Цель урока: определить истоки музыки В.Гаврилина.
Задачи урока: размышление о судьбе композитора, знакомство с музыкальными произведениями и дневниковыми записями, передающих искренность и смелость этого человека, чувствующего ответственность за судьбу Родины и Искусства.
Тип урока: урок-размышление с элементами литературно-музыкальной композиции.
Необходимые технические и компьютерные средства: магнитофон, компьютер, проектор, экран. Если этого нет, учитель записывает вопросы на двух сторонах доски (одна закрытая до момента использования).
Музыкальные произведения В. Гаврилина, звучащие на уроке: симфония-действо «Перезвоны» и «Русская тетрадь».
Организация урока: класс делится на несколько групп для аргументации своего мнения или ответа на поставленные вопросы.
ХОД УРОКА
1. Звучит «Вечерняя музыка» из «Перезвонов» – фонохрестоматия для 5-го или 1-го класса.
2. Учитель объявляет тему урока
3. На экран проецируются портрет композитора и приведенные ниже вопросы:
Учитель: Перечислите вечные темы в искусстве и жизни (правая сторона остается пустой до ответа детей)
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ (для учителя) |
1. Перечислите вечные темы, нашедшие отражение в искусстве. | 1. Любовь и ненависть, верность и предательство, вражда и мир, добро и зло, талант и бездарность и т.д. |
2. Что такое самобытность художника? Трудно ли быть в искусстве самобытным мастером? | 2. Яркость, убедительность, талант, непохожесть, авторская позиция и содержательное предпочтение. |
3. Отражаются ли в творчестве жизненные обстоятельства композитора? | 3. Почти всегда, потому что связаны с переменой настроения, жизненными впечатлениями и личными переживаниями |
4. Назовите известных тебе современных композиторов. | 4. Прокофьев С., Шостакович Д., Шнитке А., Кабалевский Д., Свиридов Г. |
5. Что интереснее всего вам в жизни: человек, природа, деньги, власть, любовь? | 5. Ответы учащихся |
6. Когда будете знакомиться с творчеством В.Гаврилина, попробуйте определить, что являлось главным для него. | 6. Ответы учащихся |
4. Учитель просит одного представителя от группы прочитать 1-й вопрос (второй и следующие вопросы представителю других групп по порядку).
5. Ответ на 1-й вопрос от каждой группы (желательно с приведением примеров).
6. То же самое – с остальными вопросами.
7. Учитель просит учащихся вспомнить название произведения В.Гаврилина, прозвучавшее в самом начале урока.
8. Подготовленные учителем заранее тексты (по абзацам) раздаются группам и прочитываются вслух (на их фоне звучит музыка В.Гаврилина из «Перезвонов» или «Русской тетради» – лирические номера.
9. Тексты из дневника читает сам учитель
Учитель: Композитор продолжал записывать в дневнике мысли и идеи, помогающие ему самому выстоять в жизни: "Перед Богом нет дел великих и малых – есть дела прямые и кривые".
а) Песня была у него основой всего – от малых форм до масштабной симфонии-действа "Перезвоны". Мелодии выходили из-под пера легко – сердечные, задумчивые, симпатичные в своей душевной простоте (звучит музыка).
Учитель: Из дневника композитора
«Царь музыки – человеческий голос. Границы его невелики, но глубина его бесконечна, как сама история человека!»
Учитель: в прошлом году мы с вами знакомились с симфонией-действом Валерия Гаврилина «Перезвоны». В этом году вы можете узнать и самого композитора и его музыку более глубоко. Какой музыкой начинался наш урок? (Ответы детей: «Вечерняя музыка»). Какие еще номера мы слушали с вами? (Ответы детей: «Весело на душе» и «Молитва»). Послушаем «Молитву». Какие образы из других жанров близки этой музыке?
Ответы детей:
а) иконы; б) церковные службы; в) живопись Иванова А., Нестерова М., Левитана И., Поленова Д, киевские фрески Васнецова В.; г) кинофильм П.Лунгина «Остров» (интересная аналогия раскрывается более подробно: образ раскаявшегося грешника, ставшего почти пророком и праведником).
б) Учитель: Выберите из предложенных литературных примеров наиболее созвучные трем номерам «Перезвонов»:
«Два письма» – В.Шукшин |
«Тальянка» – С.Есенин |
«Усталость» – В.Кюхельбеккер |
Деревня…Серые избы, пыльные улицы, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла… А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба. Попадаются еще небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок. |
Лейся, песня, пуще, лейся, песня, звяньше, Все равно не будет то, что было раньше. За былую силу, гордость и осанку Только и осталась песня под тальянку. |
Мне нужно забвенье, нужна тишина: Я в волны нырну непробудного сна; Вы, порванной арфы мятежные звуки, Умолкните, думы, и чувства, и муки. Да! Чаша житейская желчи полна, Но выпил же я эту чашу до дна, – И вот опьянелой, больной головою Клонюсь и клонюсь к гробовому покою. Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму, Узнал слепоты нерассветную тьму И совести грозной узнал укоризны, И жаль мне невольницы – милой Отчизны. |
ВЫБЕРИ НАИБОЛЕЕ СОЗВУЧНУЮ МУЗЫКАЛЬНЫМ И ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРИМЕРАМ РЕПРОДУКЦИЮ
Учитель: Почему композитор назвал свое произведение «Перезвоны»? Современен ли В. Гаврилин?
Ответы детей:
а) Валерий Гаврилин, несмотря на обращение к деревне, очень современен, хотя поднимает вопросы, казалось бы, далекие от наших дней – сейчас редко кто заботится о сохранении души своей в православной чистоте.
б) «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина) – большая музыкальная фреска народной жизни – как символ колокольного звона, откликающегося на самые важные события.
в) «Перезвоны» прозвучали, как громкий набат, взывающий к совести, к памяти, к человечности: береги, не убей в себе духовное, не завидуй лукавым и преуспевающим, твори добро, возлюби красоту.
г) Герои Гаврилина и Шукшина слились в едином образе России. Гаврилин находит высокую поэзию в любых мотивах окружающей жизни, в том числе, и в самых обыденных: «Не все ли равно, о ком говорить? Заслуживает того каждый из живуших на земле». Эти слова говорят о большом интересе композитора к человеку и воспринимаются слушателями как рассказ о непростых человеческих судьбах…
а) Валерий Гаврилин родился в 1939 году в Вологодской области. Отец его погиб на фронте, мать была арестована и выслана далеко за пределы города. Мальчик воспитывался в детском доме, страшно скучал по матери, писал ей каждый день трогательные письма. Практически был лишен детства. Спасением стала музыка, с которой он познакомился именно в детском доме, где впервые сел за пианино в 11 лет.
б) С первых же занятий музыкой Валерий поразил учительницу недетской пытливостью и заинтересованностью в красочных возможностях симфонического оркестра. Учительница просит письменного разрешения у матери Валерия отдать его в музыкальную спецшколу при Петербургской консерватории.
в) Современники вспоминали: «самое поразительное в Валерии Александровиче было то, что он совсем не был похож на композитора и вообще на великого человека. Небольшого роста, очень худенький и с очень внимательными и очень добрыми карими глазами. И с очень красивым голосом, мягким таким баритоном. Но этот смиренный скромный человек с внешностью учителя средней школы был композитором милостью Божьей».
г) Любимым его жанром становится песня. «Судьба песни наиболее схожа с жизнью, судьбой человеческой, более других жанров подчиняется правилам человеческого существования: А живописец, наверное, сказал бы, что песенный мир – это луг. Подумать только, еще двадцать лет назад это можно было написать и не показаться наивным! Какой живописный луг? – сегодняшняя песня – это выгон, истоптанный скотиной, или луговина, зарастающая дурниной, потому что никто не подсевает клевера, тимофеевки, луговой овсяницы».
д) Но главное наблюдение Гаврилина остается в силе: «да, песня схожа с жизнью человеческой и, поскольку жизнь убога, жестока, механизирована и криминализирована – такие же попсовые поделки наводнили эфир, захлестнул уши и души».
В. Гаврилин приходит к горькому выводу и записывает его в дневнике: «Высокое искусство выключено из жизни нашего общества, для него нет добрых слов от Родины: стали цениться только слова, сказанные на другом языке…откуда могут брать они любовь к Родине и сострадание к ней?». Но ему помогает его жизненная позиция: «Если художник тянется к свету – время его не согнет, – записал Гаврилин и добавил для образности убежденно – даже на крутых откосах деревья вырастают прямо".
Учитель: Как очень русский композитор, В.Гаврилин глубоко понимал и любил русскую природу, которая отражала переживания и судьбы людей и органично входила в их жизнь и быт. Почитаем, что пишет о композиторе Т.Кухта:
а) Важно понять истоки и глубинную сущность его музыки. Гаврилин – уроженец Вологодчины, воплотивший в своем творчестве духовную красоту художественных традиций старинного северного русского города Вологды и окружающих его сёл. Отсюда тонкость, трепетность и ранимость его души, отсюда щемящая красота и нежность его музыки.
б) «В Вологде, – вспоминал композитор, – я познакомился с жизнью во всех ее проявлениях, познакомился с людьми, которые помогли мне понять, что такое красота, доброта, что нужно ценить в жизни, в человеке, здесь началась моя музыкальная жизнь».
в) «Все, что касается языка, природы, народных обычаев, песенной народной стихии – отсюда, из Воздвиженского и Перхурьева. Без этих двух и окружающих их деревушек и деревень не было бы у России композитора Гаврилина. Что значит деревенская жизнь для одаренного мальчика, об этом должен знать каждый. Сельская жизнь не повредила бы и городским жителям: подросткам и взрослым, богатым и бедным, слабеньким и здоровым.
г) Перхурьево всех встречает вольным зеленым простором, чистейшим воздухом и благожелательностью здешних жителей. Луговой летний и снежный зимний простор дополняется далью Кубенского озера. Летом так часто, на глазах, меняется даль! То светлая зеркальная многоверстная гладь, то вдруг от одного случайного ветерка все меняется. Вода то темная и рябая вблизи, то густо синеющая вдали, вдруг пойдет светлыми, быстро исчезающими полосами, смывая очертания противоположных берегов. Полосы то приближаются, то исчезают. Все зависит от ветра, откуда и с какой силой он дует! Вода меняется, делается темной, и тогда ощущаешь ее глубины...» (Из книги В. Белова «Голос, рожденный под Вологдой»).
д) Вот в каком уголке русской земли прошло самое
раннее детство Гаврилина. Здесь началось для
него «все первое, все розовое, все вербное, все
березовое...», как выразился вологодский поэт
Александр Романов. «То, что я из деревни, спасает
меня до сих пор, на том и держусь. Без этих корней
не был бы композитором», – вспоминал композитор.
Он верил в человека, силу искусства и записал в
дневнике:
«Человека воспитывает не искусство, а только другой человек. Искусство при этом – лишь одно из орудий воспитания, и от того, в руки какого человека-воспитателя оно попадет, будет зависеть результат воспитания"
Вопросы: (каждой группе свой вопрос)
1. Каковы истоки творчества В.Гаврилина?
2. Повлияли ли события личной жизни на творчество
или жизненную позицию В.Гаврилина?
3. Какой жанр оказался наиболее любимым в
творчестве композитора и почему?
4. Согласен ли ты с тем, что В.Гаврилина называют
«русским Шубертом»? Аргументируй.
5. Что ближе композитору: фольклор или классика?
Что нового вносит он в русскую музыку 20-го века?
После ответа учащихся на эти вопросы на экране появляется последний слайд:
Рисунок 9 и подпись
«Нет незаметных людей и напрасных жизней – вглядитесь пристальней, с любовью в душу скромнейшего из встречных, и вы откроете в ней нечто прекрасное и неповторимое". |