Урок физики в 7-м классе по теме "Плавание тел". Тема урока: "Большая сила побеждает"

Разделы: Физика


Бoльшая сила побеждает

Цель урока.

  1. Познакомиться и изучить условия плавания тел в жидкостях.
  2. Научиться объяснять поведение тел (тонет, плавает, всплывает) сравнением силы тяжести и силы Архимеда, плотности жидкости и плотности тела.
  3. Использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.
  4. Способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты.
  5. Активизировать сознательную деятельность учащихся.

Ход урока

1. Организация начала урока.

2. Актуализация ЗУН (устный опрос) (см. таблицу).

3. Изучение нового материала.

Вывод. На тело, погруженное в жидкость, действует две силы: сила тяжести и сила Архимеда.

Под действием двух этих сил погруженное в жидкость тело будет двигаться в сторону большей силы.

Цель нашего урока: Предсказать и объяснить поведение тел, оказавшихся в жидкости. Приложение №1. Слайд №2.

Для достижения этой цели пронаблюдаем опыт.

Оборудование: три стакана с водой, три различных твердых тела (металлический цилиндр, парафин, пенопласт). Результат опыта на слайде№3. Приложение №1.

Зарисуем схематически наш эксперимент и сделаем выводы. Приложение №1. Слайд №4.

Все выводы запишем в таблице. (Таблица выдается каждому ученику в начале урока).

Поведение тела

Рисунок

Сравнение сил

Рисунок

Сравнение

плотностей

Тонет

   

Плавает

   

Всплывает

   

 

-А теперь скажите, почему я назвала тему урока именно так? - За счет большей силы тело совершает движение в ту сторону, куда направлена большая сила.

Зависит ли поведение тела от рода жидкости, ее плотности?

Пронаблюдаем самостоятельно опыт.

Оборудование: стакан с пресной водой, стакан с насыщенным раствором соли, две дольки сырого картофеля. Результат эксперимента на слайде № 5. Приложение №1.

- Мы видим, что долька картофеля утонула в пресной воде, а всплыла в соленой.  
- Почему так происходит? - Все зависит от плотностей, у пресной и соленой воды они не одинаковы, значит можно предположить, если в соленой воде картофель всплыл, значит, его плотность меньше чем плотность раствора соли. Но, а если картофель утонул, значит, его плотность больше плотности воды.
- А когда долька картофеля будет плавать в жидкости? - Когда плотность раствора будет равна плотности картофеля.

Пронаблюдаем это на опыте. Оборудование: Стакан с раствором соли, но такой, чтобы картофелина плавала в нем, долька картофеля. Результат эксперимента на слайде №6. Приложение №1.

Заполним две последних колонки таблицы самостоятельно.

Взаимопроверкой проверим правильность заполнения таблицы. Приложение №1. Слайд №7.

- Вернемся к цели сегодняшнего урока. Предсказать и объяснить поведение тел, оказавшихся в жидкости.  
- Какой вывод можно сформулировать? - Необходимо два условия – сравнение сил и сравнение плотностей, для предсказания и объяснения поведения тел, оказавшихся в жидкости.

*****Для профильного класса с углубленным изучением математики и физики необходимо рассмотреть связь между силами и плотностями жидкостей.

- Между силой тяжести и силой Архимеда, а так же между плотностью тела и жидкости существует математическая связь. Докажем это.

1. Если тело тонет, то выполняется условие:

Fт>FА

mт * g > g * wpe1.jpg (717 bytes)ж * Vт

wpe1.jpg (717 bytes)т * Vт * g > g * wpe1.jpg (717 bytes)ж * Vт

wpe1.jpg (717 bytes)т > wpe1.jpg (717 bytes)ж

2. Второе условие доказывается аналогично и у доски работает по желанию ученик.

 

Fт = FА

mт * g = g * wpe1.jpg (717 bytes)ж * Vт

wpe1.jpg (717 bytes)т * Vт * g = g * wpe1.jpg (717 bytes)ж * Vт

wpe1.jpg (717 bytes)т = wpe1.jpg (717 bytes)ж

3. Третье условие выполним самостоятельно.

Fт < FА

mт * g < g * wpe1.jpg (717 bytes)ж * Vт

wpe1.jpg (717 bytes)т * Vт * g < g * wpe1.jpg (717 bytes)ж * Vт

wpe1.jpg (717 bytes)т < wpe1.jpg (717 bytes)ж

- Достигнута ли цель урока? - Да.

И так цель урока достигнута. Все наши рассуждения и новые знания помогут вам выполнить домашнее задание.

4. Домашнее задание: § 50, упр.25(2,5). Слайд №8. (Разбор домашнего задания, отвечаю на вопросы, если они возникли).

5. Закрепление нового материала.

- Пользуясь таблицами плотности 2- 4, определите, тела из каких металлов тонут в машинном масле. - Например, осмий, золото, алюминий, цинк. Т. к. их плотность намного больше плотности машинного масла.
- Тела, из каких веществ будет плавать в машинном масле? - Парафин, лед, т. к. их плотности равны.
- Тела, из каких веществ будут всплывать? - Дуб, сосна, пробка, т. к. их плотности меньше плотности машинного масла.
- Почему сырое свежее яйцо тонет в пресной воде, а испорченное всплывает? - У испорченного яйца плотность меньше чем у воды и оно всплывает, а у свежего яйца плотность больше чем у воды и оно тонет.
- Почему горящий керосин нельзя тушить водой?

Молодцы.

- Т. к. плотность керосина меньше плотности воды он при тушении постоянно будет на поверхности воды, и будет продолжать гореть.