Оборудование: Нивелиры, эклиметры, рулетки, компасы, визирные линейки, планшетки, карандаши, резинки, транспортиры, горный компас.
Организационный момент: постановка целей и задач, которые должны быть решены на занятии.
I этап. “Измерение высоты и крутизны склона. Учащиеся работают в группах по 4-5 чел. Выбирают руководителя. У каждого в группе своя обязанность. Измеряют высоту склона с помощью нивелира, крутизну с помощью эклиметра и горного компаса. Руководители заполняют полевой дневник (Памятка 4).
II этап. Изучение оврага. Учащиеся отвечают на вопросы викторины по теме “Овраги”, и измеряют ширину оврага (Памятка 1).
III этап. Изучение обнажения горных пород. Учащиеся проводят измерительные работы, рисуют геологическую колонку, используя памятку 2. Ответственные за описание горных пород берут пробы из каждого слоя и работают по памятке 3.
IV этап. Подводятся итоги. Выставляются оценки за проделанную работу (памятка 4).
Домашнее задание: красочно оформить отчет. Учитель предлагает также варианты творческих работ.
Памятка 1. Способы определения ширины оврага с помощью визирования направлений на планшете (способы треугольников).
Памятка 2. План описания обнажения: определить виды горных пород, особенности залегания, мощность слоев, зарисовка колонки в масштабе с помощью условных знаков.
Памятка 3. Описание горных пород: название, твердость, окраска, происхождение и применение.
Памятка 4. Полевой дневник. Указывается дата, место, объект исследования, оборудование, состав группы, общая характеристика рельефа, правила нивелировки склона и измерения крутизны, зарисовка схемы определения ширины оврага, описание горных пород, оценка участия каждого в группе на различных этапах работы.
Обоснование применяемых методов и принципов
Практические работы на местности обогащают учеников новыми знаниями о природе родного края, развивают интерес к его изучению, расширяют знания учащихся по географии, показывают их практическую направленность, реализуют задачи краеведения. Знания, полученные при выполнении работы, остаются в памяти надолго, развивают навыки научно-исследовательской работы. “Зеленые уроки” благотворно сказываются на здоровье детей.
Практическая работа “Изучение рельефа местности” проводится в соответствие с темами “План и карта”, “Литосфера”. Состоит из 3-х этапов: определение крутизны и высоты склона, изучение оврага, изучение обнажения горных пород. Каждый этап можно провести отдельным уроком, но, учитывая расстояние до объекта изучения и расписание уроков, организация дня полевой практики – лучший вариант.
Учитывая желания детей, класс разбивается на группы. Каждый выбирает индивидуальный вид деятельности. У групп есть свой комплект памяток. С предстоящей работой класс был ознакомлен заранее. Учитель лишь создает условия для работы, консультируя и помогая.
Образовательные, развивающие и воспитывающие задачи тесно переплетены. Обращая внимание детей на красоту окружающей природы, учитель способствует развитию образного мышления (главного в современной географии). Развивается наблюдательность, любознательность. Доброжелательность, поддержка шуток способствует положительному эмоциональному настрою.
Формы работы:
– самостоятельная постановка цели;
– решение проблемных ситуаций;
– взаимоконтроль, самоконтроль, самооценка.
Домашние задание дается по принципу вариативности.
Подготовка к экскурсии
- Разделить детей на группы (учитывая желания).
- Выбрать руководителей. Ознакомить с полевым дневником, памятками.
- Сделать нивелиры. (По 1 на группу)
- Сделать эклиметры. (По 1 на группу)
- Колышки 3-4 на группу.
- Повторить §4 – §6, §16,§21,§49.
- Ознакомиться с приложением стр. 164-169.
- Провести инструктаж по технике безопасности.
- Рассказать о маршруте.
- Предварительно рассказать о предстоящей работе, об этапах работы.
Цели:
- Создать условия для овладения методикой исследования форм рельефа, предоставлять результаты исследований.
- Формировать навыки работы с геологическими обнажениями, образцами, горных пород.
- Развивать умения проводить измерительные работы на местности, выделять главное, сравнивать.
- Воспитывать трудолюбие, ответственность, формировать гуманное отношение друг к другу.
- Развитие эстетических, патриотических, экологических качеств личности.
Оборудование: Нивелиры, эклиметры, рулетки, компасы, визирные линейки, планшетки, карандаши, резинки, транспортиры, горный компас.
Ход урока
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Организационный этап. (10 мин.) | Учитель сообщает о предстоящей работе: “Изучение рельефа местности”. | ||
Вопрос к учащимся: – Что входит в понятие “Изучение рельефа”? Учитель анализирует, дополняет, подводит учащихся к задачам, которые они должны решить на уроке. – Что мы должны знать и уметь, чтобы изучать рельеф местности? |
Учащиеся предлагают варианты ответов: – Измерять высоту склонов, их крутизну, какими горными породами сложена местность, определять и характеризовать горные породы. Причины формирования рельефа. |
||
– Зачем нам нужно это знать? | Варианты ответов: это интересно, ведь мы здесь живем. Это может пригодиться и т.д. | ||
Учитель четко формулирует цели урока:
– Памятки по всем этапам работы у вас в полевых дневниках.
|
|||
I – этап. Измерение высоты и крутизны склона. (30 мин.) |
Настраивает на работу, напоминает, что
от работы каждого зависят оценки всех.
|
Группы выбирают площадку, откуда начнут производить нивелировку склона, направление, ориентир. | У каждого в группе своя обязанность. В группе 4– 5 человек. |
Напоминает: |
Письменно отвечают на вопросы в полевом дневнике и начинают работу. | ||
|
Выполняют работу в соответствии с памятками в дневнике. | ||
Собрав всех вместе, обращает внимание детей на красоту родных мест, особенности природы. Задает вопрос: какую высоту мы определяли абсолютную или относительную? |
На горе собираются группами. Руководитель выставляет оценки в полевой дневник за проделанную работу каждому, учитывая самооценку. | После I этапа – отдых – 15 минут | |
II этап. Изучение оврага. Викторина. (10мин.) |
Задает вопрос, что значит изучить овраг? Объясняет что: – Каждой группе будет задано 3 вопроса. За правильный ответ группа получает 1 балл. Оценка в баллах записывается в полевой дневник. |
Варианты ответов: Измерить ширину, глубину, почему образовался. Положение относительно сторон горизонта. |
|
Вопросы:
Учитель рассказывает о том, что овраг растет до тех пор, пока не достигнет базиса эрозии. |
Отвечают на вопросы. Руководитель выставляет оценки. | Вопросы викторины даны заранее | |
Измерение ширины оврага. (30 минут) | Консультирует | Выбирают площадку и способ определения
ширины по памятке. Выставляются оценки. |
|
Отдых 15 минут. | |||
III этап. Изучение геологического обнажения. (20 мин.) |
Вопрос: Почему нам нужно изучить
геологическое обнажение? Какую работу мы должны произвести? |
Вариант ответа: От этого зависит
рельеф, его формирование. Вариант ответа: Описать обнажение и горные породы. |
|
Учитель сообщает: “Вы должны составить геологическую колонку и описать горные породы используя памятки. | Выбирают площадки для работы. Работают по плану. Ответственные за геологический разрез измеряют рулеткой величину каждого слоя, рисуют геологическую колонку. Работают по плану, используя памятку 2. |
||
Описание горных пород по плану. (20 минут) | Помогает. Консультирует. | Ответственные за описание горных пород берут пробы в мешочки из каждого слоя. Составляют характеристики по памятке 3. | |
Итоги | Собирает детей вместе. Задает вопросы:
– Экологические проблемы района исследования. – Рассказ о нашем маршруте и работе. – Изучение рельефа и моя будущая профессия. – Стихи о районе исследования. |
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Выставляют предварительные итоговые оценки. Приводят в порядок место работы. |