Цель: подвести итоги периода обучения грамоте в игровой форме.
Задачи: воспитание любви и уважения к родному языку; воспитание умения общаться, слушать товарищей и принимать общее решение; развитие творческих способностей учащихся.
Форма проведения: Конкурс Знатоков Русской Азбуки.
Предварительная подготовка: класс делится на 4 команды.
Каждая команда в период подготовки к конкурсу разучивает стихотворение про азбуку и грамоту, сценку про буквы, песню про одну из букв, готовит коллективный плакат “Наш веселый алфавит”, танцевальной группой класса готовит несколько танцев.
Оборудование и оформление: магнитофон и аудиозаписи песен, таблички с буквами для конкурса “Узнай название команды”, рисунки воздушных шариков со словами, карточки для конкурса согласных букв, карточки для конкурса загадок, ребусы, карточки для конкурса “Собери пословицу”.
Ход мероприятия.
1. Великий русский писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: “Русский народ создал русский язык – яркий, как после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песни над колыбелью…” Сегодня мы с вами проведем Конкурс Знатоков Русской Азбуки, посвященный прощанию с первой школьной книгой – Азбукой, которая научила вас читать и понимать русский язык. Но сделан лишь маленький, первый шаг на пути познания русского языка, а впереди еще такой длинный и трудный путь! Но каждый русский человек просто обязан знать свой родной язык. Давайте же попробуем свои силы в области русского языка. Сегодня мы проведем Конкурс Знатоков Русской Азбуки. Будут соревноваться 4 команды. На команды мы с вами уже давно разделились, и каждая команда даже приготовила свои домашние задания. А помогут мне провести наш конкурс наши великолепные гостьи – принцессы русского языка. Они приготовили для вас испытания.
1 принцесса. Вы веселые ребята и не любите
скучать.
С удовольствием мы с вами будем весело играть.
2 принцесса. И пусть быстрей кипит борьба,
сильней соревнование,
Успех решает не судьба, а только ваши знания.
3 принцесса. Вы отвечайте дружно, и здесь сомненья нет: Сегодня будет дружба владычицей побед.
4 принцесса. И соревнуясь вместе с вами, мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней – и наша дружба крепнет с ней.
А теперь позвольте вам представить наше справедливое и строгое жюри, которое будет очень внимательно следить за нашими конкурсами, а в конце соревнований представит нам команду-победительницу. Итак, знакомьтесь…(Объявляется состав жюри, в которое входят представители администрации, родители, ученики старших классов.) Предлагаю открыть наши соревнования общей песней, чтобы всем хорошо работалось и думалось. (Звучит песня “Первоклассник”)
2. А теперь приступаем к соревнованиям. Наш первый конкурс называется “Разминка”. Сейчас я задам каждой команде по 4 вопроса, отвечать надо быстро и правильно. Жюри будет подсчитывать правильные ответы. За каждый правильный ответ вы получите по 1 баллу. Подсказывать в нашем конкурсе строго запрещается! За подсказки команда будет наказываться штрафными баллами. Штрафными баллами будет наказываться и недисциплинированность команд. Будьте очень внимательны, думайте!
1 команда. 1) Прилетели галки в поле и уселись на
снегу,
Стану я учиться в школе –
разобраться в них смогу. (Буквы)
2 команда. 1) Как называется ящичек или папка для хранения карандашей и ручек? (Пенал)
3 команда.1) То я в клетку, то в линейку, написать
по ним сумей-ка,
Можешь и нарисовать. Что такое я?
(Тетрадь)
4 команда. 1) Новый дом несу в руке, дверца дома на
замке.
Тут жильцы бумажные, все ужасно
важные. (Портфель)
1 команда. 2) Портфель у меня не велик и не мал:
Лежит в нем задачник, букварь и …
(Пенал)
Построгай меня, дружок, чтобы я
работать мог”. (Карандаш)
3 команда. 2) Как называется сумка школьника? (Портфель)
4 команда. 2) В каком месяце бывают зимние каникулы? (Январь)
1 команда. 3) Что за чиж на черном поле чертит
клювом рыхлый снег?
У чижа ни ног, ни крыльев, ни пера, ни
пуха нет? (Мел)
2 команда. 3) Как называется перерыв между уроками? (Перемена)
3 команда. 3) 33 сестрички, ростом невелички,
Если знаешь их секрет, они покажут
целый свет. (Буквы)
4 команда. 3) Я все знаю, всех учу, но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться, надо грамоте учиться. (Книга)
1 команда. 4) Отгадай,
что за вещица? Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она сеет-сеет семена.
Не на поле, не на грядке, а на листах
твоей тетрадки. (Ручка)
2 команда. 4) Стоит дом, огромный дом, ребятишек
много в нем.
Кто в него войдет, тот ум приобретет.
(Школа)
3 команда. 4) Как называется комната для занятий в школе? (Класс)
4 команда. 4) Назовите первую букву русского алфавита. (А)
А теперь – музыкальная пауза – споем вместе песню “Я тебе говорю сперва” и отдохнем, а жюри пока подведет итоги первого конкурса.
3. А теперь наш следующий конкурс. Он называется “Прочитай слово”. Я раздаю вам карточки с буквами, из них надо составить слово. Кто выполнит это задание первым, получит 4 балла, следующая команда – 3 балла и т.д. (1 команда – буквы, 2 команда – слоги, 3 команда – слова, 4 команда – звуки.) Эти слова и будут названиями ваших команд. (На столы выставляются таблички с названиями команд, такие же карточки вывешиваются и на доску-табло.) Молодцы!
4. Наш третий конкурс называется “В гости к гласным”, а проведет его наша первая гостья – Принцесса Гласных Букв.
1 принцесса. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Кто знает, почему мои подданные – гласные буквы и звуки – так называются? Правильно.
Гласные тянутся в песенке звонкой, могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать и в колыбельке малютку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А теперь предлагаю выполнить мое задание. Вы получите шарики со словами, но в словах потерялись гласные буквы. Догадайтесь, какие это слова и впишите их на пустой линеечке. Максимальная оценка в этом конкурсе 2 балла. (На шариках написано: крндш – карандаш, шкл – школа, двчк – девочка, мльчк – мальчик, дрзь – друзья).
5. При подготовке к нашему сегодняшнему конкурсу команды выполняли несколько домашних заданий, и пришло время их посмотреть и оценить. В промежутках между конкурсами команды будут показывать сначала свои сценки и песни о буквах. Максимальная оценка этого конкурса – 5 баллов за сценку и 5 баллов за песню. Итак, слово команде “Буквы”.
6. Молодцы, ребята! А мы переходим к следующему конкурсу, который называется “В гости к согласным”, и я предоставляю слово нашей следующей гостье – Принцессе Согласных Букв.
2 принцесса. Здравствуйте гости и участники нашего конкурса! Расскажите, пожалуйста, что вы знаете о моих подданных – согласных буквах и звуках. Правильно.
Все согласные согласны шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть, но не хочется им петь.
Вам предлагается несколько слов. Надо заменить в словах согласную букву так, чтобы вместо этих слов получились другие. Например, зуб-дуб. За каждое правильно составленное слово команда получит 1 балл. ( Дети получают карточки со словами: фара, игра, хата, кочка, лев, роща, крыса, чайка).
7. А пока жюри подводит итоги конкурса, свое домашнее задание показывает команда “Слово”.
8. А теперь вас ждет следующий конкурс “Слоги знаю”, и вас приветствует Принцесса слогов.
3 принцесса. Здравствуйте, здравствуйте, все присутствующие! Я очень рада побывать на вашем необычном конкурсе. Я принесла вам свои загадки. Вам надо прочитать загадку, отгадать ее и составить схему слова. За отгадку команда получит 1 балл и за правильную схему слова еще 2 балла. Приступайте к работе. (Детям выдаются карточки с загадкой. “Ее всегда в лесу найдем – пойдем гулять и встретим. Стоит колючая, как еж, Зимою в платье летнем”.- Елка)
9. Свое домашнее задание нам показывает команда “Звуки”. Слушайте и смотрите внимательно… И вновь вас приветствует наша гостья – Принцесса Слов. Она тоже проведет свой конкурс. Ей слово!
4 принцесса. Здравствуйте дети и родители! Я принцесса слов.
Прапрадедовской порой встали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой.
Был он назван алфавит и повсюду знаменит.
До сих пор с него, как встарь, начинается букварь.
Буквы разуму верны, и за это им даны
Высочайшие права образовывать слова.
Вы подумайте о чуде: сколько букв – сестер родных?
33, а сколько люди могут слов сложить из них!
А теперь предлагаю вам выполнить мое задание. Оно называется “Новогодняя елка”. Совсем недавно был наш любимый праздник – Новый год. А какой Новый год без елки? Сейчас перед вами необычная елка. На т ней вместо игрушек висят шары со слогами. Составьте из них трехсложные слова. За каждое правильное слово команда получит по 1 баллу. Я вам немножечко подскажу: всего здесь спрятались 5 слов. Итак, приступайте к работе! ( Командам надо составить слова из слогов: по, зи, сне, хо, иг, да, муш, жин, ло, руш, рок, ка, ка, да, ка – подарок, зимушка, снежинка, холода, игрушка).
11. А перед нами выступит команда “Слоги” с домашним заданием.
12. Предлагаю вам поучаствовать еще в одном конкурсе “Разгадай скорее ребус”. Вероятно, каждый из вас, ребята, не раз слышал и пытался отгадать загадку, в которой слова изображаются при помощи букв, рисунков и различных знаков. Для того, чтобы прочесть загадку, необходимо знать и понимать, какой знак что изображает. Такие необычные загадки называются ребусами. Мы с вами уже пытались на уроках разгадывать ребусы. А сейчас перед вами ребусы, которые вы попробуете разгадать самостоятельно.
7Я | п | 32541 | ша |
Лиса | колос | ----- | |
Т |
13. А еще команды готовили к сегодняшнему конкурсу стихи о грамоте. Их жюри тоже оценит. Максимальная оценка – 5 баллов. Слово ребятам из команд “Буквы” и “Слоги”.
14. Наш следующий конкурс – конкурс капитанов. В отрывках из стихотворений, которые вы услышите, не хватает последнего слова. Нужно их закончить. Отвечать капитаны
1)Кто шагает с сумкой книг утром в школу? (ученик)
2)Быть должны всегда в порядке твои школьные…(тетрадки)
3)Чтобы было, где писать, в школе нам нужна… (тетрадь)
4)Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, …(карандаш)
А теперь еще одно задание для капитанов. Подберите антоним к слову. Антоним – это слово, противоположное по смыслу, слово наоборот.
- Я – антоним слову “лето”, в шубу снежную одета,
Хоть мороз люблю сама, потому что я… (зима)
2) Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям - … (друг)
3) Я – антоним к слову “смех”, не от радости,
утех,
Я бываю поневоле от несчастья и от боли,
От обиды, неудач. Догадался? Это… (плач)
- У прохожих на виду висело яблоко в саду.
Ну, кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко, а мышонок - …(высоко)
15. А пока жюри подводит итоги конкурса капитанов, свои стихи читают команды “Слова” и “Звуки”.
16. Еще один конкурс предлагаю вашему вниманию. Он называется “Собери пословицу”. А кто из вас знает, что такое пословица? Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание – сложить пословицу из слов. Кто первым это сделает, получит 2 балла, а остальные команды получат по 1 баллу. А если вы сумеете объяснить смысл пословицы, то получите дополнительно 2 балла. (Команды получают карточки со словами: учиться, всегда, грамоте, пригодится – Грамоте учиться всегда пригодится.)
17. А сейчас давайте отдохнем и споем песню “Чему учат в школе”.
18. Еще одно домашнее задание сейчас представят команды на суд жюри. Это заключительный конкурс. Ребята представляют свою коллективную творческую работу “Наш веселый алфавит”. Максимальная оценка за т него – 5 баллов.
19. А пока жюри работает и подводит окончательные итоги нашего конкурса, для всех предлагаем танцевальную паузу. Смотрите и восхищайтесь, не забывайте хлопать нашим юным дарованиям.
20. Вот и закончилась наша игра, расходиться нам пора.
На жюри взгляните все - подведем итог игре.
Жюри объявляет итоги конкурса, награждает победителей и все участникам конкурса дарит памятные подарки.