Цель: познакомить уч-ся с народными обычаями (разными видами гаданий), традициями.
Задачи: воспитательная – воспитывать любовь и уважение к русскому народному творчеству
Образовательная - познакомить учащихся с некоторыми историческими фактами народного быта и проведения девичников
Развивающая – развивать интерес к народному творчеству и истории деревенского быта, вокально-хоровые навыки
Компьютерная презентация. Слайд № 1.
Уч-ся №1.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали (кидают туфельку)
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали.
Слайд № 2.
Уч-ся № 2. Это наиболее известный и распространенный вид гадания. Так гадали наши прабабушки в деревнях. Если носок окажется повернутым назад к воротам, откуда был кинут – жить девушке еще год дома, не выходить замуж. Если в какую-то другую сторону – быть в новом году сосватанной.
Слайд № 3.
Уч-ся № 3. Гадание – это часть нашей национальной культуры. Давайте с Вами сегодня попробуем заглянуть в будущее бабушкиными способами. Наши предки например, гадали на обычной печной золе.
Слайд №4.
Девушки толкались у печки и по количеству попавшей на девичий башмачок золе судили о скудности или богатстве суженого.
Много разных гаданий существовало: на наперстках, иглах, решетах, бобах, пуговицах, сахаре и т.д.
Уч-ся № 4. Давайте с Вами сегодня поиграем. Собирались девушки вечерком и мечтали о суженом ряженом. (Три девочки садятся и прядут прялками)
Слайд № 5.
Три девицы под окном - пряли поздно вечерком…
Исполнение р.н.п. “Пряха” (три ученицы в руках у них маленькие ручные прялки)
- Уч-ся № 5.
- Исполнение р.н.п. “Тонкая рябина”
- Исполнение р.н.п. “Светит месяц”
Начинает просто, кратко
Позыватка завлекать,
Начинает позыватка красных девушек скликать.
Наших девушек прекрасных
И душой и сердцем ясных
- Дарьюшки, Натальи, Верушки и Марьи
На меня прошу глядеть
Выходите красны девушки
Добрый вечер посидеть.
Уч-ся № 1.
Гармонист! Играй страданья
Быть добру, да быть теплу
Выходите на свиданья
Всех я Вас сейчас зову.
Кланяется на три стороны. Девушки в русских костюмах под гармошку проходят хороводом.
Уч-ся № 3. Среди мрачных прорицателей, колдунов и звездочетов может быть фигура простой русской крестьянки-гадалки покажется слишком простой, но и я и давние мои бабушки, прабабушки-гадалки имели свой интерес к будущему, стремились заглянуть в завтра, а вдруг там счастливая доля – желанный, суженный? Про это Вам сейчас расскажет бабушка-позыватка. Так называли сельских опытных женщин, которые ходили по деревне и скликали “красных девушек” на вечер посидеть, на святочные посиделки, святочные гадания. Готовились к такому событию целый год как к главному Рождественскому спектаклю, а тянулись такие спектакли долгие 12 дней с 25 декабря по 5 января.
Уч-ся № 4. Гадания начинались в сумерках, как только затемняли свет.
Красны девицы, розы цветущие
На дворе снегопады с ветрами
На вечорке ныне парни непитущие
Для гаданий голова нужна светлая
Лизаветы, Марии, Ирины
Несравненные дочки России.
Вечера на святках – смотрины,
Будьте женственны и красивы.
С приговорками, добрыми песнями
Будем с Вами чаевничать, ужинать
Приготовьте серьги, кольца с перстнями
Попытаем судьбу на суженных
Недоверия разделю с дочками
Я накрою блюдо скатерью-столешником
И насыплю хлеб да соль с уголечками.
(Собирает украшения: кольца, серьги, ключ, платок)
Сваха поворачивает блюдо несколько раз.
Слайд № 6.
Уч-ся № 5. Гармонист заведет песню, мы все ему поможем. А хозяйка гаданий будет доставать Ваши украшения и судьбу предсказывать. Гармонист сердца затронь во дни державы трудные, пусть поможет нам гармонь петь песенки любовные.
Хозяйка гаданий во время пения вынимает из-под скатерти кольцо или другие украшения, поднимает над головой и в соответствии сообщает свой “приговор” называет перспективу на суженого владелице украшения, сулит перемены в жизни.
Слайд № 7.
Кольцо – к замужеству
Ключ – будешь жить в новом доме
Серьга – останешься дома
Уч-ся № 6. Следующее гадание. Девушки забирают в горсть мокрый снег и бегут рассматривать его в комнату.
Слайд № 8.
Темный снег – к неудачному сватовству в новом году
Светлый – к счастливому, желанному.
Уч-ся №8. Девушки могут одеться потеплее, выйти на перекресток, ждать первого встречного, чтобы спросить имя суженного. По возвращении девушки вслух называют имена, которые подарили им прохожие.
Девушки выкрикивают имена (любые)
Уч-ся № 9. Покатился рождественский вечер, где гадания надежды вестник. Пусть гостями на нашей встрече будут танец, игра и песни.
Слайд № 9.
Девушки водят хоровод.
Уч-ся №10.
Гармонист, народные песни играй!
Веселые и печальные
Пол столом вроде бы дровяной сарай
В котором поленья гадальные
Полешки в сарае всякие есть
Правдивые на удивление
Слайд № 10.
Пусть главная сваха расскажет здесь, о чем говорят поленья.
Девушки достают из-под стола уложенные там заранее поленья и подают их поочередно свахе. Главная сваха осматривает поленья и сообщает гадальные приметы:
I –я девушка:
-гладкое полено – означает ровный характер суженого, его основательность
II-я девушка:
-суковатое с трещинами полено – означает сердитого ворчуна, зануду
III-я девушка:
-короткое и толстое полено означает склонность к лени и злоупотреблению пищей (обжора)
Уч-ся №11. (юноша) Поет
“Как много девушек хороших,
Как много ласковых имен,
Но лишь одно из них тревожит
Унося покой и сон
Когда влюблен.
Исполнение частушки.
Хорошо траву косить,
Которая зеленая,
Хорошо девку любить,
Которая веселая.
Слайд № 11.
Уч-ся №12. Девица смотрится в зеркальце и спрашивает его:
– Свет мой зеркальце скажи,
Да всю правду доложи
Где, когда я встречусь с милым,
Дорогим, моим любимым.
Будет свадьба или нет
Дай, мне зеркальце ответ.
Уч-ся №13. Гадать можно было в любое время, но самым верным считалось гадание на святках – т.е. святые дни 12 дней с 7 по 19 января, особенно самые “вещие дни” “Васильев вечер” (31 декабря-13 января), Крещенский сочельник с 5-18 января.
Слайд № 12.
Уч-ся № 14. Приглашение на ужин. Девушка накрывает в пустой комнате стол скатертью, кладет прибор и говорит: “Суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать”. Все выходят, она оставшись одна запирает окна и двери и ждет. Признаки приближения суженого – завывание ветра, удары в окна, в дверь. Потом появляется суженый. Девушка должна сидеть на своем месте, не отвечать на вопросы, замечать черты лица и одежду. Суженый садится за стол и начинает развлекать беседой.
Молодой человек поет частушку:
“Трава волнуется, так и клонится
Давай-ка, милая с тобой знакомиться”
Девушка должна внезапно встрепенуться и в упор спросить “Как звать?” Суженый называет имя и вынимает что-нибудь из кармана. В этот миг девушка должна сказать: “Чур меня” и суженый исчезает.
Уч-ся № 15.
Подходит расставание
Подходит расставание
И даже звезды в небе
Становятся бледней.
Последнее гадание,
Последнее гадание
Для наших красных девушек
И суженых парней.
Уч-ся № 16. Такого гадание на Руси как нам кажется, не было. Мы у себя проводим его впервые. Каждый с подноса возьмет листочек, где написано будущее. (Можно разбросать листочки под стульями).
Слайды № 13, 14, 15
Группа уч-ся: I –ый -Гадали и гадают люди
II-й -Всегда
III - Под “ах”
IV- Под “ох”
V- Под “ух”
I-й -На движущемся странно блюде,
Умерших вызывая дух.
II-й - Гадают люди на ромашке
И на веснушках на лице,
III- ий - Сожжоной, скомканной
бумажке,
На воске, олове, свинце,
IV- На башмачках, оглоблях, зернах,
На курицах и петухах,
На знаках зодиака спорных,
Пустых скорлупках, зеркалах.
V- На досках-горбылях в заборе,
На гнутых и прямых гвоздях,
На камушках в песке у моря,
Кукушках, картах, лошадях.
VI - И на балясинах крыльца,
На сообщениях текущих
И без начала, без конца
VII- Гадальный вывод угадайте
По завершении пути,
Слайд № 16.
Все вместе: Гадайте! Но не прогадайте
Дай Бог Вам счастья обрести!