Сложение и вычитание десятичных дробей. 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цели урока:

Обучающие:

  • Ввести понятие "скорость по течению реки" и "скорость против течения реки";
  • Закрепить навык сложение и вычитания десятичных дробей при решении задач "на движение по воде".

Развивающие:

  • Учить применять полученные теоретические знания в практике повседневной жизни;
  • Развивать математические способности, любознательность, самостоятельность.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к математике, любовь к поисковым решениям; умение планировать и анализировать собственные действия, находить выход из любой ситуации, реально оценивать возможности и знания свои и одноклассников, а также пути их совершенствования.

Оборудование:

  • Виленкин Н.Я "Учебник Математика 5".
  • Ерина Т.М "Рабочая тетрадь по математике для 5 класса к учебнику Виленкина Н.Я".
  • Бобровская А.В. Учебно-методическое пособие для 5 - 6 классов "Учимся, играя".
  • Игра "Подземный лабиринт".
  • Плакаты для устного счета.
  • Карточки с задачами для самостоятельной работы.
  • Оценочный лист для каждой группы.
  • Презентация "Решение задач по теме: движение по воде".

Ход урока

I. Организационный момент.

Класс разбит на 6 групп по 4 человека. В каждой группе консультант. Каждой группе выдан оценочный лист Приложение №1.

Психологический настрой на обучение.

На экране высвечиваются фразы.

Я в школе на уроке.
Сейчас начну учиться.
Внимание моё растёт.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.

II. Сообщение темы и цели урока.

Сложение и вычитание десятичных дробей.

Цель: показать свою компетентность при решении задач "на движение по реке"

III. Актуализация опорных знаний.

Проявление компетентности при сложении и вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Игра "Подземный лабиринт" (Каждая группа получает маршрут "Подземного лабиринта" и правила игры) (Приложение №2).

Дорогие друзья! Сегодня вы совершите увлекательное путешествие по подземному миру Мудрых Дракончиков. Разбейтесь на 6 команд и войдите в лабиринт. Решив задачу, сообщите ответ Дракончику - хранителю сокровищ отсека. Правильный ответ - это номер следующего отсека лабиринта. Пройдя 5 отсеков, вы преодолеете лабиринт и зажжёте на выходе свою волшебную лампу.

Консультант сообщает о зажжении волшебной лампы, оценивает одноклассников своей группы.

Проявление компетентности при сложении и вычитании десятичных дробей. С.268, №1210 (устно).(Приложение №3)

IV. Устная разминка.

  1. Крейсер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил?
  2. Какой путь прошел теплоход за 3 часа, двигаясь со скоростью 27 км/ч?
  3. Моторная лодка проплыла по реке расстояние 72 км за 6 часов. С какой скоростью шла моторная лодка по реке?

Вспомним формулу пути. S=V*t.

Как обозначена скорость, время, расстояние?

Запись выполняется на доске и в тетрадях учащихся.

V. Объяснение новых понятий.

Чем отличается движение моторной лодки по реке от движения по озеру, (заслушиваются рассуждения ребят)

Делается следующий вывод: в озере вода "не двигается", то есть не течет, поэтому движение по озеру называют "движением в стоячей воде", а на реке течение помогает или мешает движению лодки.

Презентация ученицы 5 класса "Движение по воде" (Приложение №4)

В приложении4 представлена задача:

Собственная скорость теплохода 30,5 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. Найдите скорость теплохода против течения и его скорость по течению реки.

Ученица комментировала решение этой задачи с помощью одноклассников и пришли к выводу формул "Движение по реке":

Формулы, которые позволяют найти скорость по течению и скорость против течения.

V по теч. = V собст. + V теч. реки.

Vпротив теч. реки = Vсобст. - V теч. реки.

Запись выполняется на доске и в тетрадях учащихся.

Работа с формулами.

Ученица предлагает текст другой задачи:

Катер шёл 2 часа по течению и 3 часа против течения. Какой путь проделал катер за всё это время, если скорость течения 2,2 км\ч, собственная скорость катера 11,3 км\ч?

Запись решения выполняется на доске и в тетрадях учащихся.

VI. Закрепление материала.

Задача с.265. № 1194. - с комментированием у доски.

Скорость теплохода по течению реки равна 37,6 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения, если скорость течения реки 3,9 км/ч.

Самостоятельная работа обучающего характера по карточкам на 2 варианта.(Приложение №5)

Работа консультанта при решении задач: помогает одноклассникам, оценивает их участие при решении задач

VII. Творческое домашнее задание.

Составить две задачи, используя величины "скорость течения реки", "скорость по течению реки", "скорость против течения реки", "время", "расстояние".

Печатная тетрадь - стр.101, № 4.

Составим сборник задач на движение по воде, с участием учащихся другого 5 класса.

На следующем уроке проведём презентацию ваших задач. Урок - бенефис "Задачи на движение по воде"

VIII. Подведение итогов урока (путем рефлексии).

Что понравилось на уроке?

Что не понравилось на уроке?

Поставьте себе оценки за урок.

Задача на сообразительность:

Основание треугольника 1мм. Может ли его площадь быть равной 1 м2?

Может, если его высота равна 2 км.