Бoльшая сила побеждает
Цель урока.
- Познакомиться и изучить условия плавания тел в жидкостях.
- Научиться объяснять поведение тел (тонет, плавает, всплывает) сравнением силы тяжести и силы Архимеда, плотности жидкости и плотности тела.
- Использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.
- Способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты.
- Активизировать сознательную деятельность учащихся.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Актуализация ЗУН (устный опрос) (см. таблицу).
3. Изучение нового материала.
Вывод. На тело, погруженное в жидкость, действует две силы: сила тяжести и сила Архимеда.
Под действием двух этих сил погруженное в жидкость тело будет двигаться в сторону большей силы.
Цель нашего урока: Предсказать и объяснить поведение тел, оказавшихся в жидкости. Приложение №1. Слайд №2.
Для достижения этой цели пронаблюдаем опыт.
Оборудование: три стакана с водой, три различных твердых тела (металлический цилиндр, парафин, пенопласт). Результат опыта на слайде№3. Приложение №1.
Зарисуем схематически наш эксперимент и сделаем выводы. Приложение №1. Слайд №4.
Все выводы запишем в таблице. (Таблица выдается каждому ученику в начале урока).
Поведение тела |
Рисунок |
Сравнение сил |
Рисунок |
Сравнение плотностей |
Тонет |
||||
Плавает |
||||
Всплывает |
-А теперь скажите, почему я назвала тему урока именно так? | - За счет большей силы тело совершает движение в ту сторону, куда направлена большая сила. |
Зависит ли поведение тела от рода жидкости, ее плотности?
Пронаблюдаем самостоятельно опыт.
Оборудование: стакан с пресной водой, стакан с насыщенным раствором соли, две дольки сырого картофеля. Результат эксперимента на слайде № 5. Приложение №1.
- Мы видим, что долька картофеля утонула в пресной воде, а всплыла в соленой. | |
- Почему так происходит? | - Все зависит от плотностей, у пресной и соленой воды они не одинаковы, значит можно предположить, если в соленой воде картофель всплыл, значит, его плотность меньше чем плотность раствора соли. Но, а если картофель утонул, значит, его плотность больше плотности воды. |
- А когда долька картофеля будет плавать в жидкости? | - Когда плотность раствора будет равна плотности картофеля. |
Пронаблюдаем это на опыте. Оборудование: Стакан с раствором соли, но такой, чтобы картофелина плавала в нем, долька картофеля. Результат эксперимента на слайде №6. Приложение №1.
Заполним две последних колонки таблицы самостоятельно.
Взаимопроверкой проверим правильность заполнения таблицы. Приложение №1. Слайд №7.
- Вернемся к цели сегодняшнего урока. Предсказать и объяснить поведение тел, оказавшихся в жидкости. | |
- Какой вывод можно сформулировать? | - Необходимо два условия – сравнение сил и сравнение плотностей, для предсказания и объяснения поведения тел, оказавшихся в жидкости. |
*****Для профильного класса с углубленным изучением математики и физики необходимо рассмотреть связь между силами и плотностями жидкостей.
- Между силой тяжести и силой Архимеда, а так же между плотностью тела и жидкости существует математическая связь. Докажем это.
1. Если тело тонет, то выполняется условие:
Fт>FА
mт * g > g * ж * Vт
т * Vт * g > g * ж * Vт
т > ж
2. Второе условие доказывается аналогично и у доски работает по желанию ученик.
Fт = FА
mт * g = g * ж * Vт
т * Vт * g = g * ж * Vт
т = ж
3. Третье условие выполним самостоятельно.
Fт < FА
mт * g < g * ж * Vт
т * Vт * g < g * ж * Vт
т < ж
- Достигнута ли цель урока? - Да.
И так цель урока достигнута. Все наши рассуждения и новые знания помогут вам выполнить домашнее задание.
4. Домашнее задание: § 50, упр.25(2,5). Слайд №8. (Разбор домашнего задания, отвечаю на вопросы, если они возникли).
5. Закрепление нового материала.
- Пользуясь таблицами плотности 2- 4, определите, тела из каких металлов тонут в машинном масле. | - Например, осмий, золото, алюминий, цинк. Т. к. их плотность намного больше плотности машинного масла. |
- Тела, из каких веществ будет плавать в машинном масле? | - Парафин, лед, т. к. их плотности равны. |
- Тела, из каких веществ будут всплывать? | - Дуб, сосна, пробка, т. к. их плотности меньше плотности машинного масла. |
- Почему сырое свежее яйцо тонет в пресной воде, а испорченное всплывает? | - У испорченного яйца плотность меньше чем у воды и оно всплывает, а у свежего яйца плотность больше чем у воды и оно тонет. |
- Почему горящий керосин нельзя тушить
водой? Молодцы. |
- Т. к. плотность керосина меньше плотности воды он при тушении постоянно будет на поверхности воды, и будет продолжать гореть. |