Тема: Рациональный потребительский бюджет или социально зрелая семья.
Цели:
1. Способствовать закреплению знаний обучающихся об основных источниках доходов граждан; восприятию и осмыслению знаний о структуре рационального потребительского бюджета семьи.
2. Формировать умения и навыки распределения поступивших доходов, составление баланса доходов и расходов.
3. Развивать логическое мышление, память и внимание.
4. Воспитывать умения коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время.
Тип урока: Комбинированный.
Форма урока: Экономическая деловая игра-практикум.
Ход урока
Урок сопровождается компьютерной презентацией. (Приложение)
I. Организация начала урока
II. Актуализация опорных знаний обучающихся
В центре экономического мира стоит человек, семья. Семьи получают свои доходы благодаря владению факторами производства и предоставление их в пользование другим людям или фирмам. Любой доход представляет собой плату за услуги того или иного фактора производства.
Напомним классификацию видов семейных доходов.
(Таблица на интерактивной доске.)
Классификация всех видов семейных доходов в зависимости от того, владение каким фактором производства их приносит.
Факторы наемного работника |
Виды приносимых доходов |
труд наемного работника |
заработная плата |
труд предпринимателя и капитал, созданный за счет его средств |
прибыль собственника |
земля (природные ресурсы) |
рента |
денежный капитал |
процент |
Семейные доходы – это денежные средства, которые члены семьи получают от посторонних лиц или организаций и могут быть использованы для оплаты собственных расходов.
(Круговые диаграммы на интерактивной доске.)
Сравните диаграммы источников доходов российских семей за 2008 год и 1992 год. Очевидно, что в период перехода от централизованной к рыночной экономике существенно возросла доля доходов от предпринимательской деятельности, но все равно, оплата труда, по-прежнему остается основной статьей доходов российских семей.
Не менее интересен, с экономической точки зрения, вопрос о том, как люди распоряжаются своим доходом.
(Схема на интерактивной доске.)
III. Экономический практикум
И конечно, лучший способ разобраться в понятиях темы – попытаться составить свой семейный бюджет.
Не за горами то время когда вы сами создадите семьи, будете подсчитывать свои доходы и расходы (а это делают все люди бедные и богатые), поэтому:
Цель практикума: познакомиться со структурой рационального бюджета семьи, попытаться составить баланс семейных доходов и расходов.
1 этап
Участники объединяются в группы по 6 человек и распределяют игровые роли. Состав семьи определяется координатором.
2 этап
Участники составляют доходную часть семейного бюджета. (Предполагаемый размер заработной платы, стипендии, пенсии должны быть приближены к реальным.)
Участники заполняют таблицу 1.
№ |
Семейный статус |
Место работы |
Размер з/п, стипендии, пенсии |
Источники дополнительных доходов |
1 |
муж |
|
|
|
2 |
жена |
|
|
|
3 |
дочь |
|
|
|
4 |
сын |
|
|
|
5 |
зять |
|
|
|
6 |
внук |
|
|
|
Общая сумма ежемесячного дохода семьи:_______________________
3 этап
Участники составляют расходную часть бюджета и заполняют таблицу 2.
Расходная часть семейного бюджета
№ |
Статьярасходов |
Сумма |
% по отношению ко всей сумме расходов |
1. |
Питание 1.1 Хлеб |
|
|
2. |
Одежда 2.1 Верхняя одежда |
|
|
3. |
Мебель, товары по ведению дом. хозяйства |
|
|
4. |
Культурно-бытовые нужды |
|
|
5. |
Оплата квартиры, коммун. услуги |
|
|
6. |
Транспортные расходы |
|
|
7. |
Алкогольные напитки и курение |
|
|
8. |
Платежи, сборы, налоги |
|
|
9. |
Накопления |
|
|
Общий итог: _______________________в руб.
Примечание: Обратить внимание на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, также необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов.
4 этап
Участники сравнивают получившуюся расходную часть семейного бюджета с расходной частью РПБ.
(Таблица на интерактивной доске и у учащихся.)
Расходная часть Рационального Потребительского Бюджета (РПБ)
№ |
Наименование статьи расходов |
Процент по отношению ко всей сумме расходов |
1. |
Питание 1.1 Хлеб и крупы |
50 7 |
2. |
Одежда 2.1 Верхняя |
20 7 |
3. |
Мебель и предметы домашнего обихода |
5 |
4. |
Культурно-бытовые нужды |
5 |
5. |
Алкогольные напитки и курение |
4 |
6. |
Оплата квартиры |
6 |
7. |
Транспортные расходы |
3 |
8. |
Платежи, сборы, налоги |
3 |
9. |
Накопления, сбережения |
4 |
Итого:_______________________________________ 100
Победителем, т.е. наиболее социально зрелой семьей, объявляется семья, результаты которой ближе всего к РПБ.
5 этап
Анализ хода и результатов практикума
Каждой группе выдается бланк вопросов по основным моментам игры:
1. Процедура обсуждения семейного бюджета.
Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи? Чья точка зрения чаще всего находила понимание и поддержку? Были ли в семье конфликты? Какого рода и в чем была причина их конфликтов? Кто стремился гасить возникающие конфликты? Какие приемы он для этого использовал?
2. Игровые роли.
Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной игровой роли? Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Если кому - то не удалось выдержать рамки роли, то почему? Кому его роль в семье пришлась по душе? Почему?
3. Знания экономических реалий.
Представляли ли вы, хотя бы в общих чертах структуру семейного бюджета? На чей опыт вы опирались при обсуждении бюджета?
IV. Заключительная часть урока
К сожалению, в сложившейся у нас практике только редкие люди и семьи составляют и анализируют семейные и личные бюджеты. Чаще всего прибегают лишь к самым общим сопоставлениям доходов и расходов. В итоге иногда влезают в неоплатные долги, попадают в неприятные жизненные ситуации, находятся в постоянном стрессе. Понятно, что расчет бюджета сам себе не увеличивает доходы и не снижает расходы. Но он помогает понять, как это сделать и избежать личного и семейного банкротства.