Интегрированный урок (русский язык+литературное чтение) по теме "Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина "Рожь". К.Паустовский. "С тихим ветром в разговоре"

Разделы: Начальная школа


Тема:

  • Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина «Рожь».
  • К. Паустовский «С тихим ветром в разговоре».

ХОД УРОКА

I. Организация класса

– Сядете, когда услышите название раздела, в котором мы работаем.

1. «Удивительное – рядом!»
2. «Слово о русской земле»

– Продолжаем работу в этом разделе. Закрепим знания о предложении, тексте и его видах. Попытаемся написать сочинение – описание по картине известного русского художника И.И. Шишкина «Рожь»

II. Проверка домашнего задания по чтению

– Вспомните название и автора произведения, которое вы читали дома.
– Кому понравился рассказ? Почему?
– Перечитаем рассказ. («5» за выразительное чтение целыми словами и без ошибок)
– Приготовьтесь определить ТИП ТЕКСТА и ответить на вопросы учителя. Это сможет сделать внимательный слушатель. (Рассуждение с элементами повествования)
– Что вы узнали о слове «Русь»?
– Почему автор так разволновался, услышав от хозяйки дома слово «Русь»?
– Зачитайте, какое состояние испытывал автор и о чем думал в тот момент, когда узнал
происхождение слова «Русь».
– А ведь и правда, произнесите и вслушайтесь, как красиво звучит это слово: Русь-Россия. (… чувствуется ширь и гордость в этом слове.)
– Почему автор употребил такой эпитет «невечерний свет»? (… не тусклый, а яркий, какой-то особенный свет чувствуется в этом слове.)

III. Письменная работа

– Спишите последнюю часть рассказа.
– Ребята, почему автор посчитал уместным употребить такую метафору (т.е. скрытое сравнение): Русь – Родительница моя!
Причем, обратите внимание, слово: «Родительница» употреблено с заглавной буквы. Как вы думаете, почему? Да, это показатель ГЛУБОКОГО уважения. Мы родились на этой земле. Она нам как мать, потому что кормит и поит нас. Мы едим то, что вырастили на родной земле. Мы пьем воду из рек, которые текут по этой земле. И если вдруг уезжаем куда-то, в другую страну, мы скучаем по России, как по матери.
– Какие вы знаете пословицы о Родине? Объясните их смысл.
– Писатели, поэты выражают любовь к Родине с помощью слова, создавая вот такие замечательные, интересные, полные душевной доброты произведения, а художники передают свою любовь к России, свое тепло с помощью красок.

IV. Подготовка к сочинению

1. Рассмотрите картину Ивана Ивановича Шишкина «Рожь»

– Покажите рожь.
– Что из нее делает человек? (Печет хлеб)
– Какие вы знаете пословицы о хлебе? Как вы их понимаете?
– Хлеб – это первое блюдо на столе. Если есть хлеб – с голоду не умрешь. Может быть, поэтому автор изобразил на картине спелую рожь, чтобы красками выразить мысль о том, что родная земля – наша кормилица.
– Спелая рожь какого цвета? (Желтая, оранжевая)
– Эти цвета в изобразительном искусстве считаются теплыми. Таким образом, художник изобразил еще и тепло земли, тепло России. Ведь сколько таких полей в России.

2. Беседа по картине

– Что вы видите кроме ржаного поля на картине? (Сосны – могучие, величавые, высокие.)
– Я думаю, им уже не один десяток лет. Многое они повидали на своем веку: и обильные урожаи, и неурожай, когда человек подбирал каждый колосок, каждое зернышко. А может быть они стали  свидетелями войны, каких-то междуусобиц. А одна сосна уже погибла – умерла.
– Найдите ее. Может она напоминает нам, что все мы не вечны. И жизнь надо прожить ДОСТОЙНО.
– Как вы это понимаете?
– Что изображено на переднем плане картины? (Дорога, уходящая вдаль.)
– Как вы думаете, почему художник изобразил ее на переднем плане?
– И перед вами – молодыми, растущими расстилается дорога, уходящая в будущее. И какой будет эта дорога,  зависит от самого человека.
– Вот видите, сколько глубоких мыслей может вызвать у человека картина. Каждый ее элемент.

3. На стр. 24 прочитаем, что пишут об этой картине

– Выберите те части текста, которые описывают картину И.И. Шишкина «Рожь»
– Подчеркните в описании те слова, которые вам особенно понравились, которые вы употребите в своем сочинении-описании.
– Какие слова делают списание ярким, красочным? (Золотые, высокие старые сосны…)
– К какой части речи относятся эти слова?
– Без имен прилагательных вам не обойтись в сочинении, не забывайте о них. Иначе,  ваше описание будет сухим и бледным.

4. На стр. 25 есть стихотворение Дрожжина «С тихим ветром в разговоре». Послушайте его и скажите, подходит ли оно к этой картине?

– Прочитайте про себя и отметьте, какие образные слова и выражения нашел автор для описания ржаного поля?
– Зачитайте, что вы ответили.

5. Устное сочинение

– А теперь попытаемся сами описать эту картину. В этом помогут вопросы (на доске):

  • Что изобразил художник на картине?
  • Определите время года?
  • Почему золотое поле ржи занимает основное место на картине?
  • Какие краски использует художник, чтобы изобразить ржаное поле, сосны, небо? Почему?
  • Что особенно привлекло твое внимание на картине? Какое чувство вызывает у тебя картина?
  • Попробуй представить себе, что ты стоишь на этой дороге, которая тянется через ржаное поле. Что ты услышишь? Что почувствуешь?
  • Что хотел выразить художник своей картиной?

6. Орфографическая подготовка

– Какие части должны быть в каждом тексте?
– Очень важно красиво начать и красиво закончить свою работу. Сочинение без концовки, что дом без крыши. Жить в нем невозможно.
– Как отделяется каждая часть текста? (Абзац)
– Как оформляются предложения на письме?
– Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной, каким правилом надо пользоваться?
– Какая орфография в слове рожь?
– Как проверим парный согласный?
– Почему слово рожь пишется с мягким знаком?
– Если сомневаетесь в написании буквы, то ставьте «.». Но неправильно не пишите.
– Эти схемы предложения помогут вам правильно расставить знаки препинания.

7. Вот сочинение-описание третьеклассницы

Передо мной картина русского художника Ивана Ивановича Шишкина «Рожь».
Основное место на картине занимает ржаное поле. Оно тянется до самого горизонта. Так Шишкин передал раздолье, простор, русское богатство. Рожь разливается золотым огнем, нежится под ярким солнцем и шелестит от тихого ветра, словно разговаривает с ним. Исчезает во ржи и зовет за собой дорога. А на дальнем плане изображены высокие могучие старые сосны. Величественно возвышаются они среди хлебного поля, к небу синему поднимаются.
Мне нравиться эта картина. Рассматривая ее, я еще больше полюбила нашу Россию, ее природу, ширь и красоту.

– Понравилось ли вам сочинение, чем?
– Обратите внимание, ученица пользуется некоторыми образными выражениями, которые встретились ей на этих страницах, в этом литературном материале.
– Если вам будет трудно красиво изложить свои мысли, обратитесь к текстам, посмотрите, как это делают авторы-профессионалы, может быть это вам поможет.
– Итак, за работу, ни пуха вам, ни пера!

V. Сочинение

  1. Черновик.
  2. Я редактирую.
  3. Чистовик.

VI. Итог

  1. Чтение лучших работ.
  2. Что особенно понравилось в этих сочинениях?

VI. Домашнее задание

  1. Учебник, стр. 23 – выразительное чтение.
  2. Кто не успел – доработать сочинение.