Цель: формировать нравственные качества детей, раскрыть понятия "хорошо" и "плохо" на примерах жизненных ситуаций, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам и старшим людям, учить способам выражения гнева.
Оборудование: рисунки (домашняя подготовка), рабочая тетрадь "Жизненные навыки", СД - запись рассказа, цветные карандаши, оформительские слайды к стихотворению, презентация "Поведенческие ситуации", значки "хорошо - плохо" (для каждого ученика), карточки с высказываниями (на доске).
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Музыкальный фрагмент (Приложение 1).
3. Сценка "Встреча с инопланетянином".
Атенап:
- Здравствуйте, ребята!
- Меня зовут Атенап. Я прилетел с дальней звезды созвездия "Орион". Жители нашей планеты отправили меня на планету Земля с важным заданием: разузнать секрет у детей вашей планеты, как отличать плохое от хорошего. Наши дети не всегда умеют это делать. Вы не могли бы мне помочь?
Дети: - Мы готовы помочь.
Учитель: - Дети согласны и я постараюсь быть вам полезной.
- Ребята, давайте подумаем, как лучше это сделать?
(Дети предлагают.)
- Присаживайся, Атенап, к ребятам и внимательно слушай.
4. Чтение стихотворения В. Маяковского "Что такое "хорошо" и что такое "плохо"".
Учитель: - Наши ребята знают одно замечательное стихотворение. Думаю, с него мы и начнём наш рассказ.
Ученик читает стихотворение.
- Кому отец рассказывал о плохом и хорошем?
- Какие примеры поведения отец назвал плохими?
- Какие хорошими?
- Какие поступки люди считают хорошими? (Которые идут на пользу, на благо человека.)
- Какие поступки попадают в категорию плохих? (Которые вредят человеку, нарушают его права.)
5. Игра "Наши поступки".
Учитель: - Предлагаю поиграть в такую игру. На доске в беспорядке прикреплены карточки. Разложите их на 2 группы: хорошие поступки и плохие.
На доске:
учить уроки | обижать малышей |
помогать друзьям | мешать кому-либо |
говорить правду | обзываться |
слушать учителя на уроке | драться |
быть вежливым | не слушать говорящего |
уважать родителей | быть обидчивым |
перебивать говорящего |
6. Обсуждение высказываний.
Учитель: - Давайте поговорим о том, что у нас получилось. Скажите своё мнение. Согласны вы с высказываниями или нет, и почему?
7. Слушание рассказа Л. Толстого "Старый дед и внучек" на СД.
- Что вы хотели бы сказать о героях рассказа?
- Как вы думаете, как теперь будут относиться родители к старому дедушке?
- Почему?
8. Оценка ситуаций с помощью знаков "хорошо" и "плохо".
9. Работа с тетрадью.
- Как вы думаете, ребята, что человека подталкивает к плохим поступкам?
(Дети высказываются.)
- Часто гнев является причиной необдуманных поступков.
- Откройте тетрадь на странице 20. Напишите слова, близкие к слову гнев.
(Дети самостоятельно работают. Проверка.)
- В словаре слово гнев объясняется так:. (Зачитываю из словаря синонимов объяснение слова и слова-синонимы.)
- А теперь попробуйте нарисовать свой гнев в цвете.
(Рассматриваем работы.)
- Какой цвет присутствует, когда человек изображает гнев?
- Как справиться со своим гневом? (Дети высказывают своё мнение.)
10. Сценка "Проверка попугаем".
Автор: - Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица - любимый танин попугай.
Ира: Ничего себе птичка. Симпатичная. У меня тоже такая была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.
Автор: - Таня погрустнела и расстроилась.
- Какую оплошность допустила Ира?
- Как бы вы поступили на её месте?
- Всем известно, что у каждого человека есть 5 чувств: зрение, слух, вкус, осязание, обоняние. С их помощью человек входит в контакт с миром. Но есть шестое чувство, которое помогает найти контакт с людьми. Оно, к сожалению, дано не всем, и его приходится в себе воспитывать. Что это за таинственное шестое чувство? Подумайте об этом дома, поговорите об этом с родителями. На следующем классном часе мы об этом поведём разговор.
11. Выставка рисунков.
- Вашим заданием было - нарисовать поступок: либо хороший, либо плохой. А теперь давайте устроим выставку "Будем делать "хорошо" и не будем "плохо"". Распределите свои рисунки в две группы, так же как и высказывания.
12. Итог.
- Уважаемый Атенап, смогли мы тебе помочь?
Атенап: - Конечно, друзья, вы мне очень помогли, мне есть о чём рассказать нашим детям. До свидания, я отправляюсь в обратный путь.
- Что нового вы, ребята, открыли для себя на занятии?