"Путешествие в голубое царство". 2-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 2


Цель: углублять знания детей о море и его богатствах; учить бережно относится к природе и её ресурсам.

Оборудование: проектор или интерактивная доска; глобус; соль, 1 литр воды (для проведения демонстрации); блюда из морских продуктов, приготовленные заранее учениками и их родителями.

Ход классного часа

Занятие сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)

Слайд 1-2.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня на научно-исследовательском судне «Искатель» мы отправляемся в плавание. Мы исследуем глубины моря, узнаем об его обитателях.

Слайд 3.

- А это кто такой?

- Ну что, ребята, возьмем его с собой?

Слайд 4.

- Ну что же, корабль готов к отправлению. Да вот беда. Многие из вас не были на корабле и не знают морских терминов и понятий. Посмотрите на доску (На слайде написаны слова. Термины объясняются с опорой на личный опыт и знания детей.)

- Ну, теперь все готово! Можно отправляться. А какие команды подают на судне?

- Если мы посмотрим на глобус, то увидим, что большую часть поверхности Земли занимают океаны: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый. Океаны у берегов суши образуют моря. Моря – это часть океана, которая вдается в сушу. Каким цветом изображены моря на карте?

Слайд 5.

- Наш капитан задает нам вопрос. А можно ли пить морскую воду? Почему?

Учитель: Да, действительно, пить морскую воду невозможно, так как в ней растворено очень много различных солей: это примерно спичечный коробок на литровую банку (демонстрация). В морской воде также есть йод. Поэтому морская вода имеет неприятный солено-горьковатый вкус и запах йода. Купание в морской воде очень полезно для здоровья. В аптеках продается морская соль, чтобы люди могли принимать морские ванны в домашних условиях.

- Но у нашего капитана есть еще один вопрос. А что вы знаете о водорослях?

Учитель: Давайте займемся изучением морских водорослей. Подводный мир растений также богат и разнообразен, как и наземный. Под водой есть и непроходимые леса, и голые пустыни. Водоросли активно используются человеком. Например, у нас в магазинах продают консервы морской капусты – одной из разновидностей водорослей. На побережьях морей создают специальные морские фермы, которые занимаются разведением водорослей. Эти водоросли идут на корм домашним животным, на производство пластмасс и даже шампуня и крема.

- А как вы думаете, какая связь между водорослями и боксерскими перчатками? Иногда для набивки боксерских перчаток используют водоросли.

Слайд 6.

Учитель: На море полный штиль. Значит, можно спуститься под воду.

Слайд 7.

Учитель: Давайте посмотрим, что там?

Слайд 8-9.

Учитель: Летучая рыба. Это рыба, как рыба. Только грудные плавники у нее длинные. Но вот – опасность. Рыбка разогналась и выпрыгнула из воды. Расправила свои крылья и полетела, как планер. Поэтому ее и называют летучей.

Слайд 10-11.

Учитель: Кальмар. У кальмара – десяток щупалец-рук. И все десять прикреплены к голове. На «руках» у кальмара есть присоски, а иногда острые крючья, которыми они ловят свою добычу – мелких рыб и креветок.

Слайд 12-13.

Учитель: Рыба-луна. Рыба-луна – ленивая. Качается на волнах, плывёт по течению. Она почти круглая. А кожа у неё вся в мелких-мелких бугорочках, среди которых застревают крохотные пузырьки воздуха. И когда через них проходит солнечный лучик, они светятся голубым светом. Вот за это рыбу и зовут луной.

Слайд 14-15.

Учитель: Морской кот. В Чёрном море живёт морской кот. Это такая рыба. Плоская с длинным хвостом. За этот хвост рыба получила своё название. На хвосте у морского кота острая колючка, которой он колет всякого, кто на него нападает.

Слайд 16-17.

Учитель: Удильщик. Удильщик живёт на большой глубине, куда не доходит солнечный свет. Там всегда темно. Как же удильщику поймать рыбку? А вот как. На голове у него длинный толстый усик, а на конце этого усика маленький фонарик. «Зажжёт» удильщик фонарик, увидит креветка или маленькая рыбка свет и бросится к нему. А удильщику только это и нужно: раскроет пасть и проглотит добычу.

Слайд 18.

Учитель: Мы хорошо поработали. Сейчас на камбузе полным ходом идёт подготовка к обеду. Море даёт нам множество полезных продуктов. А вы знаете блюда из них?

(Дети демонстрируют блюда из морских продуктов, приготовленные вместе с родителями. Затем идет их дегустация всеми учениками класса.)

Слайд 19.

Учитель: Молодцы, ребята! До новых встреч.