Цели:
- вспомнить, повторить и систематизировать знания о предложении;
- развивать устную и письменную речь, словарный запас учащихся, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать умение работать в коллективе, учебную активность.
- учить делать выводы.
Ход урока
1. Слово учителя
– Ребята, сегодня к вам на урок пришла девочка из сказочной повести. Послушайте отрывок и скажите, из какой она повести?
Одна из учениц читает:
… “Привет! Надеюсь, я не опоздала?...
В такой день как сегодня, вообще нельзя
заниматься, разве что “ веселеньем”…
– Кто же это?
– Это Пеппи из сказочной повести Астрид Линдгрен.
Сообщение про эту замечательную писательницу приготовила ____________
(Слайд. См. Приложение 1)
– Ребята, Пеппи посещала школу и вот как она знакомилась с буквами. (Слайд)
Отрывок:
“Это Ё-ё-ё-ё-жик”,- сказала учительница. А буква …называется-Ё.”
“Ну да?... Скажите мне, что общего имеет ёжик с мушиными крапинками на верху? - возразила Пеппи?
– Ребята, а что вы можете сказать о букве Ё?
2. Чистописание
– Постарайтесь показать Пеппи, что вы умеете правильно, красиво писать эту букву Ё.
Ёё ёёё ёЁ
3. Словарная работа
– Ребята, а у Пеппи нет ничего в портфеле. Подскажите, что в него можно положить?
Семь ночей и дней в неделе
Семь вещей у нас в портфеле
Промокашка и тетрадь
И перо, чтобы писать,
И пенал, и карандаш,
И букварь – приятель ваш.
С.Я. Маршак
– Скажите, а какими принадлежностями из перечисленных мы не пользуемся? Почему?
– Что бы вы еще добавили в портфель?
Словарные слова выписывают в тетрадь.
4. Наблюдение
– Ребята, Пеппи тоже захотелось показать свои знания. Она составила предложение о школе.
Береза, перед, большая, школой, растёт.
– Как вам это предложение?
Ответы детей, что это не предложение.
– Докажите.
- Из него ничего понять нельзя.
- Нет законченной мысли.
- Не связаны слова по смыслу.
– Так, что же нужно сделать, чтобы получилось предложение?
Надо расставить слова так, чтобы они были связаны между собой, чтобы мысль была высказана до конца.
Составление предложения.
– Какие правила вспомнили при записи предложения?
- Заглавная буква, точка в конце предложения.
- Безударная гласная в словах.
- Написание словарных слов.
Запись на доске и в тетрадях предложения с комментированием. Подчеркивание слов, обозначающих, о чем говориться в предложении и что говорится.
5. Вывод
– Какой же вывод мы сделаем?
Предложение выражает законченную мысль.
6. Физкультминутка
На лужок пойдем
Раз-два, раз-два.
Травки для лошадки нарвем
Раз-два, раз-два.
Для Пеппи цветов наберем.
Улыбайся, Пеппи!
Каких цветов нарвал для нашей гостьи ___? __?
Молодцы!
Давайте улыбнемся друг другу и продолжим урок.
7. Работа с учебником
– Напомните, Что мы знаем про предложение?
– Давайте проверим, согласен ли с нами наш учебник?
– Упражнение № 83.
Проверка. Доказательства.
8. Творческая работа
(Работа в группах.)
– А сейчас, ребята, мы побудем в роли журналистов. Каждая группа по истечении 5 минут должна представить очерк на тему:
“Что я расскажу Пеппи о своей школе”.
9. Домашнее задание
Предлагаю на выбор:
Упражнение № 86.
Составить 5 предложений о сегодняшнем уроке.
10. Обобщение
– Как вы думаете, что расскажет Пеппи своим друзьям об уроке русского языка в нашем классе?
– Чему мы научили Пеппи?
А нам она говорит, _____ И дарит каждому маленькое напоминание о себе.
(Девочкам дарились оранжевые ленточки, мальчикам - синие)
11. Рефлексия
– Если ты узнал на уроке что-то полезное, чему научился сам и чему- то научил другого, тебе было интересно, то пусть засветит “Солнышко”.
– Если ты не извлек никакой нужной информации, тебе было скучно, ты расстроен, то покажи это (“Тучка”).
– Теперь оцените себя с помощью квадратов.
Синий – “я – молодец, справился сам”
Зеленый – “мне было трудно, но я справился”
Желтый – “мне нужна помощь”.
А как бы вы оценили работу Пеппи?
Всем спасибо! Урок закончен.