в страну Веществ, которая предлагает путешественникам принять участие в нескольких мини – играх (в этих конкурсах принимают участие более слабые ученики, чтобы была возможность оценить работу каждого). Конкурсы проводятся на время.
Игра «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Написаны три ряда формул:
BaO HNO3 Na2SO4 Ca(OH)2 P2O5 |
CO2 HCl H2SO4 Al(OH)3 SO2 |
CaO H2O BaCl2 Al(NO3)3 MgO |
В каждой горизонтальной строчке вычеркнуть формулы того вещества, которое принадлежит к другому классу, чем остальные.
Игра «УЗНАЙ ВЕЩЕСТВО»
Цель: как можно быстрее узнать вещество по формуле, указать название, простое или сложное (карточки показывают одинаковые для обеих команд и их представители по очереди отвечают на вопросы, если ответа нет, то могут ответить представители другой команды).
Слово учителя. Мы с вами благополучно
прошли страну Веществ, и попали в Государство
Явлений. Посмотрим, как справились наши ребята со
своим заданием по эксперименту.
Для выполнения следующего конкурса нам
необходимы по 3 человека от каждой команды.
Игра «ЦЕПОЧКА ПРЕВРАЩЕНИЙ»
Цель: записать уравнение и определить тип химической реакции. Каждый записывает по одному уравнению друг за другом.
Задания для команд (они вытягивают конверты):
1. Mg ––> MgO ––> Mg(OH)2 ––> MgSO4
2. S ––> SO2 ––> H2SO3 ––> CaSO3
Слово учителя. Завершаем наше путешествие в Королевстве Формул. Приглашаются на поединок капитаны команд. Ребятам придется на время дать названия веществам, формулы которых они сейчас получат (задания выдаются в конвертах)
NaHCO3 Al2(SO4)3 P2O5 Fe(OH)3 |
Zn(NO3)2 SO3 BaI2 Cu(OH)2 |
III. Подведение итогов всей игры, сообщение общего счета. Награждение победителей.