Тема: Обособленные члены предложения.
Цели:
- Способствовать систематизации знаний, полученных при изучении тем «Обособленные определения и приложения», «Обособленные обстоятельства».
- Способствовать формированию умений правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных определений, приложений, обстоятельств.
- Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, умения видеть и восхищаться её красотой.
Оборудование: Стенд «К уроку» с наглядным материалом «Словарь» к урокам по темам «Обособленные определения и приложения», «Обособленные обстоятельства», образцы письменного синтаксического разбора предложений с обособленными членами, портрет Н.Заболоцкого.
Ход урока
I. Актуализация прежних знаний, умений, навыков
1. Организационный момент (объявление темы урока, постановка его цели)
2. Работа с текстом (Приложение)
Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.
Поля были беспредельны, и лишь далеко на горизонте темнела полоска леса. Снег скрипел и пел, визжа под полозьями. Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади. Протяжно покрикивал ямщик, похожий на рождественского деда с ледяными сосульками в замёрзшей бороде. По временам мы ехали лесом, и это было сказочное государство сна, таинственное и неподвижное. И только заячьи следы на снегу да лёгкий перелёт какой-то птички, мгновенно вспорхнувшей с ёлки и уронившей в сугроб целую охапку снега, говорили, что жизнь продолжается, тихая, скрытная, безвечная, но никогда не умирающая до конца. (По Н.Заболоцкому)
1) Вопросы к классу.
- Какие члены предложения называются обособленными? (Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными. На письме обособленные члены выделяются запятыми, реже – тире.)
Наша задача – найти в тексте обособленные члены предложения, определить их роль. Но вначале давайте ответим на вопросы и выполним следующие задания.
- Почему эти предложения, вместе взятые, можно назвать текстом? О чём он? Определите тему этого текста.
- Найдите в тексте предложение, в котором заключена основная мысль.
- Озаглавьте так, чтобы в заголовке была выражена основная мысль. («Жизнь продолжается», «Никогда не умирающая жизнь».)
2) Грамматическая 5-минутка.
Синтаксический разбор предложений.
а) Зима, огромная, просторная, нестерпимо блистающая на снежных пустынях полей, развёртывала передо мной свои диковинные картины.
б) Развевая седые, покрытые инеем гривы, храпели лошади.
Но вначале давайте ознакомимся с образцами синтаксического разбора предложений с обособленными членами. (См. учебник, стр. 170).
Задания
а) Сделать транскрипцию слов: поля, снег, скрипел, инеем, ямщик, перелёт, ёлки.
(Найти слово, в котором есть только сонорные согласные. Найти слова, в которых звуков больше, чем букв. Объяснить, почему.)
б) Выписать из текста два слова с чередующимися гласными в корне (блистающая, не умирающая) и пять слов с проверяемыми гласными в корне. Орфограммы обозначить.
в) Игра «Четвёртый лишний»:
- навевать сны, посвятить стихотворение, посветить фонариком, обежать стадион;
- блестеть на солнце, замирать от страха, обижать друга, отпирать замок.
- найти ещё предложения с обособленными членами, объяснить условия их обособления. Какова роль обособленных членов предложения в тексте?
II. Формирование новых знаний, умений, навыков
1. Заменить причастные обороты деепричастными.
- Чем отличаются предложения с причастным оборотом от предложений с деепричастным оборотом?
1) Снег, пропитавшийся весенним дождём, быстро таял.
2) Переваливающаяся с боку на бок утка вела своих малышей к пруду.
3) Ветерок, шевеливший деревья, будил пернатых музыкантов.
4) Переходящий в ливень дождь закрыл от нас луг, речку.
Ответы:
1) Снег, пропитавшись весенним дождём, быстро таял.
2) Переваливаясь с боку на бок, утка вела своих малышей к пруду.
3) Ветерок, шевеля деревья, будил пернатых музыкантов.
4) Дождь, перейдя в ливень, закрыл от нас луг, речку.
2. Давайте поработаем над трудными случаями обособления определений, приложений, обстоятельств.
1) Его знали как опытного врача. Как опытный врач он сразу определил причину болезни.
2) Сосна как дерево смолистое с трудом поддаётся гниению.
3) Был лес как сон.
4) Леса шумели справа и слева бушуя как озёра.
5) Лай чуть слышался и всё дальше удаляясь терялся в глубине лощины.
6) Звери остановились и повернув к нам головы замерли на месте.
7) Мальчики шли полем громко переговариваясь но войдя в лес притихли.
8) Медвежата согрелись и сразу уснули а проснувшись утром стали знакомиться с обстановкой комнаты.
9) Реки шумно текут в горах а выйдя на равнину умолкают.
3. Найти предложения с речевыми ошибками, записать в исправленном виде.
Вариант 1
1) Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид.
2) Подъезжая к лесу, выскочил заяц.
3) Чувствуется ширь, взглянув на Волгу.
4) Наблюдая за полётом бабочки, ребята не заметили приближающейся опасности.
Вариант 2
1) Занимаясь с ребёнком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение.
2) Будьте осторожны, отправляясь в горы.
3) Проделав это упражнение несколько раз, он остановился.
4) Прыгая с ветки на ветку, мы наконец поймали белку.
III. Итог
Домашнее задание: §29,30, №321.